Памятники киногероям. Феномен нашего времени

Игорь Николайчук, Марина Янгляева, Тамара Якова

Советский народный фильм породил такое оригинальное явление современной российской культурной жизни, как замещение образов официальной культуры в монументальном искусстве «памятниками» киногероям. Такие непритязательные образцы скульптуры можно рассматривать как отражение исторической памяти и ориентиры самоидентификации для жителей стран постсоветского пространства.

В странах бывшего СССР в новом веке стало популярным устанавливать скульптуры, изображающие персонажей советских культовых фильмов, с сохранением черт прославленных советских киноактёров, воплотивших на экране полюбившиеся образы. На наших глазах идёт стихийная реализация «народного плана монументальной пропаганды», целью которого является закрепление в исторической памяти образов советской эпохи, причём за счёт активного включения механизмов рыночных отношений и в рамках экономики стимулирования спроса. Это проявление духовной культуры народа быстро становится полноценным городским фольклором постиндустриальной эры.

Герои фильма «Кавказская пленница» в Иркутске

 

Для этого есть определённые причины законодательного, психологического, политического плана. Во-первых, традиционные памятники фигурам из нашего прошлого и настоящего от имени и на деньги государства официально теперь не ставятся. Например, монументальный памятник Петру Столыпину в Москве, который должен был олицетворять новый официальный консервативный дискурс, воздвигнут, как утверждается, на пожертвования госчиновников и частных лиц. Во-вторых, сегодня установка на городских территориях памятников выдающимся деятелям советской эпохи связана с существенным публичным риском. Кандидату на увековечивание необходимо пройти длительный «исторический карантин».

Требуется также учесть мнение всех партий и движений, СМИ и депутатов, духовенства и корифеев культуры, дабы отвести обвинения в «раскачивании лодки», «вбивании клиньев» и т. д. Например, когда анонимная группа гражданских активистов сравнительно недавно лоббировала размещение у кинотеатра «Баку» в Москве скульптуры вполне адекватного советского функционера, члена Полютбюро ЦК КПСС, первого заместителя председателя Совета Министров СССР Гейдара Алиева (этнического азербайджанца), возник острый конфликт между влиятельной армянской диаспорой и московскими властями. Готовые элементы будущего памятника снесли. Как компромисс был установлен памятник народному артисту СССР Муслиму Магомаеву, разумеется, недалеко от посольства Азербайджана в Москве. В-третьих, проблемные с точки зрения пропаганды советского прошлого памятники ставить как бы и не запрещено, но только на территориях, отчуждённых под нужды юридических лиц. Например, памятник Ефиму Славскому, трижды Герою Социалистического Труда, одному из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия, министру (председателю госкомитета) среднего машиностроения СССР (1957–1986), члену ЦК КПСС (1961–1990), депутату Верховного Совета СССР 5–11-го созывов, который к тому же участвовал в Гражданской войне 1918–1920 годов, воевал в составе Первой конной армии, расположен на «служебной площадке» перед зданием центрального офиса госкорпорации «Росатом». И даже памятник генералу Павлу Фитину (руководитель внешней разведки СССР (ИНО ГУГБ НКВД-НКГБ) (1939–1946) в период Великой Отечественной войны) втиснут на крохотный клочок земли за мощным железным забором, но зато без бюрократических проблем и проволочек, поскольку этот клочок принадлежит такому уважаемому ведомству, как СВР. По всей России ставят сегодня памятники «советским директорам» на ведомственной территории, фактически на ступеньках тех сохранившихся предприятий, которыми они когда-то руководили.

