Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Размышления о Крымской весне

№112 апрель 2024

Журнал «Историк» провел II ежегодный научно-образовательный форум «Историческая Россия: пространство и время».

Вторая по счету сессия созданного по инициативе журнала «Историк» форума была приурочена к 10-летию возвращения Крыма в состав России. К этой знаменательной дате «Историк» при поддержке ПАО «Транснефть» подготовил новое издание книги «Крым. Страницы истории с древнейших времен до наших дней», приветствия к читателям которого направили президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Участниками мероприятия стали студенты исторических факультетов московских вузов, историки, политологи, журналисты, а также учащиеся одной из московских школ.

 


«Противостоять лжи»

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин (его приветствие участникам форума зачитал глава правления РИО, доктор исторических наук Руслан Гагкуев) подчеркнул, что «при жизни каждого поколения случаются события, которые не только отражают суть времени, но и задают направление развития страны на долгие годы. Проголосовав за возвращение в родную гавань, крымчане прервали установившийся на 23 года период безвременья и восстановили утраченную историческую справедливость».

«Крым и его славное историческое прошлое – настоящий форпост России в деле отстаивания исторической правды», – отметил в своем приветствии участникам форума помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский (его обращение зачитал один из авторов книги, кандидат исторических наук Юрий Никифоров). Помощник президента подчеркнул, что «Россия не приемлет разрушительный "европейский" подход к исторической памяти, ведущий к стравливанию народов, разжиганию межнациональных противоречий и русофобии, воскрешению фашизма как оружия, направленного против нашей страны».

Вице-президент ПАО «Транснефть» Владимир Каланда приветствовал участников форума от имени президента компании Николая Токарева и более чем 130-тысячного коллектива ее сотрудников. «Это не первый наш проект с журналом "Историк". И тем более это не первый наш проект в сфере исторического образования, популяризации истории. В этой работе мы всегда придерживаемся постулата, заложенного Владимиром Владимировичем Путиным: противостоять попыткам фальсификации и искажения истории можно только путем объективного изучения исторических фактов. Противостоять лжи можно только правдой», – подчеркнул Владимир Каланда.

_DSC2146.png_DSC2063.png
_DSC1988.png_DSC2255.png

RIA_511563.HR.png

 


«Осмыслить феномен России»

Открывая заседание, главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков отметил, что «событие, которое собрало участников форума, – 10-летие Крымской весны – действительно рубежное и масштабное во всех смыслах этого слова». Он напомнил, что этому событию журнал «Историк» посвятил свой мартовский номер.

Для «Историка», подчеркнул Владимир Рудаков, юбилей имеет не только общегосударственное, но и личное измерение. Общегосударственное измерение очевидно: весной 2014 года была открыта новая страница российской истории. «А личное измерение заключается в том, что наш журнал, по сути дела, и возник благодаря Крымской весне, которая породила огромный интерес к прошлому нашей страны, к созидательному изучению ее истории». По словам Рудакова, этот интерес с каждым годом растет, потому что «сами обстоятельства времени, в котором мы живем, задают обществу большое количество вопросов, на которые люди ищут ответы, в том числе и в нашей драматической, но при этом великой истории». «Для нас, историков, это и очень приятное обстоятельство (нам отрадно, что растет интерес к тому, что мы делаем), но это и очень большая ответственность. Наш форум – один из каналов коммуникации на эти темы и один из способов осмысления феномена исторической России», – отметил Владимир Рудаков. Он напомнил, что форум был создан в прошлом году при поддержке ПАО «Транснефть» и первая его сессия была посвящена деятелям исторической России – тем людям, которые внесли важный вклад в ее развитие и становление. Задача форума «состоит в том, чтобы осмыслить феномен России во всех ее исторических измерениях – пространственных и временных», подчеркнул он.

Заседание форума прошло в Государственном центральном музее современной истории России, где двумя днями ранее открылась выставка «Крым: на пути к свободе», рассказывающая о событиях Крымской весны 1944 и 2014 годов. Генеральный директор музея Ирина Великанова, приветствуя участников и гостей форума, дала высокую оценку книге «Крым. Страницы истории с древнейших времен до наших дней»: «Сегодня презентуется большой исследовательский труд. Все, что делает журнал "Историк", всегда очень фундаментально и при этом легко читается. А ведь это очень важно, особенно для молодежи. Я очень рада, что мы продолжаем наше сотрудничество. Наш музей всегда открыт для журнала "Историк", здесь работают ваши друзья».

