Что почитать и что увидеть в феврале

Варвара Рудакова

Журнал «Историк» рекомендует. 

Добренко Е.А. Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. 

В своём двухтомном фундаментальном исследовании филолог и историк культуры Евгений Добренко обратился к послевоенному периоду советской истории — к эпохе «позднего сталинизма», как он её определяет. По его мнению, это один из наименее изученных периодов истории СССР. «Послевоенная эпоха всегда находилась в тени куда более бурных и потому интересных для историков эпох — революционной (1920-е), эпохи террора (1930-е) или оттепели (1956–1964)», — пишет он. Эпоха позднего сталинизма, считает автор книги, «затерялась среди исторических всплесков как какой-то исторический провал». 

Евгений Добренко категорически не согласен с подобным отношением, поскольку «именно в эти годы — не в 1920-е, не в эпоху террора, не во время войны, но именно после неё — завершалось формирование советской нации». Однако он понимает, почему в исторической науке сложилась традиция не замечать этот период: после десятилетий войн, революций и террора последние восемь лет правления Иосифа Сталина оказались удивительно спокойными, а значит, кажущимися скучными для исследователей. Но именно «в такие стабильные периоды рождаются нации и совершается история». «Эпоха позднего сталинизма была, по сути, итоговой точкой полувекового процесса, называвшегося Русской революцией», — полагает автор. 

В исследовании рассматривается связь между послевоенной советской культурной политикой и политической культурой, фактически книга отражает культурную и интеллектуальную историю эпохи. Евгений Добренко сделал попытку рассмотреть прошлое через анализ его культурных текстов — будь то литература, кино, театр, музыка, живопись, архитектура или массовая культура. Обращаясь к основным культурным и политическим вехам послевоенной эпохи, он показывает, как политика сталинизма фактически следовала основным эстетическим конвенциям соцреализма. Эта связь позволила создать новую советскую нацию, основные фобии, травмы, образ врага и весь ментальный профиль которой, окончательно сложившись после войны и пережив не только сталинскую, но и советскую эпоху, определили лицо сегодняшней России. 

Структура книги задана девятью основными принципами соцреализма, реконструируемыми автором: принципом преобразования действительности, историзма, идейности, партийности, народности, революционного романтизма, реализма, изображения жизни в формах самой жизни и правдивости. С помощью этого композиционного приёма автор постарался продемонстрировать, что политика в период позднего сталинизма была выстроена по законам эстетики соцреализма: «Эта политика потому оставалась столь успешной, что была, по сути, художественной». Он поясняет: «Речь не идёт о внешней, бросающейся в глаза установке на эстетизацию, но о подчинении логики этой политики определённой эстетической программе, совпадающей по основным параметрам и принципам с модусами и тропами соцреализма». И подчёркивает, что эпоха позднего сталинизма стала не только концом эпохи, но и началом новой. Вся позднейшая история СССР и современность России, взаимодействуя с продуктами политической культуры этого времени, использовали их как инструментарий, объект или субъект. 

При написании книги автор старался создать «такой историко-критический нарратив, который позволял бы хронологически проследить основные события культурной и интеллектуальной жизни позднего сталинизма в их связи с политической историей сквозь призму основных принципов эстетики соцреализма». 

 

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. «Се яз раб Божий…» Многоименность как фактор и факт древнерусской культуры. — СПб.: Евразия, 2020. 

Книга посвящена описанию такого малоисследованного явления средневековой русской культуры, как многоимённость. Каким образом у одного и того же человека за жизнь могло накопиться несколько личных имён, употреблялись ли они все вместе или попеременно; каковы были их функции; какими были правила подбора имён и менялись ли они со временем? Эти и некоторые другие вопросы рассмотрели доктора филологических наук Анна Литвина и Фёдор Успенский в связи с одним из загадочных древнерусских документов — завещанием великого князя Московского Семёна Гордого, составленным в охваченной чумой столице. 

 

Флоря Б.Н. Россия и восточнославянские земли Польско-Литовского государства в конце XVI первой половине XVII в. Политические и культурные связи. — М.: Индрик, 2019. 