В-четвёртых (и это самое главное), отсутствие чётких идеологических ориентиров, образа будущего в современной России (обычно сложившуюся ситуацию в этой области объясняют спецификой постмодернизма) породило такое явление, как консервация и воспроизводство практически на всём пространстве бывшего СССР именно советской наднациональной идентичности, а мифологизированные образы и символы «советского» комфортно размещены на ментальном ландшафте, соотносящемся не только с настоящим, но и с будущим. Приведём характерный пример из области литературоведения. Интернет-критики, занятые разбором современных произведений жанра фантастики, подметили следующее: «…Просматриваются две противонаправленные тенденции. С одной стороны, условно американская, в которой фантастика уехала куда-то далеко за этический горизонт событий и приветливо машет нам оттуда гендерно-, расово- и политически-корректным тентаклем. С другой — отечественная фантастика, благодушно вневременная, комфортно залёгшая в криокамеру где-то в начале 1980-х, безразличная ко всем проблемам и вызовам дня сегодняшнего». 

В таких условиях трансляцию востребованного образа советского в современный социум подхватили жанровые скульптуры. В публичное общедоступное пространство навстречу туристам, студентам, менеджерам и пенсионерам вышли «отлитые в бронзе» советские актёры и актрисы кино, причём в соответствующих характерных ролях. Конечно, это китч, но китч, восполняющий нехватку позитивных образцов для подражания или самоидентификации, или просто узнавания себя, соотнесения с кем-то. Такая пластика, однако, не просто «благодушно вневременная». Она сакрализирует в весьма противоречивых формах стереотипы социальных героев советского времени, да и саму эпоху. Можно возразить: какая же сакральность у пса Барбоса или Кисы Воробьянинова? Но здесь активизируются механизмы рождения подсознательных ассоциаций с великой народной культурой, важнейшей частью которой был кинематограф. А заодно и известная и часто оправданная брезгливость к кинематографу современному. Более того, апелляции в данном случае имеют место не просто к культуре и культурным символам определённого периода нашего прошлого, а к идеалам модернити (своего рода контрпостмодерн), к таким моделям и нормам бытия личности, как включённость в творение истории, устремлённость в будущее, примат интересов общества над интересами личности, присоединённость к актуальным прогрессивным процессам и действиям, наличие позитивных гуманистических целей на всех временных горизонтах, социальный оптимизм.

Важную техническую роль здесь играет ещё и то, что муниципальные чиновники охотно одобряют такие проекты, даже часто являются их инициаторами и спонсорами, поскольку тут можно материально помочь приближённым скульпторам, отчитаться о благоустройстве вверенных поселений и заслужить благодарность жителей. К тому же это эффективный политический пиар и самопиар.

Установка жанровых скульптур и композиций в общественных местах, в первую очередь в садах и парках, явление в истории мировой культуры известное. Особенно устойчива данная традиция в искусстве Западной Европы. Эта разновидность пластики может иметь разный функциональный характер: декоративный, пропагандистский, обучающий, мемориальный.

В советское время площади городов, станции московского метро и прочие ключевые публичные пространства были отданы под монументальные скульптурные композиции высокого художественного уровня, несущие идеологический заряд и олицетворяющие определённые мировоззренческие смыслы. В то же время в культурном пространстве, где идеологическое регулирование было менее жёстким, расцвёл так называемый гипсовый соцреализм. В парках культуры и отдыха, на территориях санаториев, пионерских лагерей, стадионов, в кварталах массовой застройки устанавливались скульптуры разной эстетической ценности, но обязательно символизирующие идеального нового человека или задающие определённые социальные ориентиры. В 1930-х годах это были разнообразные «девушки с веслом», лётчики, пионеры и пионерки, шахтёры, пограничники. В послевоенный период и в период застоя их сменили композиции на тему борьбы за мир, материнства, счастливого детства, дружбы народов, прорыва в космос и, конечно, анималистические скульптуры. Во времена Юрия Лужкова Москва наполнилась незамысловатыми творениями Зураба Церетели, которому удалось разместить бронзовых уточек и сказочных персонажей на Манежной площади в сотне метров от Вечного огня, что символизировало эстетическую и административную победу постмодернизма.

