Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Альфа созвездия Стрельца

06 Декабря 2024

Джульетта и Элиза Дулиттл, Раневская и Огудалова, леди Макбет и Дульсинея Тобосская, Елизавета Английская и Анна Австрийская, Мария-Антуанетта и сама Снежная королева. Это все она – Алиса Фрейндлих, обожаемая и боготворимая. У самой прекрасной «мымры» всех времён и народов юбилей.

фрейндлих.jpg

Алиса Бруновна к возрасту относится философски. А как иначе, если она в драмкружке дома пионеров начинала со старушек – играла Феклушу и сумасшедшую барыню в «Грозе» Островского. В институтских дипломных спектаклях ей достались Татьяна-скотница в «Осенней скуки» по Некрасову и знахарка Зобунова в «Егоре Булычёве и других». В 35 лет она носилась по сцене Малышом из «Карлсона, который живёт на крыше». В 41 обернулась Принцессой, сбежавшей из дворца к Трубадуру. В 70 преобразилась в 92-летнюю скульпторшу в фильме Константина Худякова «На Верхней Масловке». В 76 в «Оскаре и Розовой даме» Шмитта – не прибегая ни к переодеваниям, ни к гриму – сыграла одновременно 10-летнего мальчика, умирающего от рака, и его пожилую сиделку. «С возрастом, – считает актриса, - открываешь простую истину. Важно не как ты выглядишь, а есть ли в твоей душе хотя бы осколок детства. Чем больше в тебе ребенка, тем дальше отодвигается твоя старость».

фрейндлих2.jpg

В спектакле "Укрощение строптивой"

У юной Алисы был прекрасный голос – высокое меццо, она мечтала об оперной сцене. Пыл дочери охладил Бруно Фрейндлих – без фактуры там делать нечего. И она отправилась поступать в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. Попала в мастерскую Бориса Зона. Чуткий педагог растил из Алисы острохарактерную актрису. Унаследовав от отца трезвый ум, она спокойно приняла тот факт, что Джульеттой ей не быть.

Может, судьба отблагодарила её ролями романтических героинь именно за это мужественное смирение? Она подарит ей Гелену в «Варшавской мелодии», Дашу в «Хождении по мукам», Катарину в «Укрощении строптивой», Альдонсу в «Дульсинее Тобосской», Лику в «Моем бедном Марате». В каждую роль она вкладывала частицы себя, но и роли отдавали ей свою частичку. Какой же глубины должен быть колодец, если в нём столько всего уместилось!.. Однако Алиса Бруновна корит себя за то, что слишком долго пребывала в счастливом – и наивном! – убеждении, что всё еще впереди, всё успеется. Это простительное, в общем-то, заблуждение она считает самой большой ошибкой своей жизни. И если сокрушается о том, что после смерти Георгия Товстоногова сыграла в БДТ гораздо меньше, чем могла и хотела, то, улыбаясь, констатирует, что лучшая творческая пора жизни – с 30-ти до 50-ти – пришлась на золотой век театра имени Ленсовета, когда у руля там стоял Игорь Владимиров. Это его руками судьба делала ей такие роскошные подарки.

Алиса Бруновна только смеётся, когда её называют красавицей. Между тем, её красота неоспорима, ибо – самородна. И весь её «секрет» в вечной женственности. Которую не спрячешь. Эльдар Рязанов именно поэтому не утвердил Алису на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе». Стиль «гамен» - эдакого мальчишки-сорванца - ей подсказал Игорь Петрович Владимиров. Алиса Бруновна верна ему до сих пор. Внешнее «мальчишество» только подчёркивает её глубокую женскую природу. 

фрейндлих4.jpg     

С Игорем Владимировым в фильме "Старомодная комедия"

Кстати, на кинокарьеру Фрейндлих тоже поначалу не рассчитывала – в институт нередко заглядывали ассистенты с «Ленфильма», все как один считавшие девушку совершенно некиногеничной. Пересчитывать роли не будем. Просто вспомним, что в её послужном списке буфетчица и пенсионерка-детектив, кассирша из цирка и прославленная балерина, жена сталкера и мать гениального поэта, звезда провинциальной сцены и фрейлина императорского двора. И это все – она, универсальная актриса.

Сыграв в «Анне и Командоре» вдову учёного, погибшего во время эксперимента, доказав своё право на лирическое высказывание, Фрейндлих тут же, как с обрыва в водоворот, бросилась в комедию, изобразив баронессу де Шампиньи в «Соломенной шляпке» Леонида Квинихидзе. Грация, изящество, аристократизм и такая истинно французская манкость! Фильм снимался на сплошной импровизации, строго соблюдалась лишь сюжетная линия. Сцена поединка, где у героя Михаила Козакова слетает с головы парик, могла бы уйти в корзину, если бы не Фрейндлих, легким движением руки прикрывшая веером лысину виконта. "За её веером можно было спрятать не только многоопытного Козакова, но и начинающего меня", – вспоминал о фильме Михаил Боярский.

