Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в апреле?

№112 апрель 2024

Курукин И.В.

Фавориты Екатерины Великой: не имевшие собственного мнения

М.: Молодая гвардия, 2024

Правление Екатерины II (1762–1796) – «золотой век русского дворянства», подлинный расцвет империи, созданной Петром Великим. Это время выдвижения целой плеяды «екатерининских орлов» – выдающихся государственных и военных деятелей. Несмотря на это, имя великой государыни ассоциируется не только со славными победами империи, но и с ее бесконечными любовными романами. В свое время библиограф, историк и по совместительству главный цензор империи Михаил Лонгинов (1823–1875) составил список из 19 человек, которые в разные периоды 34-летнего царствования Екатерины Великой играли роль ее «министров удовольствий». Молодые гвардейские офицеры сменяли друг друга в покоях государыни, развлекали ее в столице и загородных резиденциях, сопровождали в поездках, получали баснословно дорогие подарки, титулы, чины, ордена и имения с тысячами крепостных, но довольно быстро сходили с исторической сцены. 

Императрица начала заводить «министров удовольствий» еще при жизни супруга – императора Петра III (1728–1762) и продолжала это делать до самой своей кончины. Были ли тому причинами ее сексуальный темперамент, желание отомстить неверному мужу, потребность иметь рядом родственную душу, нереализованное материнское чувство (отношения Екатерины с собственным сыном всегда были напряженными, а абсолютное большинство фаворитов – намного младше ее)? Или в компании очередного гвардейского офицера она хотела вновь ощутить себя молодой и желанной и подпитывалась энергией юности? Так или иначе, в каждом любимце она видела не просто исполнителя ее прихотей, а единомышленника, разделявшего с ней интересы и чаяния, стремилась воспитать государственного мужа, помощника в делах управления огромной империей. 

Как фаворитизм был встроен в систему государственного управления? Каковы причины появления череды царских любимцев? Чем помимо близких отношений с повелительницей они занимались в «известной должности», какую роль играли в придворной жизни и большой политике? Что объединяло этих несхожих персонажей? Как и почему они получили свои роли на изменчивой сцене истории? Какие достоинства искала и находила в них умная и опытная Екатерина? На эти вопросы в своей новой книге отвечает доктор исторических наук, профессор РГГУ Игорь Курукин. 

В издание включены очерки о девяти фаворитах Екатерины II: Григории Орлове, Петре Завадовском, Семене Зориче, Александре Васильчикове, Иване Римском-Корсакове, Александре Ермолове, Александре Ланском, Александре Дмитриеве-Мамонове и Платоне Зубове. При этом автор принял решение не включать в книгу биографию Григория Потемкина. По мнению Игоря Курукина, самый известный и влиятельный любимец императрицы был настолько масштабной фигурой, что на его фоне меркнут все остальные екатерининские фавориты. Знакомство с биографиями этих людей позволяет лучше понять Россию XVIII века, стремительно превращавшуюся в ведущую мировую державу, считает автор.

 


Хриссидис Н.

Академия при царском дворе. Греческие ученые и иезуитское образование в России раннего Нового времени

М.: Новое литературное обозрение, 2023

В 1685 году два греческих иеромонаха Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) Лихуды основали первое в истории России высшее светское учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Как и многие их греческие современники, братья получили знания в школах постренессансной Италии, копировавших учебные программы иезуитов. В своей книге профессор Университета Южного Коннектикута (США) Николаос Хриссидис анализирует влияние академии на российскую образовательную практику, показывает, как тогдашние учебные центры были встроены в общеевропейскую модель академической деятельности иезуитов. 

 


Президенты Академии наук

М.: Молодая гвардия, 2024

В книге, созданной коллективом авторов, собраны биографические очерки об ученых и государственных деятелях, возглавлявших Академию наук в России начиная с момента ее основания в 1724 году и по сегодняшний день. В разное время президентами академии были выдающиеся представители своей эпохи, люди огромного таланта, истинные патриоты. Под их руководством формировался состав Академии наук, ее членами становились ученые с мировым именем, чьи исследования способствовали появлению перспективных научных школ и уникальных направлений.

 


Гладышев А.В.