Сказочные персонажи на Манежной площади

 

Весьма симптоматично, что возвращение в 2011 году знаменитой скульптуры Ивана Шадра «Девушка с веслом» (1931 год) в ЦКПиО имени Горького привлекло внимание глобальной прессы. Так, The Wall Street Journal дал по этому поводу, на наш взгляд, очень точный комментарий: «В целом в России поиск символов и идентичности нередко приводит обратно в СССР. Это можно считать реакцией на внутренние трудности и упадок мощи на внешнеполитической арене, с которыми страна столкнулась в1991 году после распада Советского Союза».

Установка «памятников киногероям» на постсоветском пространстве — уникальное явление мировой культуры. Западный мир пока этого не знает. Назначение таких скульптур сегодня не просто создание атмосферности публичного пространства, привлечение туристов, стимулирование местного патриотизма или увековечивание памяти того или иного актёра или режиссёра, но и совершенно новые функции, свойственные временам рынка: корпоративный пиар, подчёркивание значимости города или местности, коммерческая реклама, даже психотерапия. Только в постсоветских странах имеются специально созданные «контактные кинопамятники» — это когда можно пообщаться с героями, присесть к ним, сфотографироваться, как бы поместить себя в мир фильма. Здесь повторяется принцип «контактных зоопарков» — учреждений, в которых содержатся разные виды животных, безопасных для человека. Их можно свободно покормить с рук и погладить. Доказано, что это благотворно влияет на детей с альтернативным интеллектом. Совершенно оригинальна идея установки так называемых тру-памятников, специально предназначенных, для того чтобы человек выполнил ритуал, способствующий исполнению желаний, потерев выступ или плоскость на скульптуре. В Сети имеются целые путеводители с рекомендациями, какую часть какого памятника необходимо потереть, чтобы исполнилось то или иное желание.

Перейдём к конкретному анализу ситуации с «памятниками киногероям». Зафиксируем, что мы не рассматривали многочисленные скульптуры, воплощающие героев советских мультфильмов. Это интересная, но отдельная тема для исследований. Не привлекали наше внимание и памятники литературным героям, в том числе и героям тех произведений литературы, по которым были сняты фильмы, если образы не соотносились с работой актёров по воплощению этих образов, проще если черты лица никого из актёров не напоминали.

Составим своего рода каталог подобных скульптур (таблица 1), сопоставив их со списками культовых советских фильмов.

Таблица 1

Скульптуры, представляющие героев советских фильмов

Примечание. 1. По состоянию на декабрь 2021 года. 2. Особо выделены полужирным курсивом сведения о месте установки скульптуры

Фильм или телесериал

Фото

Краткие сведения

1

«Джентльмены удачи»

Евгений Леонов в роли Евгения Ивановича Трошкина и уголовника-рецидивиста Доцента.
Памятник установлен в 2001 году в Москве напротив
«Мосфильма», станция метро «Киевская».

Памятник Доценту (Евгений Леонов), Косому (Савелий Крамаров) и Василию Алибабаевичу (Раднэр Муратов).
Скульптурная композиция была открыта в 2011 году. Точный адрес памятника: Казахстан, Жамбылская область, г. Тараз (бывший Джамбул), Базарная площадь.

2

«Место встречи изменить нельзя»

https://cdni.vm.ru/2019.11/original/700_5dc4540882682c211fb7fa51.jpg

Персонажи Глеб Жеглов и Володя Шарапов в исполнении Владимира Высоцкого и Владимира Конкина.
Скульптура установлена в 2016 году у входа в здание столичной полиции на Петровке, 38. 

Скульптурная композиция установлена в 2015 году в Волгограде у здания Главного управления МВД России по Волгоградской области.

 

Скульптурная композиция установлена в 2009 году в Киеве у здания МВД в честь 90-летия милиции.

3

«Афоня»

Евгений Леонов в роли штукатура Коли и Леонид Куравлёв в роли сантехника А.Н. Борщова (Афони). Под скульптурами надпись: «Пусть народ полюбуется». Памятник открыт в 2010 году по адресу: г. Ярославль, Революционный проезд.

