Храмы Святой Софии

Наталья Лясковская

София — олицетворение мудрости Бога. Посвящение храмов святой Софии — древняя традиция, берущая начало из Византии. Её имя носят соборы многих городов мира: Софийский собор в Константинополе, собор Святой Софии в столице Болгарии, собор в Киеве, в Новгороде...

Прообразом для русских храмов Святой Софии служил Успенский собор в Москве, который приобрёл особое значение в системе символов Русского государства и Русской церкви. Во второй пол. XV века Москва уже утвердилась как новый канонический центр. К этому времени и относится постройка успенских соборов в Ростове Великом, Дмитрове, в Новодевичьем монастыре. После Стоглавого собора пошла вторая волна обращения храмостроителей к образцу Успенского собора: к этому периоду относится постройка Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре и закладка Софийского собора в Вологде.

 

Новгородская святыня

Наиболее  древним на территории современной России собором Святой Софии Премудрости Божией является София Новгородская. Этот собор в Новгороде — реальное воплощение Премудрости Божьей.

Первый храм, возведённый в 989 году,  был деревянным — «из дуба о 13 верхах». Храм стоял над рекой Волхов, в конце Епископской улицы. По данным Новгородской летописи, эта церковь сгорела во время пожара в 1049 году. Новое здание заложили севернее, на месте Владычного двора 15 февраля 1045 года по указу князя Владимира. В 1046 году его отец великий князь Ярослав Мудрый и мать княгиня Ирина приехали в Новгород из Киева и наблюдали рождение собора воочию. Он возводился пять лет с большим размахом: на работу затратили около 10 тыс. кубов кирпича и камней. Стены решили не белить, как тогда было принято, и храм 100 лет простоял с открытой кладкой. Красиво выделялись только криволинейные апсиды и барабаны, покрытые цемянкой — кирпичной или керамической крошкой, добавляемой в известковый раствор, которую в древнем строительстве использовали как связующее вещество, аналог современного цемента. Внутренние стены и своды покрыли фресками. В 1151 году собор полностью побелили, и он обрёл тот облик, которым мы любуемся в наши дни.

Расписывали собор тоже мастера из Греции. Как гласит предание, они изобразили Христа, как и положено, благословляющего мiр правой дланью. На следующий день мастера увидели, что ладонь Господа Бога нашего сжата в кулак. Длань «поправили», однако история повторилась. Трижды художники исправляли ладонь Христа, но наутро находили её сжатой в кулак. Когда на четвёртый день они снова взялись за кисти, чтобы поправить работу, послышался голос Бога. Он сказал, что, пока держит в своей руке Новгород Великий, будет с городом всё в порядке, но если разомкнётся ладонь Его — настанет городу конец.

В Новгороде же была написана первая икона Премудрости Божией (XV век) На ней Огненный Ангел восседал на золотом престоле, а по сторонам к нему склонялись Богоматерь и Иоанн Креститель. Премудрость в новгородской версии — красного цвета, она символизирует кровь, жертву Христову. В позднейшей русской иконографической традиции Софию стали изображать в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к Небу. На груди у Неё —  благословляющий Предвечный Младенец. 

Собор был окончательно завершён к 1109 году. К нашему времени от работ древних мастеров остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между ними до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора.

В соборе три иконостаса, наиболее известны главный (иконы XVXVI веков) и Рождественский. В Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы XVI века. Перед ней молились новгородцы во время заключения Столбовского мира — договора, подписанного 27 февраля (9 марта) 1617 года в Столбове близ Тихвина, положившего конец русско-шведской войне 16101617 годов. Мирный договор был заключён между царём Михаилом Феодоровичем и шведским королём Густавом II Адольфом при посредничестве английского короля Якова I.

Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи, дочери царя Алексея Михайловича, которая была в 16821689 годах регентшей на троне при младших братьях Петре и Иоанне. В Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Основная сохранившаяся же роспись храма относится уже к концу XIX века.

14 сентября 1052 года Новгородский собор был освящён. А через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, скончался и был погребён в храме, ставшем княжеской усыпальницей. С тех самых пор в южной галерее хоронили выдающихся новгородцев. В соборе постоянно находятся останки святых: княгини Анны, князей Владимира, Мстислава Ростиславовича Храброго и Феодора, сына великого князя Киевского и Владимирского Ярослава, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты, Аркадия, архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония, а также надгробия нескольких архиереев XVIIIXIX веков.

Новгородцам то и дело приходилось отстаивать свой город от завоеваний — в эпоху разделения княжеских земель богатый торговый Новгород представлял собой лакомый кусок и для иностранных врагов, и для внутренних. Идя в бой, жители города, согласно легенде, кричали: «За Бога, за Софию Новгородскую!»

