Что прочитать и что увидеть в апреле

Варвара Рудакова, Арсений Замостьянов

Что прочитать и что увидеть в апреле

Журнал «Историк» рекомендует

 

Чупринин С.И. Оттепель: события. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. 

Название книги доктора филологических наук Сергея Чупринина говорит само за себя. Это летопись 15-летней эпохи — с марта 1953-го по август 1968-го. Любопытно, что точкой отсчёта для Чупринина стала даже не смерть Иосифа Сталина, а последние дни жизни тяжелобольного вождя, когда он перестал влиять на политику страны. 

Сам термин «оттепель» давно утвердился в историографии и политологии, без него не обходится ни одно исследование, посвящённое временам правления Никиты Хрущёва. Но, как заметил автор книги, первыми нашли этот образ эпохи писатели. И не только Илья Эренбург, напечатавший в 1954 году повесть «Оттепель», но и поэт Николай Заболоцкий, ещё в ноябре 1953 года опубликовавший одноимённое стихотворение в «Новом мире» — безусловно, главном журнале той эпохи. В этих произведениях нет ни политического, ни эстетического кредо того времени. И всё-таки именно они дали ему название. 

Кроме того, ХХ век в нашей стране был веком литературоцентризма. Романы, повести, стихи во многом определяли дух времени, задавали тон. В то же время правящая (и единственная) партия — КПСС — оказывала давление на «инженеров человеческих душ» и пыталась управлять литературой директивными методами. И потому вполне закономерным выглядит соседство событий политической и литературной жизни в оттепельной хронике. Контекст времени в этом 1100-страничном издании показан достаточно подробно на примере документов, мемуаров, дневников, отрывков из самых разных свидетельств — от научных исследований до интервью. Кроме того, автор приводит списки самых ярких литературных произведений, кинофильмов, событий (в основном из области словесности и гуманитарной науки) каждого года оттепели. 

В чупрининской летописи соседствуют антисталинские ХХ и ХХII съезды КПСС и «разоблачительные» кампании, направленные против Бориса Пастернака и Александра Солженицына; сведения о доходах номенклатуры и «простого советского человека» и секретное постановление ЦК КПСС «Об организации Института конкретных социальных исследований Академии наук СССР». Словом, палитра времени самая пёстрая. 

Как филолог и литературный критик Чупринин начинал как раз в эпоху оттепели. В те годы формировалась его система ценностей, и потому для него это во многом личная книга. Но она предельно беспристрастна и по форме, и по содержанию. Авторских отступлений и оценок здесь немного: это настоящая хроника 15 лет, которые во многом стали ключевыми для отечественной культуры ХХ–ХХI веков, — без идеализации и разоблачений. 

Завершается хроника августом 1968 года, пражским кризисом. Этот рубеж традиционно считается финалом оттепели — и Сергей Чупринин, опубликовавший в книге множество мемуарных и литературных критических откликов на «танки, идущие по Праге», согласен с такой концепцией. После этого во взаимоотношениях политической власти и литературы начался новый период, который ждёт столь же внимательного исследователя-хроникёра. 

 

Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. — М.: РГГУ, 2019.

Книга Дмитрия Антонова посвящена борьбе идей, развернувшейся в России в годы Смутного времени. Автор приходит к выводу, что в этот период традиционные представления, ранее распространённые в древнерусской культуре, подвергались резкой трансформации. Среди прочего в книге рассматриваются бытовавшие в ту пору суждения о самозванце как царе-антихристе, колдуне, грешнике и создателе «ада» на Москве-реке; рассуждения современников о природе власти и «домостроительстве» государства; феномен демонизации иностранцев и критика католической церкви, а также представления о клятве, присяге и мирском крестоцеловании. 

 

Туфанова О.А. Древнерусская литература о Смутном времени как художественный феномен. — М.: ИМЛИ РАН, 2019. 

В представленной книге доктор филологических наук Ольга Туфанова исследует литературные и публицистические памятники первой трети XVII века, посвящённые событиям Смутного времени. Впервые в отечественной медиевистике предпринимается попытка комплексного рассмотрения принципов и манеры написания публицистических и исторических сочинений современников о Смуте. На основе анализа овеянных древнерусской традицией средств изображения, а также пришедших им на смену новых художественных приёмов исследователь ставит вопрос о зарождении в первой трети XVII века нового вида исторического повествования. 