4

«Бриллиантовая рука»

Семён Семёныч Горбунков и Геннадий Петрович Козодоев отправляются в морской круиз.
Многофигурная композиция открыта в 2010 году в Сочи
рядом с Морским вокзалом.
Автор идеи установки композиции
президент «Газпрома» Алексей Миллер.

Геша Козодоев в исполнении Андрея Миронова.
Скульптура установлена в 2010 году в Новороссийске недалеко от набережной прямо в воде (рядом пляж Суджукская коса и Новороссийский дельфинарий).

5

«Берегись автомобиля»

Персонаж Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского («Люба, я вернулся!»).
Скульптура установлена в 2012 году в Самаре на привокзальной площади Комсомольская.

6

«Кавказская пленница»

Фрагмент памятника советскому режиссёру Леониду Гайдаю и героям его фильмов: Трусу, Балбесу и Бывалому и псу Барбосу.
Открыт в 2012 году в Иркутске, расположен в сквере перед городским цирком.

Знаменитая троица в исполнении Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина.
Скульптура установлена в 2011 году в Перми у кинотеатра.

Трус, Балбес, Бывалый.
Композиция установлена в Ереване (Армения), на улице Амиряна, у ресторана «Кавказская пленница».

7

«Золотой телёнок»

Памятник Михаилу Самуэлевичу Паниковскому с использованием внешности народного артиста СССР Зиновия Гердта.
Скульптура появилась в 1998 году в Киеве (Украина) на Прорезной улице (как в романе).

8

«Двенадцать стульев»

Памятник Остапу Бендеру. Прототип — Арчил Гомиашвили.
Установлен в 2008 году в Пятигорске на улице Гагарина возле озера «Провал».

Памятник И.М. Воробьянинову (С. Филиппов).
Установлен в 2008 году в Пятигорске перед входом в парк «Цветник».

Памятник Остапу Бендеру (Арчил Гомиашвили) и Кисе Воробьянинову (Сергей Филиппов).
Установлен в 2012 году в Чебоксарах на улице купца Ефремова в историческом центре города.

Скульптуры Остапа Бендера (прототип — Сергей Юрский), Ипполита Матвеевича (Киса) Воробьянинова (с чертами Анатолия Папанова) и Эллочки-людоедки (прототип — Елена Шанина).
Скульптуры установлены в 2006 году и позднее в Харькове (Украина), во дворике кафе «Рио».

Скульптура дворника Тихона (артист Юрий Никулин).
Установлена в 2013 году в Москве перед входом в гостиницу «Юность». Ранее на этом месте стояла фигура Эллочки-людоедки, переехавшая затем в Харьков по желанию скульптора.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/4/7/8223746.jpg

Памятник отцу Фёдору, внешность артиста Михаила Пуговкина.
Скульптура установлена в 2001 году в Харькове (Украина) на перроне Южного вокзала.

9

«Офицеры»

Воспроизведённый в бронзе кадр из фильма. Иван Варавва (Василий Лановой), Алексей Трофимов (Георгий Юматов), Любовь Трофимова (Алина Покровская), Иван Трофимов (Андрей Громов).
Композиция установлена в 2013 году в Москве на Фрунзенской набережной рядом с Министерством обороны РФ. Идея создания памятника принадлежит министру обороны РФ Сергею Шойгу.

10

«Белое солнце пустыни»

Красноармеец Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова.
2012 год, Самара, Волжская набережная.
Аналогичная фигура имеется в Донецке (Украина) перед рестораном «Товарищ Сухов».

Таможенник Павел Артемьевич Верещагин в исполнении Павла Луспекаева.
Памятник открыт в 2011 году в Луганске (Украина).
Расположен у центрального входа в здание таможни Луганской области.

