«Зимний ветер свистел за сырою стеной Алексеевского равелина»

Филипп Астров

В конце прошлого года в российских кинотеатрах начался показ фильма «Союз спасения». В основу этой картины, снятой режиссёром Андреем Кравчуком по сценарию Никиты Высоцкого, была положена научная работа доктора исторических наук Оксаны Киянской под названием «Южный бунт».

Сюжет ленты разворачивается вокруг так называемого Южного общества. Центральными персонажами киноленты стали Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Павел Иванович Пестель, Сергей Петрович Трубецкой, Кондратий Фёдорович Рылеев.

Возможно, это первый фильм, снятый на «декабристскую» тематику, максимально приближенный к исторической правде. Предыдущие картины, посвящённые декабристам, были сильно идеализированными. Их снимали в советский период, когда «борцов против царизма» выставляли героями без страха и упрёка. О некоторых картинах стоит упомянуть более подробно, тем более что две из них были приурочены к памятным датам.

Кадр из фильма «Декабристы» (1926)

 

Первым фильмом о декабрьском восстании, снятым при Советской власти, стала работа режиссёра Ивана Перестиани. В 1919 году на экраны вышла лента «Сестра декабриста», поставленная по роману писателя Всеволода Соловьёва «Изгнанник». К сожалению, она не сохранилась. Потом, к столетнему юбилею восстания декабристов, в 1926 году, режиссёр Александр Ивановский создал фильм «Декабристы», центральным сюжетом которого становится история Ивана Анненкова и француженки Полины Гёбль, поженившихся в Сибири.

Спустя 30 лет к очередному юбилею замечательный режиссёр Владимир Мотыль выпустил фильм «Звезда пленительного счастья». Фильм Мотыля во многом дублировал по сюжету фильм Ивановского, но показывал истории и других жён декабристов, поехавших за мужьями в Сибирь, например, Марии Волконской и Екатерины Трубецкой.

Незадолго до распада СССР, в 1990 году, режиссёр Барас Халзанов снял двухсерийный биографический фильм «Нет чужой земли», посвящённый братьям Бестужевым и их жизни после отбытия наказания на каторге.

В последние годы эта тема была практически обойдена кинематографом, если не считать десятисерийного телефильма «Одна любовь души моей», снятого режиссёром Натальей Бондарчук. Он посвящён тайной любви Александра Пушкина к юной Марии Раевской, в замужестве ставшей Волконской. Центральные персонажи сериала — декабристы Сергей Волконский, Михаил Лунин и Никита Муравьёв. И, наконец, в 2017 году по Первому каналу прошла полуигровая документальная драма «Дело декабристов» режиссёра Максима Беспалого, снятая по роману Ольги Елисеевой «Последний часовой». Символично, что этот фильм о декабристах, предшествовавший такому грандиозному проекту, как «Союз спасения», оказался псевдоисторической фантазией, не имеющей ни капли общего с реальной историей восстания.

Вернёмся к «Союзу спасения». Создатели картины в первую очередь столь масштабным проектом хотели вернуть утраченный в предыдущие годы интерес широкой аудитории к теме восстания декабристов, к самой эстетике той эпохи. Они исходили из опыта зарубежных кинематографистов, которым удавалось привлечь молодёжь к изучению своей истории после выхода многосерийных игровых исторических сериалов.

Подготовка к съёмкам «Союза спасения» велась кропотливо. Никита Высоцкий работал над сценарием целых семь лет, а режиссёрская группа максимально достоверно подобрала костюмы героев и места панорамных съёмок.

Актёрский состав тоже оправдал ожидания зрителей. Исполнители прекрасно прочувствовали своих героев. Антон Шагин, сыгравший Кондратия Рылеева, готовясь к сьёмкам, приобрёл альманах «Полярная звезда», издававшийся героем, и внимательно изучал его, дабы лучше вжиться в роль.

