Многие годы на Бутырской улице перед длинным заводским зданием стояло странное кирпичное сооружение. Его состояние ужасало, краска облезла, но было видно, что это древняя постройка. Об этом напоминали окна словно из русских сказок и старинные изразцы. Однако пять лет назад сооружение полностью преобразилось и приобрело свой подлинный облик — стало церковной колокольней.

В нач. XVII века обширная местность, расположенная в наши дни за Савёловским вокзалом, принадлежала Ивану Никитичу Романову — дяде царя Михаила Фёдоровича. При нём в 1620-е годы впервые упомянута деревня Бутырки. Сегодня это слово прежде всего напоминает о печально известной тюрьме, хотя первоначально оно имело совсем иное значение. В словаре Владимира Даля «бутырки» определяются так: «Изба, жилище, селитьба, отдельная от общего поселения, дом на отшибе, особняком». Бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. Постепенно понятие перешло с отдельных изб «на отшибе» на целые районы и ближние пригороды некоторых крупных городов. Например, в Пскове, на Завеличье, сохранилась церковь Успения Богородицы в Бутырках. А писатель Иван Бунин провёл свои детские годы в родовом поместье на хуторе Бутырки в Орловской губернии.

Первую деревянную церковь в Бутырках  в 1646–1647 годах построил хозяин этих мест — боярин Никита Иванович Романов, двоюродный брат Михаила Фёдоровича. Село некоторое время даже именовалось Рождествено на Суходоле, но это название не прижилось. А в 1657 году в истории села произошло важное событие: оно стало местом дислокации Второго выборного Московского полка — одного из первых, созданных на регулярной основе. По новому месту и полк назвали Бутырским. С этим наименованием он вписал себя в военную историю России, принимал участие в Крымских, Азовских походах, Северной войне и других крупных кампаниях. В эпоху петровских преобразований Бутырским полком командовал  шотландец Патрик Гордон — один из самых известных сподвижников Петра I.

В 1681 году Бахчисарайский мир завершил войну с Турцией и Крымским ханством. В честь этого события в Бутырской слободе в 1682–1684 годах на средства солдат полка и пожертвования царей Петра I и Ивана V возвели каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Освящал его лично Патриарх Иоаким.

По своим размерам и высоте храм лишь немного уступал Успенскому собору Московского Кремля, а обширная трапезная с западной стороны храма могла вместить всех солдат вместе с их семьями и домочадцами. Непосредственно на Бутырскую улицу выходила отдельно стоящая колокольня. В нижнем её ярусе были врата на территорию храма, в среднем — келья, а верхний представлял собой шатровую звонницу, которую прорезали 40 окошек-слухов, служивших для лучшего распространения колокольного звона. Между двумя окнами второго яруса размещался образ Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и десницею, простёртою к святым Варлааму Хутынскому и Сергию Радонежскому, припавшим к стопам Его. Это была точная копия образа, расположенного над Спасскими воротами Московского Кремля.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе пережил многие события: в XVIII веке он перестал быть воинским и превратился в приходской, в 1812 году его ограбили французские солдаты, но он быстро возродился. Его внешний облик не менялся с конца XVII века вплоть до 1930-х годов. В конце XIX — нач.  XX века по обе стороны от колокольни возвели здания церковно-приходской школы и богадельни.

После 1917-го храм признали ценным архитектурным памятником и поставили на государственную охрану. К сожалению, в 1935 году богослужения в нём прекратились, а вскоре рядом с ним возник завод «Знамя» Глававиапрома, который сначала превратил его в склад, а затем приступил к его медленному разрушению. Во время войны были сломаны главы храма и шатёр колокольни, затем уничтожены здания богадельни и приходской школы.

Самое страшное произошло в нач. 1970-х годов, когда оказалась разрушена большая часть трапезной, а на её месте, между главной частью храма и его колокольней, построен новый заводской корпус. Уникальный церковный ансамбль раздробили на части, на Бутырскую улицу выходил лишь обрубок колокольни, в то время как сам храм оказался скрыт и был виден только с соседней Новодмитровской улицы. Колокольня стояла на замке, служа складом дворницкого инвентаря, а храм использовался как заводской цех.

В 1996 году общине верующих возвратили остаток колокольни. Если раньше это были врата, то теперь решили устроить здесь маленький придел — по размерам он больше напоминает часовню — и освятить его во имя Святого Дмитрия Донского. С восточной стороны к колокольне пристроили абсиду для алтаря, а с юга — небольшую звонницу. Придел был освящён в апреле 1999 года. Основная часть храма, несмотря на предписание Правительства РФ, выданное в 2000 году, долгое время оставалась в пользовании завода. Лишь в декабре 2006 года в нём провели первый молебен, а вскоре освятили престол.

В 2011–2012 годах отреставрировали колокольню: воссоздали её шатровую звонницу, два нижних яруса отреставрировали, изразцы очистили, восстановили утраченные элементы, заново написали образ Спаса с предстоящими.

Белая колокольня стала настоящим украшением всей Бутырской улицы. В основном здании храма извлечены из-под слоя краски росписи, продолжается реставрация. Однако до возвращения исторического облика пока очень далеко. Внутри храма остаются поздние перекрытия, территория вокруг него по-прежнему не приведена в порядок, не воссозданы главы и другие важные детали. Наконец, о сносе заводского корпуса, разрубившего церковь на части, даже не идёт и речи. Хотя прихожане уверены, что ещё увидят свой храм таким, каким его лицезрели наши предки 100 лет назад.