«Свои» и «Чужие». Франция перед лицом вторжения в 1814 году

М.: Политическая энциклопедия, 2023

Оппозиция «свой – чужой» выполняла и выполняет различные функции – от консолидации общества в борьбе с общим врагом до разделения государства на два враждебных лагеря. Границы, отличающие «своих» от «чужих», текучи, они зависят от массы обстоятельств и условий. На закате империи Наполеона во Франции было много недовольных его режимом. Перед лицом вторжения союзников на территорию Франции происходило превращение «своих» в «чужих», «чужих» в «своих», а понятия «друзей» и «врагов» стали весьма относительными в условиях военной оккупации. 

 


Куриев М.М.

РазNообразный Наполеон

М.: У Никитских ворот, 2023

«Воображение правит миром…» – так сказал Наполеон. Как мог человек, которого многие считают тираном и деспотом, заявить подобное? А он так и думал, потому что немалого добился благодаря воображению. «Среди всех великих Наполеон – самый отчаянный фантазер», – считает автор работы. Но и самого Наполеона в большой мере создало воображение тех, кто жил после него. Ему посвящены сотни фильмов, тысячи томов и картин. Новая работа кандидата исторических наук Мурата Куриева – о том Наполеоне, который воплощен воображением писателей, режиссеров, снявших «кинонаполеониаду», художников, которые видели императора, и тех, кто его никогда не видел, но все равно рисовал, а также о мифах и легендах о нем. Куриев признает, что был пристрастен, ведь у него, автора многочисленных произведений о французском императоре, уже сложился «свой Наполеон», а рассказать обо всех писателях или художниках, отобразивших Бонапарта, просто невозможно. А значит, неизбежно нужно выбирать. Мурат Куриев так и делает, а заодно объясняет, почему Раймон Пеллегрен в роли императора ему нравится больше, чем Марлон Брандо.

 


Крым в развитии России: история, политика, дипломатия. Документы архивов МИД России

Ред. коллегия: В.Г. Титов, Н.М. Баринова, Ю.А. Петров, Е.И. Пивовар, А.В. Юрасов

Новосибирск: Министерство иностранных дел Российской Федерации, 2023

Издание сборника исторических документов, осуществленное Министерством иностранных дел РФ, приурочено к 10-летию воссоединения Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. Книга затрагивает период истории Крымского полуострова с начала XVIII века до подписания Договора об образовании СССР 30 декабря 1922 года. Она проливает свет на героическое прошлое Тавриды в широком контексте развития и укрепления российской государственности, позволяет объективно взглянуть на значимые явления, происходившие на южных рубежах нашей страны, – от подписания Константинопольского мирного договора 1700 года до начала советского периода. Это целая эпоха, насыщенная важными событиями, среди которых дипломатические усилия по расширению российского влияния на полуострове, прием Крыма в состав Российской империи, возведение новых городов и строительство Черноморского флота, самоотверженная оборона Севастополя, революция 1917 года и образование Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.

 


Вершинин А.А.

Неудавшийся союз. Военно-политическое сотрудничество СССР и Франции накануне Второй мировой войны (1930–1939 гг.)

СПб.: Нестор-История, 2024

Монография кандидата исторических наук Александра Вершинина посвящена истории военно-политического сотрудничества между СССР и Францией накануне Второй мировой войны. Рост военной угрозы в Европе в начале 1930-х объективно подталкивал две страны навстречу друг другу. Однако шлейф взаимного недоверия, восходящего к временам Первой мировой и революции 1917 года, идеологические расхождения, предубеждения и опасения в конечном итоге оказались сильнее стратегических соображений. С опорой на многочисленные документы из российских и французских архивов, в том числе ранее не введенные в научный оборот, автор детально реконструирует историю сотрудничества двух армий накануне судьбоносных испытаний и связанный с ними комплекс дипломатических и политических сюжетов. 

 


Учитель. Устные воспоминания, мемуары, раздумья. Памяти Л.Н. Боголюбова

Сост. Л.Ф. Иванова, А.В. Половникова, Е.Л. Рутковская, А.А. Сорокин

М.: ИКД «Зерцало-М», 2023

Книга посвящена человеку, который стал учителем для многих, в том числе – учителем учителей и тех, кто учителей учит. Леонид Наумович Боголюбов (1930–2018) – крупнейший специалист по методике преподавания истории и обществознания, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, основоположник современного курса «Обществознание». Он не писал мемуары, но однажды у его коллег появилась идея запечатлеть его воспоминания в ходе живой беседы. Весной 2010 года это удалось сделать. Леонид Наумович говорил о себе, своей семье и временах, в которые он жил. В издании собраны воспоминания, представляющие собой расшифровку сохранившихся записей рассказов академика: история жизни, образы детства, студенческая пора, его педагогическая и научная деятельность – своеобразная автобиография на фоне нескольких исторических эпох нашей страны. В книгу также вошли воспоминания учеников Боголюбова и размышления молодых педагогов о современном учителе.

