Дорого яичко ко Христову дню!

Виктория Пешкова

Для православных Пасха — праздник праздников. А посему и пасхальный стол — самый щедрый в году. Даже по нынешним временам, когда домашние застолья и по особым-то случаям не всегда устраиваются, во многих семьях на Пасху собирается за одним столом вся родня, позабыв на время Светлого праздника и о родственных раздорах, и о неотложных делах. И хозяйке дома приходится немало постараться, чтобы не ударить в грязь лицом. А уж в былые времена за несколько дней до праздника к подготовке пасхального стола подключались все домочадцы от мала до велика.

В одиночку такую «скатерть-самобранку» наготовить было немыслимо. Судите сами, вот как описывал пасхальное угощение известный журналист, а по совместительству революционный деятель Феликс Волховский: «Во всю внешнюю стену столовой протянулся пасхальный стол в добрых полтора аршина ширины и более сажени длины. Он накрыт белоснежной скатертью, а на нём... Боже мой, чего только на нём не было!.. По самой середине, стоймя, прислонённый к стене (вот как ставят картины) помещался "пляцек" четырёхугольное сдобное печенье в руку толщиною, около аршина длины и соответствующей ширины. На нём при помощи нарезанного продолговатыми стружками белого миндаля была очень искусно изображена фигурная корзинка, а из неё, в виде правильного полукруга, простирались изюмные, миндальные, мармеладные и иные, восхитительные в своей съедобности, цветы. К пляцку справа и слева теснились, словно нежные и стройные одалиски к своему султану, с полдюжины "баб" разного сорта и консистенции (ещё несколько имелось в резерве в кладовой!). Верхи их были покрыты белою или розовою сахарною глазурью с инкрустациями из варёных в сахаре фруктов и изящнейшими разводами из разноцветного сахарного "мака".
Громадный окорок с роскошной бумажной оборочкой и с отвороченной наполовину толстой коричневой кожей, пришпиленной двумя чистенькими деревянными шпильками, открывал своё нежно-розовое мясо и белоснежное сало… Откормленный на молоке жареный поросёнок, державший в оскаленных зубах кусок расщеплённого на концах хрена, в виде кисточек, казалось, весело смеялся, прищурив глаза. Из сливочного масла был сделан барашек, весь в кудряшках, державший "на плечо!" красную хоругвь с золотым на ней крестом.
Яйца  красные, розовые, жёлтые, чёрно-фиолетовые, "мраморные", украинские "писанки"  веселили сердце своим пёстрым платьем. …Две сырные пасхи одна солёная, другая сладкая составляли гордость хозяев, но сущее наказание для гостей со вкусом, ибо, попробовавши одну, хотелось отведать и другой, а ознакомившись со второю, тянуло обратно к первой, и так без конца...
Ведь это была целая поэма этот пасхальный стол! …из нежной ткани "баб", из приготовленной с таким трудом и старанием начинки, из каждого кусочка сала и мяса, стоявшего на столе, истекали широкой волной радушие и доброжелательство и мягко, светло, ласкающе охватывали и окутывали каждого посетителя. Но всё же, чтобы вполне, как следует, всем существом испытать и ощутить это радушие, надо было подойти к столу, взять чистую тарелку, ножик и вилку, отрезать здесь, отковырнуть там, принять любезно подкладываемое одной из хозяек, всё это прожевать и запить... Разве есть возможность всё заменить описанием?! Нет, лучше уж я просто поставлю точку и проведу черту».

По традиции в Светлое Христово воскресенье за праздничной трапезой собираются только родственники, включая и самых дальних, но непременно связанных друг с другом кровными узами. Звать в дом гостей или самим отправляться по знакомым можно было только со следующего дня. Наши предки верили: присутствие за столом посторонних, пусть даже очень близких друзей, может нарушить единство фамильного круга, уменьшить семейное счастье и благополучие, ведь благодать, исходящая от праздничной трапезы, осеняет всех присутствующих.  

На этом, кстати, основана и главная традиция пасхального стола. Пасхальные яйца располагают в центре стола — в корзине, украшенной зелёными ветками, или на блюде с пророщенными зёрнами пшеницы. На вершине яичной горки непременно должно быть яйцо красного цвета. Перед началом трапезы глава семейства берёт его, чистит, разрезает на столько частей, сколько человек сидит вкруг стола, и даёт каждому его долю. Затем таким же образом делятся на всех особые — «семейные», то есть приготовленные именно для домашнего застолья — кулич и пасха. И только после этого можно приступать к остальным блюдам. Кстати, мясное на пасхальном столе не должно быть слишком горячим, дабы не допускать непростительной суеты ради его охлаждения.  

Не все знают, что «стукаться» яйцами за семейной трапезой не стоит, поскольку обычай в том, что у кого яичко при ударе целым останется, тому и счастье, а «отбирать» счастье у близких не принято. В старину «стукалки» устраивали по завершении пасхального застолья, когда все выходили на прогулку — христосоваться с друзьями и знакомыми. Сегодня даже в не очень большом городе на такой прогулке вряд ли много знакомых встретишь, так что это развлечение приберегают для гостей, которых можно принимать всю праздничную неделю. 