Таможенник Павел Артемьевич Верещагин в исполнении Павла Луспекаева.
Памятник открыт в 2014 году в Москве у штаб-квартиры Федеральной таможенной службы в Филях.

11

«Любовь и голуби»

Кадр из кинокомедии. Сцена примирения Нади (Нина Дорошина) и Василия Кузякина (Александр Михайлов) в окружении голубей.
Скульптура открыта 2011 году в сибирском городке угольщиков Черемхово (Иркутская область). Расположена на перекрёстке улиц Ленина и Ф. Патаки.

12

«В бой идут одни "старики"»

https://e-news.su/uploads/posts/2019-08/medium/1565882931_e-news.su_06dcc7d275367a1d52ee3a090d49f3e8.jpg

Памятник капитану Титаренко (Маэстро) в исполнении Леонида Быкова.
Монумент установлен в 2019 году в Харькове (Украина) в городском парке имени Шевченко по распоряжению мэра города Геннадия Кернеса.

Памятник Леониду Быкову в образе Маэстро. Сооружён в Киеве (Украина) на Днепровских кручах в честь 58-й годовщины освобождения столицы Украины от фашистов. Памятник был открыт в ноябре 2001 года недалеко от аллеи Героев Крут. Надпись на постаменте: «Военным лётчикам».

Для мемориалов авиационным техникам выбирают персонаж авиатехника Макарыча в исполнении Алексея Смирнова.
Эта скульптура установлена в 2011 году в Харькове (Украина) на территории Университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба.

Авиатехник Макарыч в исполнении Алексея Смирнова.
Мемориал открыт в 2018 году на аэродроме «Левцово» под Ярославлем.

Авиатехник Макарыч в исполнении Алексея Смирнова.
Скульптура, дополняющая традиционный монумент лётчикам, установлена в 2018 году в воинской части в Ахтубинске (Астраханская область).

13

«Иван Васильевич меняет профессию»

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1580511/2a0000016c8f869a9053be43b9e0406d82c2/XXL

Здесь имеет место именно памятник киноактёру М. Пуговкину, но в образе режиссёра Якина. Это якобы увековечивает труд всего коллектива, создавшего фильм.
Установлен в 2016 году в Ялте на набережной имени Ленина.

14

«Операция Ы и другие приключения Шурика»

https://f.otzyv.ru/f/11/10/89913/12021610115619.jpg

Скульптура Лиды (Наталья Селезнёва) и Шурика (Александр Демьяненко).
Установлена в 2012 году в Москве у входа в здание Московского экономического института.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR0NigSzK4ZLTxH17xAM-Yrw

Памятник Шурику (Александр Демьяненко) и Лидочке (Наталья Селезнёва).
Скульптура установлена в 2012 году в Краснодаре, в самом центре, на аллее улицы Красная, напротив Кубанского государственного технологического университета.
Идея установки принадлежит губернатору Краснодарского края Александру Ткачёву.

15

«Тот самый Мюнхгаузен»

Барон Мюнхгаузен с чертами лица Олега Янковского (если хорошо приглядеться).
Тру-скульптура установлена в 2004 году в Мосве у одного из зданий на улице Ярцевская.

16

«Гостья из будущего»

Памятник героям фильма, вернее, фильму.
Установлен в 2001 году в Москве на аллее имени Алисы Селезнёвой (играла Наталья Гусева) в Парке Дружбы у метро «Речной вокзал».

17

«Подкидыш»

Памятник советской актрисе театра и кино Фаине Раневской в образе Ляли.
Установлен в 2008 году в Таганроге на улице Фрунзе, перед домом, в котором прошли детство и юность актрисы.

18

«Собачье сердце»

Скульптуры профессора Преображенского (Евгений Евстигнеев) и Полиграфа Полиграфовича Шарикова (Владимир Толоконников).
Установлены в 2010 году в Харькове (Украина) на территории ресторана-трактира «Шарикоff».

