Странствие по просторам истории
08 Февраля 2025
Можно ли осмыслить средствами литературы трудный путь, который каждый из нас проделал вместе с Россией за последние несколько десятилетий? А – за несколько веков?
В отличие от журналиста или поэта, прозаик, став свидетелем и участником ярких событий, редко пишет по горячим следам. Нужна историческая дистанция. Тем более, когда речь идет о событиях судьбоносных не только для отдельных людей, но для всей страны. «Служенье муз не терпит суеты», а «большое видится на расстоянии». Но бывает и наоборот. У тех, кому выпало жить внутри исторических событий, нет времени ждать, пока они остынут, отстоятся, обретут окончательную форму – делать выводы из происходящего и принимать решения им приходится здесь и сейчас. И зачастую лучшим помощником в этом непростом деле становится литература, рождающаяся в режиме реального времени.
Для Александра Лапина, в прошлом журналисты «Комсомольской правды», это единственно возможный способ существования. Причем это качество, по словам Владимира Мамонтова, давнего соратника Лапина по «КП», ныне возглавляющего Совет директоров газеты, было присуще ему всегда: «Александр был писателем уже в журналистские времена – не по роду деятельности, а по уровню осмысления событий, о которых он писал. У него был не репортерский, а, скорее философский взгляд на мир, который с годами просто обрел новую оптику».
Чтобы успевать осмыслить происходящее на твоих глазах, необходимо быть «историком-практиком», а не теоретиком. Любая дорога начинается с первого шага. «В студенческие годы, – вспоминает Александр Алексеевич, – каждый из нас мечтал рано или поздно стать писателем и создать что-то стоящее, как тогда говорили – «нетленку». Прошло много лет. Стало ясно, что волей судьбы мы принадлежим к поколению, оказавшемуся в центре всех катаклизмов, потрясавших нашу страну на рубеже XX-XXI веков – от «эпохи похорон» и перестройки до крушения страны и смены экономического строя. И тогда я понял, что если сейчас не возьмусь за дело, не расскажу о том, как мы жили, боролись, страдали и побеждали, то, по большому счету, не сделаю самого главного в своей жизни. А дальше… Впрягся и поехал. Это было двенадцать лет назад. Сегодня я с радостью представляю читателям «Копье Пересвета», книгу, действие которой разворачивается в наши дни».
Презентация нового романа Александра Лапина прошла в книжном клубе «Достоевский», знаковом месте для всех, кому книга служит не столько уютным времяпрепровождением, сколько поводом для диалога с автором и с самим собой. Представляя книгу, известный журналист, писатель, теле- и радиоведущий Егор Серов признался, что его, в первую очередь подкупает непривычный стиль прозы: «Я читаю о том, как мы строили свою судьбу и свою страну, и поражаюсь, каким документально точным может быть художественное произведение. Это и обеспечивает книгам Лапина неизменный интерес читателя – он узнает в его героях самого себя, друзей, родных. Читатель включается в жизнь персонажей потому, что и сам проходил теми же крутыми виражами».
Александр Лапин
«У Александра Лапина – обостренное чувство времени – уверен главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. – Наше издательство стояло у колыбели уникального цикла романов о нашей современности. Не каждый найдет слова, чтобы рассказать о переломных временах, которые ему довелось пережить. Меня, как историка по призванию и издателя современной литературы по предназначению, покорила предельная честность Александра Алексеевича, не побоявшегося рассказать о том, как все эти годы жили обычные люди, волею судеб попавшие в жернова Большой Истории».
Начало циклу положила шеститомная сага «Русский крест», охватившая без малого полвека отечественной истории – с 60-х годов прошлого века, до первого десятилетия века нынешнего. Герои добрались до сегодняшнего дня, жизнь продолжалась, и как оказалось, готовила им новые испытания, уже скорее экзистенциального, а не «историко-бытового» плана. Так появился роман «Святые грешники», в котором героям пришлось искать свой путь к вечным истинам. За ним последовал роман «Крымский мост», задуманный писателем еще до того, как развернулась эта масштабнейшая стройка. Новый герой – Олег Мировой, принял эстафету у персонажей «Русского креста», и начал собственное странствие – не столько буквально-географическое, сколько через дебри мировой истории.
