Начало великого города

Арсений Замостьянов

«Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга» — масштабное полотно, хорошо известное многим из нас с детских лет. Ведь оно украшает парадную лестницу Государственной Третьяковской галереи. Это единственная картина Алексея Венецианова — мастера сельской темы — в историческом жанре. Великий царь стоит возле камня, который много лет спустя станет пьедесталом для его памятника в центре нового города. Для Медного всадника.

Город на земле, которая вызывала ассоциации со служением Александра Невского, был мечтой царя. И он воплотил её. Такова идея Венецианова, создавшего эту картину для конкурса в 1838 году, к 135-летию города. Конкурс он не выиграл, но по прошествии времени именно его работа была признана самой яркой. Он умел создавать русские картины и подчеркнул обаяние северной природы, которая, вероятно, пленила и Петра Великого. Ведь его город не только самый европейский в России, но и истинно русский, северный по духу. Есть в этом сюжете и присущий Венецианову взволнованный лиризм. Он был настоящим поэтом кисти.  

Судьба картины оказалась загадочной. Много лет зрители удивлялись: образ Петра у Венецианова получился слишком идиллическим и слегка вялым. Где его мощь, где его воля? Даже пышный парик царя выглядел несколько нелепо. Но мы привыкли и к такому Петру.

И только несколько лет назад после реставрации раскрылся первоначальный сюжет Венецианова. Пётр там — нахмуренный, сосредоточенный, готовый к великим свершениям.

Эту картину мы вспоминаем сегодня, в День Санкт-Петербурга.

27 (16) мая 1703 года царь Пётр Алексеевич заложил будущую Петропавловскую крепость. С этого дня мы и отсчитываем историю великого города.

Читайте дальше