19

«Мимино»

Памятник героям и режиссёру фильма: лётчику Валико Мизандари (роль исполнил Вахтанг  Кикабидзе), водителю грузовика Рубику Хачикяну (Фрунзе Мкртчян) и фронтовику Ивану Волохову (Евгений Леонов). Четвёртым персонажем композиции стал режиссёр Георгий Данелия.
Открыт в 2011 году. Установлен в Тбилиси (Грузия) в историческом районе Авлабари.

https://ktotak.ru/_bl/0/s88057681.jpg

Памятник Валико Мизандари (Вахтанг Кикабидзе), Рубику Хачикяну (Фрунзе Мкртчян) и Ивану Волохову (Евгений Леонов).
Скульптура установлена в 2011 году в Дилижане (Армения), на родине героя Фрунзе Мктрчяна, Рубика-джана. Расположена на площади с круговым движением. Композиция включает фонтанчик-пулпулак с питьевой водой.

20

«Свадьба в Малиновке»

https://ktotak.ru/_bl/0/20795013.jpg

Скульптуры персонажей — бандитов Попандопуло (Михаил Водяной) и Сметаны (Алексей Смирнов).
Установлены в 2013 году на центральной площади села Малиновка Харьковской области (Украина).

21

«Женитьба Бальзаминова»

https://ktotak.ru/_bl/0/s33487800.jpg

Скульптура Миши Бальзаминова (Георгий Вицин).
Установлена в 2008 году на центральной аллее городского парка в городе Зеленогорск (Ленинградская область).

22

«За двумя зайцами»

https://ktotak.ru/_bl/0/s62536877.jpg

Памятник персонажам Свириду Голохвастову (Олег Борисов) и Проне Прокоповне (Маргарита Криницына).
Установлен в 1999 году в Киеве (Украина) рядом с Андреевской церковью, где происходила финальная сцена.

24

«Ирония судьбы или, С лёгким паром»

https://ceditor.setka.io/clients/ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/post_images/hAnq0o4CjgQeYLmDmuFYFw.jpg

Памятные доски на домах, где якобы жили герои картины Женя Лукашин (Андрей Мягков) и Надя Шевелёва (Барбара Брыльска).
Доски установили в 2007 году на домах 125 и 113 по проспекту Вернадского в Москве, где проходили съёмки.

24

«Человек с бульвара Капуцинов»

https://ktotak.ru/_bl/0/s29103009.jpg

Памятник Андрею Миронову в образе Мистера Фёста.
Установлен в 2006 году в Астрахани возле кинотеатра «Иллюзион» по улице Ахматовской, 9. Инициатором идеи памятника была режиссёр Алла Сурикова.

25

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

https://ktotak.ru/_bl/0/s65648207.jpg

Шерлок Холмс (Василий Ливанов) и доктор Ватсон (Виталий Соломин).
Памятник открыт в 2007 году в Москве возле здания посольства Великобритании, Смоленская набережная.

26

«Они сражались за Родину»

Кадр из фильма. Персонажи: Пётр Федотович Лопахин (Василий Шукшин), Николай Стрельцов (Вячеслав Тихонов), Иван Звягинцев (Сергей Бондарчук), Александр Копытовский (Георгий Бурков), рядовой Некрасов (Юрий Никулин).
Скульптурная группа установлена в 2016 году в Москве на Фрунзенской набережной рядом с Министерством обороны РФ.

27

«Два бойца»

Памятник Марку Бернесу в образе «никогда не унывающего одессита» Аркадия Дзюбина.

Открыт в 2011 году в г. Нежине (Украина) в Театральном сквере. Убран в 2017 году по идеологическим соображениям («певец гимнов Сталину»). Восстановлен в 2019 году.

28

«Калина красная»

Деревянная фигура Егора Прокудина (исполнитель роли — Василий Шукшин).
Установлена в селе Сростки (Алтайский край), где снимался фильм.

29

«Печки-лавочки»

Официальный памятник Василию Шукшину, воспроизводящий тем не менее кадр из фильма с персонажем Иваном Расторгуевым.