Монография представляет собой итог всестороннего исследования контактов между Россией и восточнославянскими землями Речи Посполитой конца XVI — первой половины XVII века. Доктор исторических наук Борис Флоря показал ошибочность однобоких и идеализированных представлений о характере таких взаимоотношений и продемонстрировал, какое значение имели они для обеих сторон, какие факторы им содействовали, а какие препятствовали. Книга также отвечает на вопрос, почему перелом в развитии этих связей, приведший к воссоединению Украины с Россией, пришёлся на конец 1640-х годов. 

 

Артамонов В.А. Турецко-русская война 1710–1713. — М.: Кучково поле, 2019. 

К началу XVIII века Османская империя, несмотря на поражения под Веной (1683) и при Зенте (1697) и потерю многих своих европейских владений, всё ещё оставалась великой державой. В реальную угрозу для власти османов превратилась усилившаяся после разгрома шведской армии Карла XII под Полтавой Россия. Стамбул решил вырвать из-под её контроля ослабленную Речь Посполитую и отвоевать Азов, что и стало главными целями войны 1710–1713 годов. В ходе боевых действий туркам удалось захватить Азов и Таганрог, отрезать Россию от моря, ослабить её влияние в южнославянских и северокавказских землях. Для Российского государства это означало ещё и несколько лишних лет Северной войны. Но, несмотря на неудачи, походы Петра I стали предвестниками поражений Османской империи в войнах следующих ста лет. 

 

Колеров М.А. Петр Струве: революционер без масс. 1870–1918. — М.: Книгократия, 2020. 

Биография известного русского общественного деятеля Петра Струве (1870–1944) изложена вплоть до периода Гражданской войны в России. Это история политической и идейной борьбы вождя русского марксизма 1890-х, автора первого «Манифеста» РСДРП, одного из отцов кадетской партии, идеолога и редактора важнейших журналов и сборников того времени. Историографическое введение суммирует итоги исследования и публикации наследия Струве. 

 

Эпоха революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии/Отв. ред. В.В. Калашников; под ред. Д.Н. Меньшикова.  СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. 

Авторы сборника предлагают читателям познакомиться с материалами и докладами, представленными участниками международной конференции «Эпоха революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии». В создании проекта приняли участие учёные из России, США, Великобритании и Японии, что позволило выявить историографические тренды и точки расхождения в трактовках проблем русской революции и Гражданской войны. Особое внимание было уделено процессам, проходившим в регионах бывшей Российской империи, что и обусловило структуру сборника. 

 

Давыдов А.Ю. Третий фронт Гражданской войны в России: мешочничество. — СПб.: Евразия, 2019. 

В книге рассказывается о российском мешочничестве — популярной в начале XX века форме народного самоснабжения. Доктор исторических наук Александр Давыдов знакомит читателя с формами и этапами эволюции этого социального явления. Основное внимание он уделяет периоду Гражданской войны 1918–1920 годов. «Скрытое от государства теневое хозяйство определяло в изучаемый период повседневную жизнь десятков миллионов людей», — пишет автор. Им предпринята попытка «исследовать проблемы становления нелегальной экономики в России при военном коммунизме, а также определить, как взаимодействовали её многочисленные представители с советской властью». 

 

Лобанов В.В. «Обновленческий» раскол в Русской Православной Церкви (1922–1946 гг.). — СПб.: Петроглиф, 2019. 

Историк Вячеслав Лобанов на основе широкого круга источников рассмотрел причины, динамику развития и последствия так называемого обновленческого раскола в Русской православной церкви в контексте реалий церковно-государственных отношений и государственной антирелигиозной политики. Работа охватывает период, начиная с образования протообновленческих церковных групп в годы Первой русской революции и заканчивая ликвидацией раскола в послевоенном 1946 году, совершённой при активном участии и давлении со стороны государственной власти. 

 

Иванов В.В. Глава субъекта Российской Федерации. Историческое, юридическое и политическое исследование (история губернаторов). В 2 т. — М.: Издание книг.ком, 2019. 

