Что почитать и что увидеть в апреле

Варвара Рудакова

Фицпатрик Ш. Команда Сталина: годы опасной жизни в советской политике/Под научной редакцией О. Эдельман. — М.: Издательство Института Гайдара, 2021.

«Когда Сталин хотел сделать паузу в общении с иностранцами, он иногда говорил, что проблема будет в том, чтобы убедить Политбюро. Все понимали, что это просто отговорка, поскольку окончательное решение было за Сталиным. Но это не значит, что не было Политбюро, с которым он консультировался…» Так начинается книга известного американского историка и советолога Шейлы Фицпатрик, посвященная изучению механизмов власти в СССР в 1920–1950-е годы.

Как отмечает автор, большинство историков традиционно считает самого Сталина диктатором, а окружавших его чиновников — простыми соглашателями, частью советского политического декора. Однако Фицпатрик не поддерживает эту точку зрения. Она полагает, что за Сталиным стояла группа лояльных ему лично людей, которые составляли необычайно эффективную команду, работавшую с ним начиная с 1920-х годов. «В политике оставаться вместе тридцать лет — это очень долго, даже в менее смертоносном политическом климате, чем в Советском Союзе при Сталине», — отмечает историк. Как бы то ни было, большинству из «команды Сталина» удалось это сделать: «Наподобие феникса они демонстрировали способность выживать в угрожающих команде ситуациях».

При этом, по словам Фицпатрик, хотя Сталин и был вождем и признанным авторитетом для приближенных, он в отличие от своих современников Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера предпочитал работать с группой сподвижников, состоящей из сильных фигур. Они не были политическими ничтожествами или простым фоном для властителя, как это часто представляют, а действовали вместе с ним как единая команда. Каждый отвечал за важнейшие сферы жизни страны — оборону, железные дороги, тяжелую промышленность, и в основном, как пишет Фицпатрик, они на самом деле были компетентны в этих областях. Главным доказательством этого служит то, что вопреки всем ожиданиям, в том числе и членов самой команды, после смерти Сталина не наступил хаос: его окружение смогло не только сохранить власть, но и немедленно приступить к весьма глубоким преобразованиям. 

Проводя читателей от катаклизмов «больших чисток» и тяжелейших для страны в целом и для «команды Сталина» событий Второй мировой войны до последних лет жизни престарелого вождя, Шейла Фицпатрик рисует совершенно новый портрет советского лидера на фоне его ближайшего окружения. В свою очередь, это дает возможность иначе взглянуть на то, как управлялся Советский Союз на протяжении значительной части своего существования.

 

Империи Средневековья: от Каролингов до Чингизидов/Под ред. С. Гугенхейма. — М.: Альпина нон-фикшн, 2021.

В книге под редакцией известного историка-медиевиста Сильвена Гугенхейма впервые собраны работы, описывающие становление и развитие 16 средневековых империй в разных концах света. Структура изложения обусловлена предложенным Гугенхеймом делением империй на три группы: империи-универсумы (империя Каролингов, Византия, Монгольская и Китайская и т. д.), империи, изолированные в определенном географическом пространстве (Болгарская, Сербская, Японская и т. п.), а также империи с рассредоточенными территориями (Нормандская, империя Плантагенетов, талассократические империи Венеции и Шривиджаи и др.).

 

Дроздов Д.П. Как строилась Москва. — М.: Качели, 2021.

«Москва не сразу строилась», — гласит русская пословица. В годы правления Юрия Долгорукого, к периоду княжения которого относится первое упоминание о Москве, ее территория занимала лишь треть площади современного Кремля. Почти за девять веков своей истории Москва проделала огромный путь от небольшого княжеского сельца до крупнейшего мегаполиса Европы. Книга Дениса Дроздова состоит из 25 глав, характеризующих важные вехи становления и развития города — от первой скромной деревянной крепости до монументальных высоток второй половины XX века. Дополненная масштабными иллюстрациями Никиты Андреева и красочным разворотным клапаном, эта книга — уникальный путеводитель, отправляющий больших и маленьких читателей по улицам Москвы разных эпох.