 

Кисин С.В. Император Николай I и его эпоха. Донкихот самодержавия. 1825–1855 гг. — М.: Центрполиграф, 2020. 

В рамках дореволюционных либеральных, а затем и постреволюционных советских стереотипов император Николай I представлялся исключительно как душитель свободы, грубый солдафон Николай Палкин, жандарм Европы, гонитель декабристов, польских патриотов и прочих вольнодумцев, а также недоброжелатель Пушкина и враг технического прогресса. Многие же современники считали его чуть ли не идеальным государем, тонким и умелым политиком, умеренным, но при этом весьма эффективным реформатором. На большом документальном материале и свидетельствах современников Сергей Кисин пытается разобраться в противоречивой личности императора. 

 

Макеев М.С. Афанасий Фет. — М.: Молодая гвардия, 2020. 

Эта книга — первая подробная биография Афанасия Фета (1820–1892). Её автор, доктор филологических наук Михаил Макеев, ищет ответы на самые сложные вопросы, связанные с жизнью и творчеством поэта. В чём причина навязчивого стремления Фета стать российским дворянином? За что Александр II подарил «царю поэтов», как многие называли Фета, рубиновый перстень и почему Александр III сделал его камергером? Как лирический поэт умудрился стать ещё и успешным бизнесменом? Почему передового помещика называли крепостником и человеконенавистником? И что сблизило Фета с Иваном Тургеневым и Львом Толстым и поссорило с Николаем Некрасовым и Николаем Чернышевским? 

 

Рольф М. Польские земли под властью Петербурга. От Венского конгресса до Первой мировой. — М.: Новое литературное обозрение, 2020.

Книга Мальте Рольфа, профессора Ольденбургского университета имени Карла фон Осецкого (Германия), посвящена столетнему периоду истории, когда царство Польское входило в состав Российской империи. Автор хочет понять, как из полигона для испытания либеральных реформ (в эпоху Александра I) польские земли превратились в источник постоянной обеспокоенности Петербурга. В книге рассказывается о том, как российская бюрократия и жители царства Польского одновременно конфликтовали и мирно взаимодействовали; как столкновение с «польским вопросом» меняло отношение имперского правительства к периферийным районам империи и как образ «мятежных поляков» сказался на формировании национальной идентичности русских. 

 

Антонов В.С. Яков Серебрянский. — М.: Молодая гвардия, 2019. 

Историк российских спецслужб Владимир Антонов создал документальную биографию выдающегося советского разведчика-профессионала, имя которого в 1920–1930-е годы было окружено легендами в чекистской среде. Яков Серебрянский (1891–1956) прошёл путь от оперативного сотрудника разведки до руководителя самостоятельного нелегального подразделения, действовавшего практически по всему миру. Впервые материалы о проведённых им уникальных разведывательных операциях появились в отечественной и зарубежной литературе лишь в начале 1990-х, то есть спустя более 30 лет после его смерти. 

 

Рац С.В. Советники СССР в Испании (1936–1939). Первая схватка с фашизмом. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2020. 

К столетию российской внешней разведки историк спецслужб Сергей Рац подготовил книгу, в которой содержатся уникальные материалы о деятельности советников внешней и военной разведок СССР на территории Испании в период гражданской войны 1936–1939 годов. Впервые рассказывается о ранее неизвестных подробностях специальных операций секретных служб СССР по вывозу золотого запаса Испании, а также о роли наших советников в создании партизанского корпуса для борьбы в тылу сторонников генерала Франсиско Франко. 

 

Концентрационный лагерь Майданек. Исследования. Документы. Воспоминания/Под ред. К.А. Пахалюка, Л.А. Терушкина. — М.: Пятый Рим, 2019. 

Сборник посвящён истории одного из самых страшных лагерей смерти Третьего рейха, созданного на окраине польского Люблина. Нацисты считали Майданек одним из наиболее прибыльных концлагерей СС: труд заключённых использовался на множестве производств, в том числе оружейном. В то же время это был лагерь с самыми суровыми условиями содержания. Некоторые вновь прибывшие узники, не выдерживая ужасающей обстановки, всеми правдами и неправдами пытались после нескольких дней пребывания в Майданеке перевестись в соседний Аушвиц (Освенцим). В книге публикуются ключевые документы чрезвычайной комиссии, которая после освобождения расследовала преступления, совершённые в лагере, а также воспоминания выживших узников. 