Новая книга известного российского политолога Виталия Иванова — результат десятилетнего исследования института главы субъекта Российской Федерации. Опираясь на множество источников, в том числе редких и эксклюзивных, автор детально проанализировал политические реформы, проводившиеся при Михаиле Горбачёве, Борисе Ельцине и Владимире Путине, практику назначения и выборов глав регионов в период 1990–2010-х годов. Это первая и пока единственная подобная работа о российском губернаторском корпусе: до сих пор тему затрагивали очень однобоко или обращались к слишком краткому периоду. В книге, написанной на стыке политической истории, политологии и юриспруденции, разобраны все без исключения назначения и отставки глав регионов, все избирательные кампании, много внимания уделено механизмам принятия кадровых решений, указаны их инициаторы и интересанты. Автор книги — последовательный противник выборности глав регионов, в его исследовании приводится обширная аргументация, обосновывающая эту позицию в контексте конституционного права, российской политической традиции и практической целесообразности. 

 

28 января 25 марта 2020 года

Сальвадор Дали. Магическое искусство 

Центральный Манеж 

Москва, Манежная площадь, 1 

В Манеже открылась крупнейшая в России выставка работ Сальвадора Дали (1904–1989). В экспозицию вошло более 180 произведений классика сюрреализма, которые позволяют проследить весь его творческий путь — от юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х до последних абстрактных холстов 1980-х годов. Живопись дополняют рисунки 1930−1940-х годов и полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте. Важной частью экспозиции стали иллюстрации художника к книге «50 секретов магического мастерства». Большинство работ прибыло из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также показаны работы из частных европейских коллекций. 

 

12 февраля 10 мая 2020 года

Александр III. Император и коллекционер 

Русский музей, Михайловский замок 

Санкт-Петербург, Садовая улица, 2 

К 175-летию со дня рождения Александра III (1845–1894) Русский музей открывает выставку, рассказывающую о нём не только как об императоре, но и как о коллекционере, оказавшем серьёзное влияние на развитие музейного дела в России. Ещё будучи наследником престола, великий князь Александр Александрович начал увлечённо коллекционировать предметы живописи и прикладного творчества. Став государем, он оказывал покровительство передвижникам, способствовал реформированию Академии художеств, созданию художественных школ и новых музеев в столицах и провинции. Символично, что выставка пройдёт в Русском музее, созданном на основе богатейших коллекций императора: именно поэтому открывшийся через год после его кончины, в 1895-м, музей получил имя Александра III и носил его вплоть до революции. Юбилейная экспозиция представит около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. 

25 декабря 2019 года 29 февраля 2020 года

Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна 

Новая Третьяковка 

Москва, улица Крымский Вал, 10 

Выставка «Мир! Дружба! Дизайн!» стала результатом сотрудничества двух музеев — Третьяковки и Московского музея дизайна. Посетители могут увидеть дизайнерские разработки, выполненные на советских предприятиях: макеты самолётов и транспортных средств, снегоходы, прототипы радиоаппаратуры, фото- и кинотехнику, бытовые приборы, игрушки и многое другое. Экспозиция, в которой представлено более 300 объектов дизайна, состоит из 12 разделов — от авиации и космонавтики до оптики и спортивного инвентаря. 

 

13 февраля 24 мая 2020 года

Юрий Анненков. Революция за дверью 

Музей русского импрессионизма 

Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11 

Творчество знаменитого художника Юрия Анненкова (1889–1974) — иллюстратора поэмы Александра Блока «Двенадцать», блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, — впервые будет представлено в таком объёме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Зрители увидят работы живописца, художника театра, книжного иллюстратора — неутомимого экспериментатора, в творчестве которого отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века. 

 

18 января 16 февраля 2020 года

Повесть о царице и львице. Миниатюры лицевого сборника первой половины XIX века 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 

Москва, Андроньевская площадь, 10 

Сюжет «Повести о царице и львице» восходит к средневековому рыцарскому роману об Оттоне и Олунде: в XVII веке он был переработан русскими книжниками в соответствии с канонами древнерусской литературы. В России «Повесть» пользовалась большой популярностью на протяжении нескольких веков. Многие сюжетные линии нашли отражение в «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина. На выставке впервые демонстрируются иллюстрации к «Повести» из сборника, выполненного старообрядческим мастером начала XIX столетия.

Читайте дальше