Что почитать и что увидеть в октябре

Варвара Рудакова, Олег Назаров

Барышников В.Н. Маннергейм и Советский Союз. — М.: Кучково поле, 2021.

В монографии петербургского историка Владимира Барышникова впервые комплексно рассмотрены отношения Карла Густава Маннергейма (1867–1951) с Советским Союзом.

В Финляндии фигура Маннергейма является культовой, ему посвящены тысячи хвалебных книг и статей. Между тем в биографии бывшего генерала Российской императорской армии, а затем маршала и президента Финляндии немало страниц, о которых на его родине вспоминают неохотно. В их числе активное сотрудничество Маннергейма с гитлеровской Германией накануне и во время Второй мировой войны, репрессии против красных финнов и русского населения Финляндии в 1918 году в ходе гражданской войны, участие в блокаде Ленинграда, отношение к советским военнопленным и населению оккупированных территорий Советского Союза в духе нацистской расовой идеологии. Адепты Маннергейма, будучи не в состоянии опровергнуть эти факты, их либо замалчивают, либо тщательно ретушируют. Такой подход создал благодатную почву для конструирования обеляющих его мифов, опровержению которых посвящена работа Барышникова.

Победу в гражданской войне в Финляндии зачастую связывают с именем Маннергейма, именно тогда получившего широкую известность в мире. В действительности его вклад в успех преувеличен, причем его собственными стараниями. В 1918 году отряды Красной армии под руководством бывшего полковника императорской армии Михаила Свечникова успешно действовали против белофиннов, одолеть их Маннергейм смог лишь благодаря помощи германских войск. Барышников подчеркивает, что начавшийся затем в Финляндии белый террор имел большое значение и для России. На его примере еще до начала крупномасштабной Гражданской войны большевики увидели, каким в случае победы белогвардейцев «окажется кровавое подавление революции».

В издании развенчан миф о том, что Финляндия вступила в войну против СССР лишь с целью вернуть территории, утраченные в марте 1940 года. Подписанный Маннергеймом 10 июля 1941 года приказ № 3 о начале финского наступления в никогда не принадлежавшей Суоми Советской Карелии опровергает это утверждение. Он свидетельствует о захватнических планах Маннергейма, в воспаленном воображении которого присутствовала идея создания «Великой Финляндии».

Барышников опроверг и миф о Маннергейме — «спасителе Ленинграда». В действительности финские войска держали свой участок блокадного кольца, а сам главнокомандующий был так уверен в падении города на Неве, что заранее подготовил текст выступления по радио. Автор справедливо подчеркивает, что Маннергейм несет персональную ответственность за блокаду Ленинграда и гибель его жителей.

Книга написана на основе документов пяти российских и трех финляндских архивов, научно-исследовательской и мемуарной литературы.

 

Черная Л.А. Повседневная жизнь языческой Руси. — М.: Молодая гвардия, 2021.

Возможно ли восстановить в подробностях повседневную жизнь обитателей русских земель дохристианской эпохи? Реконструировать их образ мышления, узнать, как они воспринимали окружающую действительность, почему поступали так или иначе в различных жизненных ситуациях? Источников, повествующих об этом, почти не сохранилось. Доктор исторических наук Людмила Черная находит свой путь решения этой, казалось бы, невыполнимой задачи, отыскивая отголоски языческих воззрений в народном мировосприятии, в обычаях и обрядах, сохранявшихся у русского человека вплоть до XX столетия, а также привлекая и другие, в том числе археологические, материалы.

 

Поллок И. Когда б не баня, все бы мы пропали. — М.: Издательство АСТ: Corpus, 2021.

Какие бы социальные изменения ни сотрясали Россию, ничто не смогло искоренить привычку русских людей париться в бане. Более тысячи лет представители разных сословий, классов и политических партий оказывались равны перед очищающей силой целебного пара. Сегодня баня — это ритуал, место, куда приходят для отдыха и наслаждения. Однако так было не всегда: целые столетия посещение общественных купален являлось жесткой необходимостью. Итан Поллок, профессор славистики Брауновского университета (США), в своем исследовании не только рассказывает о повседневной привычке. Он показывает историю ее бытования сквозь призму истории огромной страны.

 

Есипов В.М. Переписка А.С. Пушкина с А.Х. Бенкендорфом. — СПб.: Нестор-История, 2021.