 

На пороге войны. 1939 год. — М.: Яуза-каталог, 2020.

Сборник статей, подготовленный при участии Российского военно-исторического общества и Ассоциации историков Второй мировой войны, посвящён актуальным проблемам изучения предыстории и обстоятельств развязывания самой кровавой схватки в истории человечества. Отдельное внимание уделено усилиям СССР по созданию системы коллективной безопасности в предвоенной Европе, а также японской агрессии на Дальнем Востоке. Среди авторов сборника — обозреватель журнала «Историк» доктор исторических наук Олег Назаров, статья которого посвящена анализу неудачи переговорного процесса между СССР, Великобританией и Францией весной-летом 1939 года. 

 

24 марта 21 июня 2020 года

От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина 

ГМИИ имени А.С. Пушкина 

Москва, улица Волхонка, 12 

Собрание графики Пушкинского музея имеет полуторавековую историю и насчитывает около 27 тыс. рисунков, созданных мастерами, представлявшими самые разные национальные школы. Кураторы выставки попытались показать публике целостный образ собрания. Экспозиция организована по хронологическому принципу и разделена на четыре части. В последней, посвящённой XIX–XX векам, работы русских рисовальщиков демонстрируются рядом с произведениями западных мастеров, давая возможность зрителям оценить их интегрированность в общий контекст европейского искусства. В этом же разделе экспозиции представлена единственная в российских музеях графическая работа Винсента Ван Гога. 

1 апреля 12 июня 2020 года

Скульптор Сарра Лебедева. Избранное 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус 

Москва, Лаврушинский переулок, 12 

На выставке демонстрируются работы выдающегося художника и скульптора XX века Сарры Лебедевой (1892–1967), запечатлевшей многих знаменитых деятелей советской эпохи: основателя ВЧК Феликса Дзержинского, лётчика Валерия Чкалова, скульптора Веру Мухину и многих других. При этом исследователи её творчества единодушны: Лебедевой удалось запечатлеть нечто большее, чем просто внешний облик этих людей. В её образах, особенно женских, отражена трепетность жизни, раскрыты глубинные свойства человеческой натуры. В экспозиции представлена ещё одна важная часть творчества Сарры Лебедевой — графическое наследие и скульптурные этюды обнажённой натуры, которые показывают тонкость и изысканность её дарования. 

 

8 апреля 23 июня 2020 года

Константин Симун. 1934–2019 

Государственный Русский музей, Мраморный дворец 

Санкт-Петербург, Миллионная улица, 5/1 

Выставка посвящена памяти знаменитого ленинградского скульптора, участника группы «Одиннадцати» Константина Симуна. Известность пришла к нему в 1966 году после создания памятника «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера, посвящённого прорыву блокады Ленинграда. Образ монумента, ставший общеизвестным символом города на Неве, прошел сквозь всё творчество Симуна. Его произведения выделялись смелостью, стремлением к постижению острых граней современного мира. Основу экспозиции составляют работы скульптора — от самых ранних произведений до тех, что он создал уже в начале ХХI века, находясь в эмиграции. 

 

24 апреля 28 июня 2020 года

Сталин, Черчилль, Рузвельт. Совместная борьба с нацизмом 

Государственный архив РФ 

Москва, Большая Пироговская улица, 17 

К 75-летнему юбилею Победы приурочена выставка Госархива РФ, посвящённая совместной борьбе трёх великих держав с нацизмом. Архивисты уделили особое внимание тому, как, несмотря на все идеологические, экономические и политические разногласия, лидеры трёх государств искали и находили общие подходы к решению главной задачи — уничтожению гитлеризма. Впервые будут представлены оригиналы писем Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта, которые хранятся в Архиве внешней политики МИД РФ. Становление и развитие отношений — как личных, так и дипломатических — между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом делится на несколько этапов, что отразят тематические разделы выставки. Экспозиция расскажет о сложностях, которые сопровождали открытие второго фронта. Будут представлены документы, связанные с работой Тегеранской (1943) и Ялтинской (1945) конференций лидеров «Большой тройки», а также мемориальные предметы, в числе которых книжка абонентов тегеранской станции правительственной связи, радиола, которую подарил Рузвельт Сталину. В выставочном проекте принимают участие национальные архивы США и Великобритании.

* В связи со сложной эпидемиологической обстановкой уточняйте график работы выставок на сайтах музеев и следите за новостями 

Читайте дальше