«Я всех своих партнеров, – признаётся Алиса Бруновна, – ну, девяносто процентов из них, то есть за очень малым исключением, – нежно люблю. И после работы с ними возникают такие родственные чувства, что со многими из них я продолжаю дружить за пределами фильма, даже если потом мы вместе не снимаемся и на сцене не играем».

На советском экране несказочные королевы появлялись нечасто. Да, наша экранизация Дюма скромна по костюмам и интерьерам, но щедра актерскими дарованиями. Потому её до сих пор и пересматривают. Фрейндлих сыграла Анну Австрийскую блистательно: оскорбленная испанская гордость подсказала её величеству подарить возлюбленному подвески чурбана-мужа – какая великолепная месть!

фрейндлих3.png

В "Служебном романе"

Для большинства зрителей Фрейндлих – это «наша мымра». Свою пьесу «Сослуживцы» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский переделывали в киносценарий, заранее зная, кто какую роль будет играть. До сих пор и публика, и критики восхищаются актрисой, отважившейся на такую метаморфозу своей внешности, видят в этом чуть ли не подвиг – мол, какая женщина добровольно появится на экране в образе "серой мышки"? Сама Алиса Бруновна ничего героического в этом не видит. Она лично перерыла все костюмерные «Мосфильма» в поисках подходящего кримпленового костюмчика 52 размера. И «мымрскую» походку класса «чешет на работу, будто сваи вколачивает» специально отрабатывала. Только в каштановый выкрасилась не ради Людмилы Прокофьевны, а ради Марты из спектакля «Интервью в Буэнос-Айресе» в родном «Ленсовете»: парик на сцене все время съезжал набок.

Фрейндлих никогда не боялась экспериментов. Рискнула даже попробовать себя в детективе, сыграв «русскую мисс Марп» - Ольгу Петровну Туманову в «Женской логике». Правда, привлёк актрису всё-таки не криминальный сюжет, а характер героини: «Изначальный замысел был иным, – открыла Алиса Бруновна маленькую тайну автору этих строк. – Мы с режиссёром Эльдором Уразбаевым договорились, что это будет такая себе пыльная, смешная и наивная старушка, увлекающаяся раскручиванием всяческих головоломок. Они для неё, как для ребёнка – любимая игрушка. Она ведь и по сути – ребёнок. Но по мере написания следующих серий, это стало куда-то исчезать. Возникла лирика, которая не очень вяжется с этим характером и уводит в сторону. Отношения с героем Станислава Говорухина, они, конечно, милые и трогательные, лишили меня возможности сделать эту бабку нелепой. А притягательность характера для меня как раз и была в этой нелепости и детскости а-ля мисс Марп. Наивный человек ближе к истине, чем умудренный. Так мне кажется». 

К 80-летию тогдашний худрук Большого драматического театра, в котором актриса служит уже сорок лет, поставил для Фрейндлих удивительный спектакль, переплетя жизни двух Алис – ленинградской и кэрроловской. Повзрослевшая и помудревшая героиня спустя десятилетия снова оказывается в Стране чудес, где её никогда не забывали и очень надеялись увидеть снова. Во втором акте зрители сидят прямо на сцене – на диванах, стульях и скамейках старой петербургской квартиры. Мне достался шаткий пуфик, разумеется, без спинки. Пытаясь в антракте примоститься на нём поудобнее, я огорчалась, что моя спина не выдержит такого испытания. Но то, что мне казалось испытанием, обернулось одним из самых щедрых подарков судьбы: мой затрапезный пуф стоял на расстоянии вытянутой руки от актрисы – слышен был каждый вздох, ясен каждый взгляд, самый мимолётный. Рождалось обыкновенное чудо…

Творческое долголетие Алисы Фрейндлих – феномен. природу которого, возможно, так и не удастся распознать. Сама актриса уверяет, что всё как раз очень просто: «Актёрская профессия учит экономить силы. Резервуар, откуда их можно черпать один – и для работы, и для жизни. Каждый ищет свой баланс, своё личное равновесие. Ведь если перетратишься в приватности, на сцену выйдешь пустым, выложишься вчистую на сцене – не хватит на близких, которым, возможно, ты сейчас необходим как воздух. Это тоже цена профессии». Алиса Бруновна знает, насколько она высока. Знает давно, но что-либо менять не хотела ни тогда, ни сейчас. Если на что и сетует, так это на затянувшийся, по её мнению, «простой»: «Я Стрелец по гороскопу, то есть всегда целюсь в неведомое!» Что ж, новых целей Вам, дорогая Алиса Бруновна!

 

Виктория Пешкова