 


9 апреля – 9 сентября

Дикое поле: в вечном движении

Государственный исторический музей

Москва, площадь Революции, 2/3

Дикое поле – область причерноморских и приазовских степей по сторонам от Днепра, но кураторы выставки не ограничились конкретными географическими границами. Используя этот термин как метафору, они предлагают изучить особенности воинственного и мирного взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории степей всей Северной Евразии. Экспозиция объединяет уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племен, населявших территории Северной Евразии с III тысячелетия до н. э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII – начала XXI века из различных музейных и частных собраний нашей страны.

 


27 февраля – 2 июня

Николай Тырса смотрит на Матисса

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Москва, улица Волхонка, 12

Ленинградский художник Николай Тырса (1887–1942) в 1930-е годы был увлечен искусством Анри Матисса. В один из приездов в Москву он уделил время зарисовкам в зале № 12 Музея нового западного искусства, зафиксировав музейное пространство в определенный исторический момент. В 1948 году собрание музея было разделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Благодаря акварелям посетители могут вообразить, как выглядел в цвете зал с картинами Матисса. Эти графические листы являются живым свидетельством колоссального интереса отечественных художников к искусству французского мастера. Представленные на выставке работы Николая Тырсы демонстрируются впервые.

 


13 марта – 12 мая

Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32

яЭкспозиция посвящена окончанию реставрации раритетного образца русской мебели – наборного комода с вензелем Екатерины Великой. Он был изготовлен в Санкт-Петербурге в 1760–1770-е годы по заказу Никиты Демидова (1724–1787) и сильно поврежден временем. Реставрация стала возможной благодаря наличию аналогичного комода в итальянском собрании Демидовых. На выставке экспонируются не только оба комода, которые были «разлучены» еще в середине XIX века, но и портреты известных представителей рода Демидовых, связанных с историей мебельной пары. Здесь же можно увидеть медные изделия в стиле рококо, относящиеся к продукции нижнетагильских заводов третьей четверти XVIII столетия.

 


14 марта – 2 июня

Сотворение мира

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Москва, Андроньевская площадь, 10

Во всех религиях тема Сотворения мира является одной из центральных. Выставка ставит целью через художественные образы показать христианское понимание процесса Сотворения мира и человека. Основа экспозиции – иконы, эскизы к храмовым росписям, гравюры, книги и предметы декоративно-прикладного искусства из музейных и частных собраний, затрагивающие эту тему. Среди них – восемь крупноформатных эскизов к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, выполненных художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским в 1887–1895 годах, с изображениями Дней Творения.

 


24 января – 12 июня

Короче: век и юбка. Костюм и его детали из собрания Музея современной истории России

Музей современной истории России

Москва, Большой Предтеченский переулок, 4

Выставка предлагает зрителям взглянуть на историю XX века через призму менявшейся моды, демонстрируя, как на протяжении столетия все более короткой становилась женская юбка, как трансформировалась свадебная мода. Посетители увидят, в каких нарядах женихи и невесты заключали брачные союзы в самом начале прошлого века. Значительное количество экспонатов когда-то принадлежало первой в истории женщине-послу Александре Коллонтай, а также «демону русской революции» Розалии Землячке. Отдельный раздел посвящен костюмам артистов различных жанров, экипировке российских олимпийских сборных и другим предметам одежды.

 


16 января – 19 мая 

Русско-японская война 1904–1905 гг. Взгляд современников

Музей современной истории России

Москва, Лесная улица, 55

Выставка приурочена к 120-летней годовщине начала Русско-японской войны 1904–1905 годов – очень неоднозначной, но в то же время героической страницы российской истории. Уникальные плакаты и карикатуры, фотографии, архивные документы отражают взгляд современников на события войны, которая стала одной из причин Первой русской революции 1905–1907 годов. Помимо предметов российского происхождения посетители смогут увидеть французские и немецкие сатирические открытки, на которых критикуются как японские, так и российские военные достижения. Небольшое, но значимое место в экспозиции занимают письма японских солдат. Это позволяет взглянуть на войну глазами представителей европейских держав и Японии.

Варвара Рудакова