В княжествах Древней Руси на монетах печатали лик князя и его имя, а новгородцы, хоть и были жителями крупнейшего в то время торгового города, на своих монетах изображали Ангела Мудрости Софию. Но и новгородцы не прочь были расширить свои владения за счёт захвата чужих земель. В 1168 году они призвали на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход они предприняли против полоцких князей, союзников князя Андрея Боголюбского. Земля была разорена, но войска не дошли до Полоцка 30 вёрст, после чего Роман с помощью отца, приславшего войско на подмогу, атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Затем произошло столкновение новгородцев с суздальцами в Заволочье. Зимой 1170 года пришли под Новгород князья Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. На 4-й день осады, 25 февраля, был предпринят штурм, продолжавшийся целый день. К вечеру Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Новгородцы в тот раз пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок («по 2 ногаты сиречь два раза по 1/20 части гривны кун»). Хотя подобное в то время являлось обычным делом, однако вскоре новгородцы были наказаны: в городе наступил голод, и жители торгового града предпочли заключить мир с князем Андреем.

 

Вологда: где запад — там север, а где север — восток!

Вологодский собор Софии Премудрости Божией — одна из крупнейших построек эпохи государя Иоанна Грозного: он хотел иметь подобие московского Успенского собора и в своей северной резиденции. План Софийского собора напоминает предшествующие ему шестистолпные храмы: ростовский Успенский собор (15081512 годы), Преображенский собор Хутынского монастыря (1515 год), новгородскую церковь Никиты Мученика (сер. 1550-х) и другие. А отсутствием аркатурно-колончатого пояса Софийский собор напоминает Успенский собор постройки 1515 года в Тихвине.

Закладка Вологодского кремля началась в 1567 году по царскому указу: «Великий государь царь Иоанн Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения пречистыя Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому, и делали ю два года, а колико зделают, то каждого дня покрывали лубьем и другими орудии, и того ради оная церковь крепка на разселины соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». Софийскую — потому что с XVI века в Вологде уже существовала церковь Успения (позднее — Успенский собор Горне-Успенского монастыря), один из древнейших храмов города, давших наименование его Успенской трети, подчинявшейся Новгороду наряду с «московской» Владимирской третью (по Владимирской церкви) и «ростовской» — по Мироносицкой.

Строительство каменного собора внутри кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. Археологические раскопки 2000 года в этом районе подтверждают существование построек, датируемых 15601570 годами. По другим сведениям, Архиерейский двор перенесли позднее к уже строящемуся Софийскому собору.

Вологодский Софийский собор — прямоугольный пятикупольный храм с сильно выступающими полукружиями трёх алтарных апсид. Внутреннее пространство разделено столпами на три нефа и освещается двумя ярусами узких окон с воронками.

Первоначальная кирпичная алтарная преграда в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века. В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада.

Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Пучинистая (луковичная) форма куполов относится к XVIIXVIII векам. Советский реставратор Владимир Баниге высказал предположение, что изначальная форма куполов была ближе к шлемовидной, с чешуйчатым покрытием. Более поздние исследования Сергея Заграевского доказывают, что пучинистые формы глав в архитектуре Древней Руси были распространены с домонгольского времени до сер. XVII века. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнили московские мастера по образу крестов церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трёх верхних оконечностях каждого креста вязью начертаны слова: «Царь Славы» (на вертикальной конечности), «ИС ХС» (на горизонтальных).

Ось «главный вход — алтарные апсиды» ориентирована на северо-северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращённых апсидами на восток. Существует версия, что такое смещение оси вызвано желанием Ивана Грозного. Он хотел, чтобы собор был обращён к реке, которая расположена севернее.

Царь лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу жил в Вологде. Посетил он собор и после завершения основных строительных работ в 1570 году. Но через год скоропоспешно покинул Вологду и больше туда не возвращался.

«Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена».

                                                           Летописец Иван Слободской, 1716 год

Так собор на долгое время оказался заброшенным. Однако в 1587 году был освящён главный престол, а затем придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в южной части алтаря: сын Грозного Феодор помнил, что Иван IV хотел иметь здесь придел своего патронального святого (Грозного крестили в день памяти Предтечи). Освящение провёл Антоний, епископ Вологодский и Великопермский. Придел располагался в дьяконнике, помещении для хранения церковной утвари, литургических книг и одежд, вплоть до капитального ремонта интерьера 18481850 годов. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться «Домом святой Софеи». Храмовая икона Софии Премудрости Слова Божия, написанная изографами Жданом Дементьевым и Василием Новгородцем, стала епархиальным символом (сейчас она находится в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике).

В 1612 году «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры» захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. Когда захватчики ушли, началось восстановление собора. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей.

Епископ Гавриил пригласил артель ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Плеханова, живописца первой статьи, выходца из Переславля-Залесского. До Вологды он расписывал храмы Троицы в Никитниках (1635), церкви Григория Неокесарийского (16671669), Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684), церкви Ростовского кремля, церкви Фёдоровской Богоматери в Ярославле (1715) и ряда других.   