И самих пасхальных блюд, и рецептов их приготовления — один изысканнее другого — существует великое множество. Почему же самым главным остаётся «обыкновенное» яйцо, сваренное вкрутую и выкрашенное? Древние символы в сути своей очень просты, а более наглядного воплощения самой Жизни и найти сложно. Однако и с яйцом не всё так просто. Это мы сегодня по привычке все пасхальные яйца называем крашенками. На самом же деле яичко яичку рознь. Помимо собственно крашенок есть ещё дряпанки, крапанки, писанки с малёванками и даже яйчата.

Крашенки, конечно же, самые простые: положил в красочный раствор, поставил кастрюльку на медленный огонь и жди, пока скорлупа обретёт интенсивный цвет. В прежние времена яйца окрашивали при помощи отвара из луковой шелухи или молодых листиков берёзы, спитым чаем, соком краснокочанной капусты, клюквенным или свекольным и даже цветами фиалки. В ход шли и лоскутки — прежние красители были нестойкими, и краска с ткани в горячей воде постепенно переходила на скорлупу. Самый простой способ украсить такие яйца — обмотать их перед окрашиванием суровыми нитками. Краска под ними будет бледнее, и на поверхности получится затейливый узор.

Дряпанки правильнее было бы называть «царапанками», потому что рисунок на уже окрашенном, но ещё не совсем остывшем яйце процарапывают толстой иглой с тупым концом, так называемой гобеленовой. Тонкие силуэтные рисунки требуют большой аккуратности, поэтому наносить их лучше всего на яйца, окрашенные природными красителями. Они не так прочно въедаются в скорлупу. 

Крапанки потребуют несколько больших усилий. Капельки, кружочки, полоски на поверхность яйца наносятся растопленным воском. Затем его окрашивают и воск убирают. Таким способом можно окрашивать яйца даже в три цвета, постепенно удаляя воск и опуская яйцо в раствор другого тона.    

Вершина искусства «яичной росписи» — писанки и малёванки. Для них используют сырые яйца, из которых аккуратно выпущено содержимое. Скорлупу моют, обезжиривают спиртом, высушивают и только потом приступают к росписи. Разница между писанками и малёванками в том, что первые предполагают традиционные, ритуальные узоры, причём не только пасхальные. В старину писанки рисовали по случаю больших церковных праздников и главных событий в семье: закладки нового дома, обручения, венчания, крестин и т. д. На писанку рисунок наносится растопленным воском с помощью специального тонкого крючка. После окрашивания воск удаляют. Малёванки расписывали красками — обычно масляными или гуашевыми. Сюжет, а это могли быть и простой цветочек, и высокохудожественная миниатюра, подсказывала фантазия художника.

И, наконец, яйчата. Даже если слово вам незнакомо, наверняка вы видели их своими глазами не один раз. Вспомните ну хотя бы знаменитые яйца Фаберже. Яйчата вырезают из дерева или камня, выдувают из стекла или лепят из фарфоровой массы. Расписные деревянные яйчата на Руси известны с XIII века — их хранили в качестве оберега, передавая из поколения в поколение. Сегодня заготовки для яйчат делают из пластика, а варианты декора — лентами, кружевом, бусинами, бисером — исчисляются десятками, если не сотнями. Самый простой — с помощью бумажной аппликации — по силам даже малышам. А виртуозные мастерицы научились создавать крошечные шедевры с помощью спиц, крючка и коклюшек. 

Крашеными яйцами выкладывают блюда с куличами и пасхами, а также поднос, на котором лежит пасхальный агнец. Пасхи и куличи в каждой семье по своим секретам готовят, а вот как испечь «барашка», мы вам сейчас расскажем. Тесто, приготовленное по этому рецепту, не требует специальной формы для выпекания. А главное — этого «барашка» можно есть по правилам: не разрезая ножом на части, а отламывая по кусочку каждому из гостей.   

 

Пасхальный барашек

Мука пшеничная — 375 г

Мука ржаная — 125 г

Пакетик сухих дрожжей

Сахарная пудра — 1 ч. л.

Соль — 2 ч. л.

Яйца — 2 шт.

Сливочное масло — 50 г

Орехи — 50 г

Отделяем желтки от белков, белки взбиваем с солью в крутую пену. Добавляем желтки и сахарную пудру и всё ещё раз тщательно взбиваем. Сливочное масло растапливаем на водяной бане. В отдельной ёмкости смешиваем пшеничную и ржаную муку, соединяем с дрожжами, добавляем ¾ яичной массы и растопленное масло. Перемешиваем, добавляем 250 мл тёплой воды и замешиваем тесто. Накрываем ёмкость с тестом полотенцем и ставим в тёплое место.

Когда тесто увеличится по объёму в два раза, обминаем его на разделочной доске и разделяем на три части. Из одной трети лепим голову, ушки и ножки барашка. Остальное тесто скатываем в маленькие шарики диаметром примерно 34 см. Смазываем противень сливочным маслом, выкладываем из шариков туловище барашка, приделываем к нему ножки и голову с ушками. Накрываем полотенцем и оставляем в тёплом месте ещё часа на полтора.

Снимаем полотенце, смазываем поверхность остатками взбитого яйца и посыпаем дроблёными орехами. Из изюма делаем глазки и отправляем противень в духовку, предварительно разогретую до 200220 градусов. Готовность теста проверяем лучинкой. 

 

 

 

Читайте дальше