_DSC2131.png_DSC2315.png
_DSC2117.png_DSC2013.png

 


«Россия начала возвращать свое»

Главной темой форума стало обсуждение истории Крымской весны 2014 года. Анализируя события того времени в международном контексте, политолог и журналист Дмитрий Саймс обратил внимание собравшихся на обстоятельства, связанные с распадом СССР. По его словам, «часто забывают о том, что Украинская ССР вступила в ООН еще до передачи ей Крыма, однако в 1991 году об этом никто не вспомнил». Утверждая, что в момент подписания Беловежских соглашений Россия могла вернуть себе Крым, Саймс сослался на разговор с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком, состоявшийся в начале 1992-го в Киеве. «Я тогда сопровождал бывшего президента США Ричарда Никсона. В разговоре с Кравчуком Никсон отозвался о Ельцине весьма положительно, хотя позже поменял свое мнение. И тут Кравчук сказал, что он тоже очень доволен тем, что Ельцин находится во главе России. Поясняя свою мысль, Кравчук отметил, что, когда он вел переговоры с Ельциным о независимости Украины, все время ждал, что тот поднимет вопрос о Крыме. А Ельцин о нем даже не вспомнил!» – передал слова первого президента Украины Дмитрий Саймс.

С его точки зрения, приняв Крым в свой состав, Россия не просто восстановила историческую справедливость. Она впервые после распада СССР выступила на международной арене не как сторона, защищающая то, что у нее осталось. Она начала возвращать то, что ей принадлежало, – по совести и в силу национальных интересов. Да и международное право после переворота в Киеве было на ее стороне. «Россия не просто не побоялась и не постеснялась пойти наперекор желаниям "коллективного Запада", но и оказалась в состоянии применить для этого вооруженную силу. У меня осталось ощущение, что в Вашингтоне этого никто не ожидал».

«Для меня освобождение Крыма – это героическая успешная операция, которая сделала очень много и для самого Крыма, и для России. И я уверен, что в не таком уж недалеком будущем у этого будет не менее достойное продолжение», – сказал Дмитрий Саймс.

_DSC1926.png

 


Восстановление справедливости

Слово «справедливость» во многом определяет нынешнее отношение к событиям 2014 года в восприятии населения всей России. Об этом в своем выступлении в рамках форума рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. «Почему Россия правильно поступила, приняв Крым в свой состав? Главный аргумент, по мнению опрошенных нами жителей страны, связан со справедливостью. Вот что говорят люди: "Крым – исконно русская земля", "Мы должны восстановить историческую справедливость", "Крым всегда был нашим", "Хрущев не имел права его отдавать". Так или иначе о восстановлении порушенной справедливости при воссоединении полуострова с Россией говорит каждый второй опрошенный – и это самый частый ответ, – констатировал Федоров. – На втором месте – стратегические интересы, связанные с защитой России. Но об этом говорят примерно в четыре раза реже, чем о справедливости. Таким образом, главные факторы выбора в пользу воссоединения – моральные, а не прагматические. Третий по значению фактор – восстановление единства искусственно разделенного народа: "Мы должны были помочь нашим людям, живущим в Крыму" – так отвечали люди».

Валерий Федоров говорит о весьма давней укорененности такого восприятия Крыма в сознании россиян. «Осенью 2013 года мы готовили к очередному заседанию Валдайского клуба доклад о восприятии гражданами нашей страны ситуации вокруг непризнанных или спорных территорий на пространстве СНГ. Мы спрашивали граждан России: по сути спорные территории – это наша, русская земля или нет? Из всех возможных точек на карте только одна, по мнению более чем половины россиян, уже тогда – в 2013 году! – признавалась несомненно российской территорией. Это был Крым».

Что сейчас думают о событиях 10-летней давности наши сограждане? Директор ВЦИОМ представил результаты мониторингового опроса, приуроченного к 10-летию Крымской весны. На вопрос «Правильно ли поступила Россия, приняв Крым в состав Российской Федерации?» положительный ответ дали 86% опрошенных, отрицательный – лишь 9%. А какие чувства и эмоции сегодня испытывают люди, говоря о воссоединении Крыма с Россией? Как и в опросах предыдущих лет – в первую очередь гордость за свою страну. 

 


«Мы хотим, чтобы здесь был русский язык!»

Инициаторами воссоединения Крыма с Россией выступили в первую очередь сами крымчане. О том, какими были их настроения накануне начала Русской весны, участникам II ежегодного научно-образовательного форума «Историческая Россия: пространство и время» рассказал политический обозреватель телеканала «Россия» Алексей Петров, который в феврале-марте 2014 года находился в Крыму и наблюдал происходившие там события во всей их динамике и драматизме.

«О чем прежде всего хочется вспомнить сегодня, спустя 10 лет после весенних событий в Крыму? О том, что для крымчан была неприемлема насильственная украинизация, – заявил Петров. – Жители полуострова говорили нам: мы хотим, чтобы здесь был русский язык! Будь то объявления в транспорте, будь то документооборот или вывески – это все должно быть по-русски. И страх, что сейчас, после Майдана, это все резко и навсегда изменится, был, наверное, одним из мощнейших триггеров, с которого все началось». Вторым важнейшим мотивом, побудившим крымчан к сопротивлению киевскому Майдану, отстаиванию своей независимости и стремлению вернуться в Россию, были опасения неизбежного переписывания истории. «Симферопольцы, например, беспокоились, что у них снесут памятник Ленину, как к тому моменту уже сделали в Киеве, – вспоминает Алексей Петров. – Севастопольцы очень переживали о судьбе памятника Екатерине Великой. На фоне всех этих ощущений Крым и начал бурлить. И бурление это было очень эмоциональным. Люди радовались появлению российских журналистов, потому что видели возможность донести свою позицию до граждан и руководства России». 