Монография литературоведа Виктора Есипова посвящена взаимоотношениям Александра Пушкина и Александра Бенкендорфа, которые рассматриваются исключительно на документальной основе. В книге приводится их переписка, продолжавшаяся в течение десяти лет — с 1826 по 1836 год, а также используются «Выписки из писем графа Александра Бенкендорфа к императору Николаю I о Пушкине» и другие документы. Все письма сопровождаются комментариями. Публикуемые материалы воссоздают атмосферу сложных и противоречивых отношений поэта с руководителем Третьего отделения, одним из героев Отечественной войны 1812 года, который предстает не только верным слугой Николая I, но и человеком, то и дело оказывавшим Пушкину разного рода услуги в сложных перипетиях дворцовой жизни.

 

Дударев В.С. Бисмарк и Россия. 1851–1871 гг. — СПб.: Алетейя, 2021.

Кандидат исторических наук Василий Дударев анализирует в своей работе российское направление внешней политики Отто фон Бисмарка накануне и в годы объединения Германии. Издание охватывает 20-летний период европейской истории — с 1851 года, когда Бисмарк получил свой первый дипломатический пост во Франкфурте, по 1871-й, когда была провозглашена Германская империя. Представленные читателям изыскания проведены на основе комплексного анализа широкого круга хранящихся в архивах Германии и России материалов, сборников документов, влиятельных и авторитетных российских и германских ежедневных периодических печатных изданий того времени, источников личного происхождения. Совместное исследование этих материалов ранее не проводилось. Бóльшая часть документов вводится в научный оборот впервые.

 

Филиппенко Н.Г. Киевские философские общества начала XX века. — М.: Модест Колеров, 2021.

Специалист по истории русской философии, кандидат философских наук Наталия Филиппенко убеждена, что истории философских обществ начала XX века посвящено незаслуженно мало исследований. Ее книга рассказывает о Киевском религиозно-философском обществе (1908–1919) и Киевском научно-философском обществе (1914–1919) и поэтому состоит из двух частей. Автор попыталась документально воссоздать историю организаций и историю идей, возникавших в жарких спорах известных людей — не только философов, но и историков, писателей, священников, юристов, врачей.

 

Черемушкин П.Г. Александр Дейнека. — М.: Молодая гвардия, 2021.

Александр Дейнека (1899–1969) — признанный классик русского искусства ХХ века. Всем знакомы его полотна, сочетающие пафос и лирику, воспевающие боевые подвиги и мирный труд советских людей. Работая в самых разных жанрах — живописи, скульптуры, мозаики, плаката, книжной иллюстрации, он искренне служил идее коммунизма, но не был обласкан руководителями партии. Всю жизнь его сопровождали обвинения в формализме и космополитизме, доносы и сплетни. В первой полной биографии Дейнеки историк искусств Петр Черемушкин исследует все этапы творчества художника, не оставляя без внимания его активную общественную деятельность и личную жизнь.

 

Куркин Б.А. «Тоже победители». Нейтралы Европы и Франция во Второй мировой войне. — М.: Международные отношения, 2021.

Книга доктора юридических наук Бориса Куркина представляет собой ряд исторических миниатюр, объединенных одной идеей — выявления места и роли нейтральных государств Европы (Дании, Норвегии, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, а также Франции) во Второй мировой войне. Автор рассмотрел миф об активном сопротивлении этих стран нацизму и показал роль наиболее деятельной части их народов в совместной с гитлеровской Германией агрессии против СССР.

 

Амент С. Допеть до победы! — СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2021.

Профессор Рэдфордского университета (США) Сюзанн Амент посвятила свое исследование роли песни в СССР и ее влиянию на советское общество во время Великой Отечественной войны. Автор увлекательно рассказывает о том, как создавались и распространялись песни военной поры, а также о том, как публика воспринимала их и изменяла, приспосабливая к собственным потребностям. Песни той эпохи составляют богатое культурное наследие, отражающее индивидуальный и коллективный опыт, который привел страну к Победе.

 

Звягинцев А.Г. Палачи ада. Уроки Хабаровского процесса. — М.: Рипол Классик, 2021.

Хабаровский процесс проходил в 1949 году. Его история гораздо менее известна, чем история Нюрнбергского или Токийского трибуналов. Между тем на нем открылись ужасающие по своей жестокости и бесчеловечности факты. В Хабаровске судили «палачей ада» — японских военных преступников. Они обвинялись в создании и применении бактериологического и химического оружия, способного уничтожить человечество. Советский Союз приложил все усилия, чтобы не допустить распространения этого смертоносного «цунами» не только на Дальнем Востоке, но и по всему миру. Прошедшие вслед за Нюрнбергским «судом народов» Токийский и Хабаровский процессы поставили окончательную, победную точку во Второй мировой войне. Их итоги послужили фундаментом для выработки новых принципов международного правосудия, которые легли в основу нового миропорядка.

