21 сентября

КИРОВ-МИРОТВОРЕЦ

Автор: Николай Яссиевич. С.М. Киров идёт в окопы, чтобы прекратить национальную вражду ингушей и осетин. 1938

Художник Николай Яссиевич дружил с Сергеем Кировым, партийным вождём Ленинграда, погибшим в 1934 году. В предвоенные годы Киров был для Советского Союза фигурой сакральной. Великий гражданин, «наш Мироныч», павший от рук врагов народа. Мифологизировались и его подвиги времён Гражданской войны, когда Киров сыграл важную роль в советизации Кавказа и Закавказья.

К 20-летию Гражданской войны, в 1938 году, Музей революции заказал Яссиевичу картину, которая воскресила бы кавказские события марта 1918 года. Именно тогда вспыхнул конфликт между осетинами из селения Ольгинского и ингушами из селения Базоркина. В то время в Пятигорске и Владикавказе проходил II Съезд народов Терека, в работе которого участвовал и большевик Сергей Киров. Участники съезда разъехались по сёлам в составе примирительных комиссий. Конфликт удалось утихомирить.

На картине безоружный Киров противостоит группе разъярённых вооружённых горцев. В правой руке он держит белый платок — знак перемирия. Товарищ Кирова, балкарец Султан Каламбеков, в тот день погиб от шальной пули. Сюжет воспринимался как символ борьбы за «дружбу народов СССР», а Киров — как один из пророков справедливого общества, в котором не будет межнациональной вражды.

Киров здесь — непривычно молодой, худощавый, он утопает в пальто. По газетным передовицам начала 1930-х мы привыкли к другому Кирову. Но поза узнаваемая: ноги широко расставлены и обуты в «те самые» сапоги. Массивная кепка тоже характерна для «нашего Мироныча».

Эта картина — одна из немногих уцелевших довоенных работ художника. Во время войны снаряд попал в мастерскую живописца.