С этого романа, по сути, начался новый этап в творчестве писателя – в его произведениях все отчетливее начала проявляться просветительская составляющая. Написанное как его продолжение «Копье Пересвета», действие которого происходит в наши дни - яркое тому подтверждение. Конечно – настоящая литература сама по себе служит просвещению читателя. Но все же, художественное произведение – не хрестоматия по истории – создание увлекательного сюжета, как правило, требует пожертвовать исторической достоверностью. Однако Александр Лапин умеет совмещать несовместимое. «Нужно обладать немалой смелостью, – считает председатель Союза писателей России Николай Иванов, – чтобы позвать читателя в путешествие вглубь времен. Подлинную историю – историю фактов, а не домыслов и интерпретаций – многие считают материей чрезвычайно скучной. Обычный человек, в отличие от вечно сомневающегося историка, точно знает «как все было на самом деле». Интернет стал трибуной огромного количество диванных экспертов, абсолютно нетерпимых к взглядам, отличным от их собственных. А Лапин в каждом романе оперирует огромным количеством документов, внимательное изучение которых позволяет человеку сформировать верное представление об изображаемых писателем событиях и их влиянии на нашу сегодняшнюю жизнь. Он помогает читателю звено за звеном восстановить ту самую цепь времен, которая соединяет его с собственными предками. Однажды я оказался в летнем лагере выдающегося педагога-новатора Михаила Щетинина. Горько плакавшему мальчугану лет десяти Михаил Петрович сказал, что за его спиной стоят и папа, и дедушка, и прадедушка, а значит, ему не десять, а как минимум лет 250: «Никогда не говори, что ты маленький. Тебе ровно столько, сколько прожили твои предки, о которых ты знаешь. Ты – их продолжение и не должен плакать по пустякам!» В том же ключе писатель Лапин и ведет разговор со своими читателями».
Исторические экскурсы – неотъемлемая черта авторского стиля Лапина. Герой «Крымского моста» Олег Мировой, бывший офицер военно-морского флота, а ныне успешный предприниматель, встроенный в вертикаль бизнеса и власти, и думать не мог, что круиз вокруг Европы окажется путешествием не только в пространстве, но во времени и в лабиринтах собственной души. Масонские тайны, подземные коридоры резиденции испанских владык, отшельнический скит на горе Афон и… кровавый омут «революции гидности», и «вежливые люди», спасающие от нового штамма «коричневой чумы» многострадальный Крым. В итоге герою придется отказаться от себя прежнего, сменив имя и начав все с чистого листа… романа «Копье Пересвета».
Герой снова пустится в странствие. На сей раз – по великим русским рекам. И по великой дуге русской истории – такое название получит одна из частей новой книги, - он пройдет от одной русской святыни к другой – Валаам, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Дивеева пустынь. Он будет внимательно вчитываться в страницы нашего прошлого: гибель царевича Димитрия в Угличе, перелом в судьбе Володи Ульянова в Симбирске-Ульяновске, создание «запасной столицы» в Самаре-Куйбышеве и ядерного щита в Сарове-Арзамасе-16. И, наконец, окажется в пылающем Мариуполе – в центре истории, творящейся на наших глазах.
«Писать об этом нужно именно сейчас, – уверен известный писатель и журналист, главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов, – Когда сегодня меня пытаются убедить в том, что на Украине, после всего пережитого ею в Великую Отечественную, не мог возродиться фашизм, я показываю свой очерк «Двойники» о парнях из Белой Церкви, зиговавших и штудировавших «Майн кампф» в 1984 году. О чем новый роман Лапина? Открываем и читаем: «Донбасс – фронтир русской империи. Сюда мы – русские, чеченцы, буряты, башкиры, адыги, татары – пришли, чтобы защитить русский мир. Это большая битва – битва идей. Потому что Россия – это тоже идея, а идеи всегда противоборствуют. В основе любого конфликта – битва идей. А если есть идея, то есть и люди, готовые за эту идею сражаться и умереть». Книга про это».
Роман «Копье Пересвета» начал свой путь к читателю. А на столе у писателя уже обретает контуры новый замысел – книга о Смутном времени. Странствие по просторам отечественной истории продолжается.
Виктория Пешкова