Монументальная скульптура воздвигнута в 2004 году на горе Пикет (Алтайский край).

30

«Счастливы вместе»

https://ktotak.ru/_bl/0/81741922.jpg

Памятник Гене Букину, главе «шизанутой семейки» (артист Виктор Логинов).
Скульптура была открыта в 2011 году в Екатеринбурге, рядом с ТРЦ «Гринвич».

 

Всего мы зафиксировали 40 объектов, соответствующих критериям отбора в состав «памятников киногероям» из 27 фильмов.

Динамика изменения нарастающего итога числа установленных скульптур по годам соответствует S-образной логистической кривой или кривой замещения. Этот тип кривых имеет место в торговом бизнесе (спрос на товар) или отражает научно-технический прогресс (например, вытеснение в авиационном парке поршневых самолётов реактивными, на железнодорожном транспорте — паровозов тепловозами и электровозами и т. д.). В этой связи можно было бы говорить о том, что «спрос» на памятники прекратился, потребность в них удовлетворена, этот социальный продукт как бы устарел и теперь не востребован. Однако можно дать и такую интерпретацию. На самом деле процесс устойчив, установка памятников идёт с темпом примерно три объекта каждые два года. Бум воздвижения «киногероев», который имел место в 2011–2012 годах, связан с появившимися гарантиями сохранения стабильности общественной жизни перед и сразу после возвращения Владимира Путина на президентский пост. Выполаживание кривой в два последних года вызвано, безусловно, эпидемиологической ситуацией. Появление новых объектов подобного рода в публичных местах может стать для социологов маркёром нормализации обстановки, преодоления вирусных фобий.

Был проведён также своего рода контент-анализ визуального текста и подтекста статуй. Конкретно, весь массив был разбит на четыре кластера, или рубрики, отражающих функциональное предназначение памятника.

1. Стимулирование локального патриотизма (патриотизм). В данном случае оправданием установки скульптур «киногероев» служили любые поводы, привязывающие популярные кинообразы к конкретным локациям. Например, в Таразе (Жамбылская область, Казахстан) к постаменту памятника персонажам фильма «Джентльмены удачи» прикреплена табличка с таким текстом, воспроизводящим крохотную, акцентирующую образ реплику одного из главных персонажей: «Хочу в Джамбул. Там тепло, там моя мама!»[1]. В Чебоксарах для установки весьма солидного и дорогого памятника Остапу Бендеру и Ипполиту Воробьянинову в весьма престижном месте оказалось достаточно всего лишь одной фразы из романа: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. А? Это будет очень эффектно…» Разумеется, есть и соответствующая табличка с этим текстом.

2. Увековечивание памяти советских актёров и кинорежиссёров (дань уважения) в их звёздных киноролях. Чаще всего такие памятники воздвигаются к юбилейным датам в городах, где родился или долго жил тот или иной деятель советского киноискусства, но не обязательно. При создании памятников режиссёрам предусмотрено окружение главной фигуры скульптурами героев его фильмов (памятник Леониду Гайдаю в Иркутске, например, или Георгию Данелия в Тбилиси).

3. Использование скульптур любимых героев советских фильмов для улучшения имиджа и репутации, укрепления корпоративной солидарности и акцентирования важности той или иной профессии или того или иного государственного института (репутация). Хотя чаще всего такие композиции устанавливаются на закрытых территориях. Они несут большую смысловую нагрузку, задавая важные ориентиры социального поведения и профессиональной этики. Успешным примером в данном случае могут служить скульптуры, установленные у здания Министерства обороны РФ на Фрунзенской набережной в Москве. Хотя такая новация, как буквально дословный перенос кадров из пафосных фильмов «Офицеры» и «Они сражались за Родину» в форму многофигурной композиции, спорна с художественной точки зрения, высокий профессиональный уровень скульпторов (Студия военных художников имени М.Б. Грекова) позволил справиться с задачей преобразования плоского изображения в пространственно-объёмную пластику. «Офицеры», например, очень полюбились москвичам, рассматриваются ими как «итоговый» мемориал ушедшей в историю победоносной Советской армии. Среди туристов скульптурная композиция имеет максимально возможный рейтинг, а самые характерные отзывы такие: «Отличный памятник! Великолепный фильм! Потрясающие герои!»