Софийский собор стал первым храмом Вологды, расписанным стенным письмом. Работы велись два года. Сначала нанесли левкас, укрепили его гвоздями. Старший мастер, знамёнщик, знаменил работу: создавал рисунок, процарапывая её писалом по влажной штукатурке. Другие следовали проложенной канве: доличники писали одежды, мастера палатного письма добавляли растительность и орнаменты, уставщики наносили надписи, лики писали личники.

Большинство сюжетов связано с образом Христа. Художники сочетали традиционное письмо с передовыми идеями того времени: фигуры святых и других людей изображались в идентичных историческому отрезку времени интерьерах и одеждах, в пейзаж ввели долины, озёра, рощи, коров, лошадей, ослов, свиней и других животных. По небу были пущены облака. Появились изображения крепостных стен и домов. Жестам, чертам лиц персонажей придали эмоциональную окраску.

Иконографическая схема основного куба следовала образцу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. В центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах — Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на арках — апостолы. На сводах запечатлены Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья.

На западной стене во всём великолепии предстал глазам верующих Страшный суд. На фреске — второе пришествие Христа и жизнь будущего века, то есть соединение двух самостоятельных сюжетов «Второе пришествие» и «Суд и воздаяние по делам». Это самая большая фреска на данный сюжет в России, она занимает площадь около 400 кв. м. В верхней части композиции восседает на троне и творит Суд Вседержитель. Ниже расположены сцены взвешивания грехов и добродетелей человеческой души. В левой части во главе праведников — апостол Пётр с ключом от дверей рая. Грешники, представленные иноверцами в одеждах иностранцев того времени, восточными старцами и женщинами в ярких платьях, расположены слева. Внизу композиции в правой части изображён извивающийся змей с символами пороков, грехов и пламени ада. В левой части композиции изображены трубящие ангелы, призывающие воды и земли отдать на Суд своих мертвецов...

Во второй пол. XVII века у стен Софийского собора даже проводились инсценировки Страшного суда! За алтарём, под открытым небом на специально сооружённое возвышение ставилась икона «Страшный суд» и вода для освящения. Устраивался крестный ход и звучали соответствующие места из Евангелия.

В углублённой арке на северной стене жертвенника находится фреска редкого сюжета — «Поминовение усопших». Под ней было обнаружено донаторское место, где предполагалось захоронить главного вкладчика храма — Иоанна Грозного.

А в верхних регистрах южной и северной стен изображены евангельские сюжеты, которые занимают два яруса, что характерно для росписи соборных храмов и монастырей в XVIIXVIII веках. Ниже — сюжеты земной жизни Богородицы, иллюстрации текстов богородичного акафиста.

О работе артели Дмитрия Плеханова осталась запись в книге Архиерейского двора: «1686 г. марта 23 подрядился на Вологде Соборную церковь и с алтарем и со пределы подписать стенным письмом Ярославец иконописец Дмитрей Григорьев сын Плеханов. Ряжено ему от того всего стенного писма 1500 рублев, дано ему по рядной записи наперед 400 рублев. Да ему ж иконописцу Дмитрию Григорьеву к тому стенному писму дано на покупку гвоздья на восемьдесят тысяч 50 рублев».

В 1698 году и в 1724-м собор основательно горел. После второго пожара в 17371744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.

Сей величественный собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II.

После большевистского переворота собор закрыли и передали краеведческому музею. В Софийском соборе разместили экспозицию по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году.

В 19661968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора Владимира Баниге провели реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроили закомарное покрытие из оцинкованной стали, установили новые купола, восстановили узкие окна в соборе, разобрали каменные притворы и восстановили порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Николая Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи.

С 1999 по 2007 год провели комплексную реставрацию собора.

В наши дни Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время, в некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы. В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

 

Лаишево — дитя Екатерины II

Софийский (Троицкий) собор — старейшее каменное здание города Лаишево в Республике Татарстан, памятник архитектуры регионального значения, одна из самых высоких точек города.

Первое каменное здание храма во имя Премудрости Божией Софии было возведено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. Собор возвели в византийском стиле, из красного кирпича под единым куполом, рядом установили звонницу.

К сер. XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году его разобрали. В 1870 году было закончено новое строительство, и 20 августа состоялось освящение великолепного каменного пятипрестольного собора. В помещении главного храма имелись приделы Святой Екатерины и Пророка Ильи — их освятили в 1895 году. В холодной трапезной — приделы Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери, освящённые, соответственно, в 1855 и 1858 годах. Над западным входом в храм выстроили массивную колокольню. Стены собора расписал известный мордовский художник-скульптор Степан Эрзья (Нефёдов). Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе,  икона Казанской Божьей Матери, «в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена».

После прихода советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. За подстрекательские действия против красного режима и «оказание помощи белогвардейцам» настоятель храма Леонид Скворцов был расстрелян в алтаре.

Пострадал и сам Софийский собор. Его разорили и закрыли в 1930 году. В этом же году сняли и увезли в неизвестном направлении колокола.

А в 1956-м храм переоборудовали в кинотеатр «Заря».

Читайте дальше