Достойный поклонения

Александр Павлов

На этой картине Иван Айвазовский запечатлел предвоенный Севастополь. Город русских моряков, вошедший в историю как родина русского Черноморского флота. Художник создал её в 1852 году, ещё не достигнув экватора своей долгой жизни. Это настоящая морская идиллия! Парусники как будто красуются друг перед другом под южным солнцем. Их встречает родной город — мирный, цветущий. За шесть десятилетий до этого императрица Екатерина II повелела генерал-губернатору князю Григорию Потёмкину: «Объявляем сим волю нашу — устроить следующие укрепления: крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение». Город поименовали Севастополем, что в переводе с греческого означает «город славы, достойный поклонения». Это название оказалось пророческим. Достоинства севастопольской бухты высоко оценивали все моряки, включая Фёдора Ушакова и Михаила Лазарева. Особой благородной красотой отличается и сам город, его набережные, его белоснежные корпуса и храмы... Кисть Айвазовского с его жизнелюбивыми мотивами наилучшим образом подошла к фактуре великого города, к одухотворённой красоте черноморской эскадры. Художник ювелирно прорисовывал детали и придавал композиции неповторимую мягкость. 

Иван Айвазовский. Севастопольский рейд. 1852 

Севастополь всегда был русским. Но пять лет назад Россия нашла в себе силы признать это и защитить права жителей Крыма и города русских моряков. И в те дни, и сегодня эта картина часто вспоминается как один из художественных образов русской Тавриды. Неприступной для врагов. 

 

 

 

Читайте дальше