4. Скульптуры, находящиеся в частной собственности, использующиеся как инвентарь для рекламы тех или иных коммерческих предприятий (реклама) или просто как декоративный элемент украшения пространства перед офисом, рестораном и прочим. Несмотря на камерность композиций и приземлённость задач, такие скульптуры привлекают и туристов, становясь локальными достопримечательностями. Здесь, кстати, имеется единственный случай установки «памятника» герою сериала постсоветского периода «Счастливы вместе» продавцу обуви Гене Букину у входа в торгово-развлекательный центр «Гринвич» в Екатеринбурге, где он якобы работал. Сериал имеет низкий рейтинг, Гена Букин узнаваемым героем не стал, но функции контактного памятника выполняет.

Исследования показали, что основной причиной установки памятников киногероям является желание повысить престиж города, местности, района или села, дав ему узнаваемый позитивный или модный теперь иронический символ, расширить список точек для посещения туристами, вообще организовать выпадение человека из будней и монотонности, дабы он мог сказать или подумать — «улыбнуло». Такие скульптуры недороги, демократичны, но чаще других повреждаются вандалами, поскольку сакральностью и официальным статусом заведомо не обладают. Впрочем, даже они не застрахованы от «политических репрессий». Уже был прецедент, когда скульптуру Остапа Бендера (правда, не из кинофильма) в украинском городке Жмеринка снесли под тем предлогом, что «он не является героем украинского народа».

Герои фильма «Бриллиантовая рука» в Сочи

 

Достаточно много скульптур киногероев, которые призваны на службу в то или иное ведомство. Доступ к ним чаще всего ограничен, вандализм им не грозит. Но они играют очень интересную роль — обозначают советский период как золотой век в истории ведомств или образовательных учреждений в профессиональном и гуманистическом отношении, а конкретные персонажи олицетворяют образцы выполнения долга и примеры для подражания. Например, студенты Шурик и Лидочка (киноновелла «Наваждение») — символ усердности в учёбе.

Скульптуры-рекламоносители не являются важным сегментом «кинонианы», однако то, что они появляются, уже указывает на значение и укоренённость советских мифов в ментальном поле стран, входивших ранее в СССР.

Напрашивается  вывод, что скульптуры киногероев — важный элемент ментального ландшафта стран бывшего Советского Союза, который воссоздаёт в массовом сознании позитивные мифы о прошлом. Обладая такими функциональными характеристиками, как демократичность, узнаваемость, укоренённость в культурной памяти, подобные памятники играют важную роль в процессах создания новой надэтнической идентичности и самоидентификации личности. Они востребованы в социальной и политической практике, в работе по улучшению имиджа организаций и ведомств, для редактировании сознания и психики, в бизнесе и рекреационной деятельности. Представляя собой новый артефакт городского фольклора и обозначая собой границы сохраняющего потенциалы для интеграции «советского мира», памятники киногероям стали заметным явлением российской (и не только) массовой культуры, заслуживающим одобрения и поддержки.

 

[1] Памятник персонажам с добавлением верблюда Васи был установлен на частном рынке «Шахристан», который несколько лет назад был закрыт и разрушился. Памятник отвезён на свалку, где скульптуры растащили по дворам особняков. Ставился вопрос о создании нового варианта скульптуры под патронатом городских властей, но пока решение не принято. https://www.caravan.kz/gazeta/on-zhe-pamyatnik-v-taraze-razgoraetsya-skandal-vokrug-dzhentlmenov-udachi-582453/

 

Читайте дальше