 

Сдвижков Д.А. Знайки и их друзья. Сравнительная история русской интеллигенции. — М.: Новое литературное обозрение, 2021.

Хотя слово «интеллигенция» — русский латинизм, само явление обладает ярко выраженной российской спецификой. Интеллигенцию обожали, перед ней преклонялись, ее критиковали, унижали и уничтожали. Безусловно одно: интеллигенция стала основанием русской культуры Нового времени и мощным международным брендом. Но кто он — русский интеллигент: властитель дум или высокомерный и оторванный от жизни «знайка»? Была ли интеллигенция уникальным российским явлением? Как она соотносилась с образованным классом других европейских стран? На эти вопросы попытался найти ответы кандидат исторических наук Денис Сдвижков.

 

Кучерская М.А. Лесков. Прозёванный гений. — М.: Молодая гвардия, 2021.

Прозу Николая Лескова (1831–1895) читали все, но знают его по двум-трем текстам. Названный Львом Толстым писателем будущего, самый недооцененный русский классик XIX столетия и человек-скандал прокладывал свой путь в стороне от исхоженных дорог русской словесности, словно нарочно делал все, чтобы перед ним закрылись двери гостиных и редакций, а его книги не встретились с читателем. С Всеволодом Крестовским он посещал петербургские трущобы, с Антоном Чеховым — злачные места. Книга Майи Кучерской, написанная на грани документальной и художественной прозы, созвучна произведениям ее героя — непревзойденного рассказчика, очеркиста, писателя, очарованного странника русской литературы.

 

Ратьковский И.С. Белый террор. Гражданская война в России. 1917–1920 гг. — СПб.: Питер, 2021.

В новом издании кандидат исторических наук Илья Ратьковский осветил хронику белого террора с 1917 по 1920 год. Он проанализировал, как формировались и развивались модели белой власти, как белые взаимодействовали с разнообразными контрреволюционными и антибольшевистскими движениями. Опираясь на архивные материалы, документальные источники и мемуарные записи лидеров Белого движения, автор искал ответ на вопрос: был ли шанс у белых переломить ход Гражданской войны? В этом контексте особенно важно понять, в чем выражалась их карательная практика, кто персонально нес ответственность за ее реализацию. И можно ли утверждать, что красный террор был всего лишь ответом на террор Белого движения?

 

Васькин А.А. Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой. — М.: Молодая гвардия, 2021.

Новая книга автора журнала «Историк» Александра Васькина посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем вековой период его истории. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали, работали и отдыхали, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли? Знаменитые певцы и артисты балета, известные дирижеры и музыканты, главные режиссеры и художники, простые суфлеры и гримеры и даже зрители из партера, царской ложи и с галерки — всем нашлось место в этой книге. Издание продолжает серию, начатую автором книгами о Москве времен Хрущева и Брежнева и советской богеме.

 

Девлин М.А. Лорд Галифакс: Святой Лис. — СПб.: Нестор-История, 2021.

Историк Моргана Девлин много лет занимается изучением политики Британской империи. Ее новое исследование — об Эдварде Фредерике Линдли Вуде (1881–1959), человеке, который, будучи вице-королем Индии, посадил в тюрьму Махатму Ганди; будучи лордом — хранителем печати, принял Адольфа Гитлера за лакея; а будучи министром иностранных дел, сыграл роковую роль в начале Второй мировой войны и подарил портфель премьер-министра Уинстону Черчиллю. Меняя титулы, как черную перчатку на недвижимой левой руке, лорд Галифакс оставил замысловатый лисий след в истории не только своей страны, но и всей планеты.

 

Хайнцен Дж. Искусство взятки. Коррупция при Сталине, 1943–1953. — М.: Политическая энциклопедия, 2021.

В своей новой работе американский историк Джеймс Хайнцен детально проанализировал взяточничество в позднесталинском СССР. На обширном архивном материале автор исследовал расцвет коррупции и попытки государства бороться с ней в условиях послевоенного восстановления страны, реконструировал обычаи и ритуалы, связанные с предложением и получением взяток, уделил особое внимание взяточничеству в органах суда и прокуратуры, подробно описал некоторые крупные дела, например дело о коррупции в высших судебных инстанциях ряда республик и областей СССР в 1947–1952 годах. 