 

28 августа 31 декабря 2021 года

Выставка «Вертикаль» к 85-летию Станислава Говорухина

ВДНХ, Музей кино

Москва, проспект Мира, 119

Станислав Говорухин (1936–2018) — режиссер нестареющих фильмов, автор искренних и мудрых книг, яркий политик и человек. Выставка в Музее кино воспроизводит элементы мастерской художника, дома, где он жил и работал. Дополняют портрет Говорухина рассказы его друзей и соратников, которые транслируются в экспозиции. В семи тематических разделах, посвященных разным периодам жизни режиссера, более 300 предметов из его архива. Посетители могут познакомиться с рукописями — первыми литературными опытами Говорухина, с письмами Владимира Высоцкого и Александра Солженицына, с образцами кинопроизводственной документации 1960–1980-х годов. На выставке экспонируется уникальный предмет — обломок вертолета, который потерпел крушение во время съемок фильма Говорухина «Белый взрыв» (1969).

Выставка призвана показать самые разные грани профессионального и человеческого таланта режиссера. Как заявил на ее открытии председатель Государственной думы Вячеслав Володин, «нам нужно сделать все для того, чтобы память о Станиславе Сергеевиче Говорухине жила вечно. Чтобы наши дети, наши внуки соприкасались с его творческим наследием и лучше узнавали человека, который творил в Советском Союзе, создавал шедевры в 1990-е, когда было очень тяжело стране, снимал замечательные картины уже в 2000-е, совмещая это с работой в Государственной думе, занимая должность председателя Комитета по культуре, делая все для того, чтобы жизнь в стране становилась лучше, чтобы было больше справедливости, открытости».

 

15 сентября 12 декабря 2021 года

Египет в Эрмитаже. Мумия меняет имя

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

В 2017 году египетскую мумию храмовой певицы Бабат исследовали с помощью современного медицинского оборудования. Внезапно выяснилось, что под пеленами скрывается не женщина, а мужчина. Этому открытию Эрмитаж посвящает выставку. Ученые предположили, что мумия — жрец Паркеш, чьи саркофаги также хранятся в музее, а ошибка произошла при продаже в Египте или при перевозке экспонатов из Кунсткамеры в Эрмитаж в конце XIX века. Помимо самой мумии на выставке представлены внутренние и внешние саркофаги, фотографии результатов компьютерной томографии мумии, а также трехмерная реконструкция результатов сканирования.

 

30 сентября 2021 года  6 февраля 2022 года

Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Москва, Лаврушинский переулок, 12

Выставка посвящена одному из самых гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Венецианову (1780–1847). На ней представлено более 80 произведений. Венецианов открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже Тверской земли особое пространство, таящее в себе источник художественного вдохновения и эстетических переживаний. Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений моделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции.

 

30 сентября 7 ноября 2021 года

Александр Невский и его образ в исторической памяти

Выставочный зал федеральных архивов

Москва, Большая Пироговская улица, 17

Выставка приурочена к 800-летию Александра Невского и знакомит посетителей с летописными свидетельствами не только жизни князя, но и почитания его как святого, а также увековечивания памяти полководца и правителя. В экспозицию вошли хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов старейшие летописи — Новгородская, Псковская, Никоновская, Софийская, оригиналы духовных грамот потомков Александра Невского — московских князей Ивана Калиты, Ивана Красного и Дмитрия Донского, а также рукописные свидетельства его канонизации в лике чудотворца и первые редакции его жития. К более поздним актам увековечивания памяти князя относится учреждение ордена Александра Невского сначала в Российской империи в 1725 году, потом в СССР в 1942-м и в Российской Федерации в 2010-м. На выставке представлены документы о его учреждении и награждениях в разные периоды отечественной истории. Еще одним сюжетом экспозиции стало отражение образа Александра Невского в искусстве — литературе и кинематографе — в годы Великой Отечественной войны. Основной акцент в этом разделе сделан на рабочих материалах режиссера Сергея Эйзенштейна, а также на рецензиях и отзывах на его фильм, в том числе Иосифа Сталина. Помимо этого в выставочном зале демонстрируются фрагменты фильма «Александр Невский».

Читайте дальше