«То, что мы наблюдали в те дни в Крыму, шло вразрез с картинкой с киевского Майдана, на котором были женщины с кастрюлями на головах и раздавались крики: "Кто не скачет, тот москаль". В Севастополе и Симферополе, конечно, никто не скакал. Там была совершенно другая атмосфера и другие настроения, и свою судьбу крымчане выбирали вполне осознанно».

_DSC1956.png_DSC2190.png
_DSC2295.png_DSC2307.png

 


«Гарантировать сохранение суверенитета»

Большой интерес вызвало содержательное и эмоциональное выступление адмирала Игоря Касатонова, в 1991–1992 годах командовавшего Черноморским флотом. Начав с экскурса в историю Крыма, он подчеркнул, что на протяжении столетий Россия вела борьбу за сохранение своего оборонного пространства, на которое посягали иноземные завоеватели. 

Сегодня широко известно, что именно Игорю Касатонову Россия обязана тем, что после демонтажа Советского Союза значительная часть Черноморского флота в итоге досталась ей, а не Украине. По договоренностям, достигнутым в Беловежской Пуще, флот по умолчанию должен был в полном составе стать украинским. При принятии этого решения не учли ни мнение самих моряков, ни позицию крымчан, прежде всего севастопольцев, ни даже тот факт, что в составе экипажей кораблей и судов, равно как и в береговых подразделениях, служили представители 44 (!) национальностей, отметил бывший командующий флотом.

В декабре 1991 года адмирал Касатонов оказался в очень сложной ситуации. Не успели высохнуть чернила под Беловежскими соглашениями, как президент Украины Кравчук потребовал, чтобы Черноморский флот принял присягу на верность «незалежной». Подавляющее большинство моряков сделать это отказались. В критический момент адмирал, проявив выдержку и настойчивость, добился того, чтобы президент Борис Ельцин сел за стол переговоров. По словам Игоря Касатонова, укрепить симпатии к России в Крыму парадоксальным образом очень помог прибывший в Севастополь «поезд дружбы» с Западной Украины. Севастопольцы, увидев украинских националистов и послушав их речи, осознали угрозу, исходившую от непрошеных гостей. «29 февраля 1992 года мы перезахоронили в Севастополе во Владимирском соборе прах четверых российских адмиралов: Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина, – поделился воспоминаниями адмирал Касатонов. – А 1 марта в Севастополь приехали украинские националисты. Вы знаете, они нам так помогли! Именно тогда севастопольцы поняли, куда это все идет и куда их ведут. Тогда и наступил перелом». После этого запрет командующего флотом личному составу принимать присягу Украине до тех пор, пока не будет достигнута политическая договоренность о разделе флота, никому в Севастополе не показался странным. «Мы победили, потому что фактически из ничего, на пустом месте родились договорно-правовые отношения между Россией и Украиной». В итоге Россия добилась раздела Черноморского флота и сохранения за собой военно-морской базы в Севастополе.

Как считает адмирал Касатонов, попытка отнять у России флот на Черном море была частью общей стратегии Запада по развалу выстроенного на основе решений Ялтинской конференции оборонного пространства нашей страны. «Запад остался недоволен итогами Второй мировой войны, и для их изменения была начата холодная война, – уверен флотоводец. – А после прихода к власти Михаила Горбачева этот процесс пошел полным ходом». «Так что возвращение Крыма в родную гавань можно считать началом обратного процесса – восстановления Россией своего оборонного и исторического пространства. Это необходимо для того, чтобы гарантировать сохранение суверенитета нашей страны», – отметил он.

«Мир после Крымской весны никогда не будет прежним, – подвел итог выступивший на форуме доктор философских наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Леонид Поляков. – Мы живем в новое время, которое началось 23 февраля 2014 года – в тот день, когда в Москве было принято решение поддержать крымчан в их стремлении в родную гавань». На переломных этапах истории сильные личности могут совершать судьбоносные поступки, меняющие ход развития страны и даже всего мира. Именно такими были действия адмирала Касатонова по спасению Черноморского флота в период после развала СССР, действия тех жителей полуострова, кто на протяжении долгих лет делал все, чтобы вернуться в родную гавань. Таким было решение президента России Владимира Путина поддержать стремление крымчан вернуть Крым и Севастополь в состав России. 

_DSC1696.png
Директор ИРИ РАН Юрий Петров, Владимир Рудаков и научный руководитель Валдайского клуба, профессор НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев на пресс-конференции в ТАСС, посвященной выходу книги «Крым. Страницы истории с древнейших времен до наших дней». 12 марта 2024 года

_DSC2318.png
Главный редактор журнала «Историк» со студентами-историками МГПУ

Олег Назаров, Антон Трофимов