 

Сенкевич А.Н. Венедикт Ерофеев. Человек нездешний. — М.: Молодая гвардия, 2020.

Книга Александра Сенкевича посвящена жизни и творчеству Венедикта Ерофеева (1938–1990) — одного из самых загадочных и любимых писателей позднего Советского Союза. Отдельные фразы из его поэмы «Москва — Петушки» до сих пор имеют широкое хождение, уйдя в народ в качестве афоризмов. Именно поэтому он часто отождествляется со своим героем Веничкой — тем самым, который «…и немедленно выпил». Сенкевич восстановил исторический и общественный контекст, в котором жил и творил писатель. Создатель поэмы «Москва — Петушки» и трагедии «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» открывается перед читателем как яркий представитель поколения 1960-х годов, к которому принадлежит и автор его биографии. 

 

4–27 апреля 2021 года

Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Москва, Андроньевская площадь, 10

Выставка знакомит с жизнью и творчеством иконописца Григория Журавлева (1858–1916) — человека с удивительной судьбой, который, несмотря на врожденный физический недостаток — атрофию рук, сумел реализовать свой талант. Держа кисть или карандаш зубами, художник создал множество живописных, стенописных и графических произведений. В экспозиции представлены известные подписные работы Григория Журавлева, а также творения, выполненные им в соавторстве с учениками. Иконы и графика, хранящиеся в разных музеях, частных и церковных собраниях, впервые выставлены в едином экспозиционном пространстве. 

 

22 января 16 мая 2021 года

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

Александр Иванов (1806–1858) известен прежде всего как автор картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Но значимое место в его творчестве принадлежит и циклу «Библейские эскизы», который он создал в последнее десятилетие жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для настенных росписей в специальном здании. В Третьяковской галерее хранится эксклюзивное собрание графики Иванова — более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Оно позволило сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций. Первая из них — «Благовещение», объединившая произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя, рождением и детством Иисуса Христа.

 

30 марта 2021 года  1 февраля 2022 года

Илья Репин: известный и неизвестный

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

В связи с тем, что Третьяковская галерея предоставляет большое количество работ Ильи Репина (1844–1930) для экспозиций в Хельсинки и Париже, в традиционных «репинских» залах открылась выставка произведений «неизвестного» Репина, не участвовавших в ретроспективе художника на Крымском Валу, проходившей в 2019 году. Картины «другого» Репина относятся к позднему периоду его творчества. Камерная экспозиция объединила около 30 полотен разных лет. Особое место занимает раздел, посвященный истории шедевра «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», который находится на реставрации с мая 2018-го.

 

9 апреля 25 июля 2021 года

Николай Фешин. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Москва, Лаврушинский переулок, 12

Персональная выставка Николая Фешина (1881–1955) — продолжение сотрудничества ГТГ и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В Казани хранится самое крупное собрание произведений художника, которые были созданы преимущественно до его эмиграции в США в 1923 году. В период углубленных исканий национального своеобразия искусства в творчестве Фешина наиболее четко реализовались художественно-пластические задачи эпохи, а также открылись новые темы, связанные с жизнью многонациональной страны. Впервые в Москву привезут масштабные полотна «Обливание» (1911) и «Бойня» (1919). 

 

18 марта 16 июля 2021 года

Придворный костюм середины XIX начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставочный комплекс Исторического музея

Москва, площадь Революции, 2/3

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Исторического музея открывает серию выставок, посвященных 150-летию ГИМ. Экспозиция рассказывает о церемониальной и повседневной жизни русского двора — одного из самых великолепных монарших дворов Европы. В ее состав включены произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия, изделия из драгоценных металлов, но главное место занимают костюмы. Один из разделов посвящен жизни императорской семьи — противнику светских мероприятий Александру III и моднице Марии Федоровне. Еще один раздел — платье для церемонии бракосочетания великой княгини Александры Федоровны с императором Николаем II в 1894 году.

Читайте дальше