Десять лет назад в Приштине представителями албанцев была провозглашена «республика Косово». Западные страны, ранее развязавшие войну против Югославии, поспешили признать этот шаг. Албанцы-косовары много лет заявляли, что Косово принадлежит им, и только им. Но о том, чья это земля на самом деле, красноречиво говорят древние храмы и монастыри, построенные на Косово много веков назад и ставшие сербским вкладом в культурное наследие всего человечества.

Косово поле в приблизительном переводе с сербского можно определить как «поле чёрных дроздов». Это была арена многих кровопролитных битв, самая известная из которых произошла в 1389 году, когда сербы и османы схлестнулись не на живот, а на смерть. Однако край неслучайно именуется Косово и Метохия: «метохом» в средневековой Сербии назывался церковный надел. Название местности Метохия, расположенной к западу от Косова поля, отражает обилие монастырей на этой земле, созданных в том числе и королями Сербии. Одной из таких обителей является основанный в XIII веке Печский патриарший монастырь близ города Печ.

Предположительно ещё при жизни святого Саввы, первого архиепископа автокефальной (независимой) Сербской православной церкви, здесь существовал метох монастыря Жича. Ученик святого Саввы Арсений Сремский, ставший его преемником на архиепископской кафедре, в сер. XIII века построил на этом метохе храм Святых апостолов Петра и Павла и избрал его в качестве своей резиденции. В дальнейшем интронизация глав Сербской православной церкви — сначала архиепископов, а с 1346 года и патриархов — проводилась в Печском монастыре, ставшем кафедрой сербских предстоятелей.

К храму Апостолов Петра и Павла со временем были пристроены церкви Святого Димитрия, Богородицы Одигитрии и Святителя Николая, позднее объединившиеся под одной крышей и получившие мощную башню. Здесь же создали и усыпальницу сербских патриархов, чьи захоронения можно увидеть и сегодня. Также в монастыре сохранились фрески XIV–XVII веков. Обитель переживала взлёты и падения, с нашествием османов патриаршая кафедра на некоторое время покинула Печ, но затем вернулась. Прочные контакты у монастыря имелись с Русским царством, откуда в XVI–XVII веках были привезены подаренные московским царём богослужебные книги, утварь и денежные пожертвования. Сербская патриархия оказалась упразднена в 1766 году под давлением турок, хотя после Первой мировой войны была восстановлена, а с нею возродилась и традиция интронизации сербских патриархов в Пече на древнем патриаршем престоле из серого мрамора.

Стефан Урош III

Высокие Дечаны — другой значительный монастырь на Косово, который основал король Стефан Урош III Дечанский из династии Неманичей в 1327 году. Когда в 1331 году король умер, то его прах перевезли из Звечана в монастырь и здесь захоронили, что привело к росту популярности обители и установлению традиции паломничеств. Строительство продолжил его сын Стефан Урош IV Душан, при котором к 1350 году монастырь возвели и расписали. Вскоре Сербская церковь причислила Стефана Уроша III к лику святых. Высокие Дечаны стали главным духовным и просветительским центром Сербии. Тут сформировались обширная монастырская ризница и библиотека, включавшая рукописные и старопечатные книги. В монастырском соборе во имя Спаса Вседержителя сохранилась «Лоза Неманичей» — яркая фреска, изображающая родословное древо королевской династии. Также тут можно увидеть образы 1000 святых, многие сюжеты Нового Завета, в монастырской ризнице хранится богатая коллекция древних икон и иконостас XIV века. Османы, захватив монастырь, разграбили его, но, к счастью, не уничтожили целиком. Вскоре он возродился и обновился с помощью святой княгини Милицы — вдовы князя Лазаря Хребеляновича, погибшего в битве с турками на Косовом поле. В XVII–XVIII веках с оттоком сербского населения на север монастырь потерял своё значение, однако вновь возродился в XIX веке при поддержке князей Сербии. Не осталась в стороне и Россия: Высоким Дечанам покровительствовал император Николай II, в нач. ХХ века в монастыре жило немало русских монахов. А в 1940–1950-х годах его настоятелем являлся русский эмигрант игумен Феодосий (Мельник) — бывший келейник митрополита Антония (Храповицкого).

Монастырь Грачаница возник на месте раннехристианской базилики, известной ещё с VI века. В XIII веке здесь появился сербский монастырь, который полностью перестроил король Стефан Урош II Милутин. На руинах храма XIII века он возвёл в 1315 году монастырский собор во имя Успения Божией Матери, через несколько десятилетий расписанный и расширенный с западной стороны. В то время Грачаница была одним из главных очагов просвещения в Сербии. Тут функционировал большой скрипторий, в котором монахи переписывали книги. После Косовской битвы 1389 года в Грачанице на некоторое время захоронили князя Лазаря Хребеляновича (позже его прах перенесли в Раваницу). Во время османского владычества монастырь был важным культурным центром: в нём функционировала типография, работали иконописцы. Грачаница не погибла и после ухода многих сербов на север в конце XVII века, хотя монастырь упразднили, и его собор служил приходской церковью. При этом службы в нём не прекращались. После Второй мировой войны тут возобновилась монашеская жизнь. В 1999 году в Грачаницу переехал митрополит Рашко-Призренский, перенёсший свою кафедру из Призрена.

Церковь Богородица Левишка

В самом же городе Призрен, несмотря на то что после погромов 2004 года в нём почти не осталось сербов, сохранилась церковь Богородица Левишка. Предположительно её возвели те же мастера, что чуть позже построили Грачаницу. Фрески в храме Богородицы Левишка созданы между 1307 и 1313 годами при архиепископе Савве. Жемчужиной храмовой росписи является икона XIII века — Божия Матерь Милующая, на которой изображена Богородица с Младенцем-Христом, держащим в руках полную корзину хлеба. Из неё Христос раздаёт хлеб страждущим. Православные верующие почитают эту икону как чудотворную.

Ныне все эти святыни живут в условиях настоящей осады со стороны косоваров — так теперь называют косовских албанцев (серба, приехавшего с Косово, назвать «косоваром» нельзя — это для него оскорбление). Они воспринимают храмы и монастыри не как христианские ценности (при том, что среди албанцев есть и православные) и даже не как памятники культуры, а как символы сербов. И поэтому стремятся их уничтожить.  Однако сербские монастыри пережили не одно нашествие: многовековую османскую власть, австрийскую оккупацию во время Первой мировой и оккупацию итальянскую, проводившуюся при активном участии албанских коллаборационистов во время Второй мировой войны. Поэтому сербы верят, что и нынешнюю оккупацию их святыни переживут, а над Косовым полем в один прекрасный день снова будет реять трёхцветный флаг Сербии.