Не только актёры, но и другие участники фильма интересовались первоисточниками. Так, продюсеры картины Анатолий Максимов и Константин Эрнст приобрели экземпляр «Донесения следственной комиссии».

Говоря о Константине Эрнсте как об одном из продюсеров, нельзя не напомнить, что он является генеральным директором Первого канала. И, занимая руководящую должность на государственном телевизионном канале, он не мог не включить в картину идею о пагубности любых революций, любых потрясений. Эта идея проходит сквозь диалог декабристов Кондратия Рылеева и Сергея Трубецкого, состоявшийся на Сенатской площади.

Рылеев обвиняет Трубецкого в трусости за отказ участвовать в восстании, а тот оправдывается тем, что не желает проливать кровь. Удался ли этот эпизод? Трудно сказать. Подчас фраза декабриста Сергея Муравьёва-Апостола «Безумцы меняют мир», проходящая через всю картину, даёт прямо противоположный эффект.

Конечно, фильм содержит и определённые недоработки. Например, не очень удачно показана и отыграна лирическая линия картины, любовь Сергея Муравьёва-Апостола и его невесты Анны Бельской. В этом случае актёрская игра не вызывает у зрителя ярких эмоций и переживаний, которые вызывают другие женские персонажи картины. Вообще Анна Бельская полностью выдуманный персонаж, так как Муравьёв-Апостол лишь переписывался с гувернанткой возлюбленной своего брата княжны Прасковьи Хилковой и никогда не был женат.

После выхода фильма вокруг него состоялись настоящие дебаты. Обсуждение проходило в социальных сетях, на ютуб-каналах, в СМИ и на телевидении. Из пользовательских комментариев было заметно, что большинство комментаторов знает о декабристах только из школьных учебников и оценивает фильм исходя из знаний, полученных во время учёбы.

Высказывались о фильме и декабристоведы, например, автор книги «Мятеж реформаторов», петербургский писатель и историк Яков Гордин. Он выступил с умеренной критикой в адрес создателей картины, разобрав её с точки зрения соответствия исторической действительности событий на Сенатской площади.

Это вполне объяснимо. Каждый зритель и критик искали в этом фильме что-то своё. Кто-то, как Гордин, сосредотачивался на вопросах соответствия исторической правде. Кто-то, как политолог Олег Матвейчев, утверждавший в эфире передачи «Пусть говорят», что за восстанием декабристов стоял граф Михаил Милорадович, ударялся в конспирологию и псевдоисторические гипотезы.

По прошествии времени истину установить сложно, но, к примеру, труды исторического консультанта картины Оксаны Киянской, написанные на основе документальных источников, некоторые из которых были впервые выявлены в фондах РГВИА, внесли огромный вклад в новейшее декабристоведение.

Посмотрев картину, зрители начали обращаться к мемуарным и документальным источникам, к советским и современным трудам историков. В твиттере даже организовалось историческое объединение «Фандом». Оно объединяет молодых людей, интересующихся историческими картинами. Молодёжь там общается, обсуждает различные киноленты… Так популяризируется и движется в массы история.

Надо сказать, что в последние десятилетия декабристоведение как направление историографии утрачивало свою актуальность. Учёные прекратили вести научную полемику, собирать тематические конференции, издавать научные сборники… Это тема, несмотря на её масштабность, перестала привлекать молодёжь. И, как следствие, потерялся интерес к декабристам у «ревнителей истории». Теперь после выхода «Союза спасения» декабристоведение начало возрождаться.

Возможно, одним фильмом всё не закончится, и многие сюжетные линии, не раскрытые там, найдут своё отображение в будущем, в каком-нибудь телевизионном сериале, а старейшая биографическая книжная серия «ЖЗЛ» пополнится новыми биографическим исследованиями. И вслед за биографиями Павла Пестеля и Кондратия Рылеева там появятся биографии всех остальных декабристов. И мы услышим, как «зимний ветер свистел за сырою стеной Алексеевского равелина».

Читайте дальше