Ветераны против новобранцев: оружие корейской войны

Антон Трофимов

Танк Т-34 — самый массовый танк в мировой истории

Год начала серийного производства первой модификации: 1940

Общее число выпущенных экземпляров: по разным данным, от 65 800 до 85 000

Основные характеристики: экипаж — 4–5 человек, боевая масса — 27–32 т, скорость по шоссе — 54 км/ч, вооружение — 1 пушка калибра 76,2 или 85 мм, 2 пулемёта калибра 7,62 мм

Строго говоря, в Корее воевал не тот легендарный Т-34, с которым Советский Союз встретил Великую Отечественную войну, а его позднейшая и наиболее удачная модификация, вооружённая более мощным и дальнобойным орудием, — танк Т-34-85. При этом от первой модификации «тридцатьчетвёрки» её младшая сестра отличалась не слишком сильно: несмотря на появление нового орудия и спроектированной специально под него трёхместной (вместо прежней двухместной) башни, корпус и ходовая часть изменений практически не претерпели. Кстати, по этому факту можно судить, насколько большим оказался модернизационный запас, который вложил в своё детище конструктор Т-34 Михаил Кошкин, увы, не доживший до звёздного часа своего изобретения.

К началу Корейской войны производство Т-34 всех модификаций — и -76, и -85 — в Советском Союзе уже свернули, передав лицензии на выпуск этих танков союзникам по социалистическому лагерю — Чехословакии и Польше. В СССР к тому времени начали перевод танковых войск на новый Т-54, выпускавшийся с 1947 года, и высвобождавшиеся Т-34-85 передавали дружественным странам. Именно так значительная часть «тридцатьчетвёрок» и попала в Китай и Северную Корею, не считая тех машин, которые применялись в ходе войны с Японией и остались на востоке как дар освобождённым странам.

«Базука» — самый массовый ручной противотанковый гранатомёт 1940–1950-х

Год начала серийного производства первой модификации: 1942

Общее число выпущенных экземпляров: по разным данным, от 460 000 до 476 628

Основные характеристики: калибр — 60 мм («Супербазука» — 88,9 мм), эффективная дальность стрельбы — 150–300 м, бронепробиваемость — 90–100 мм («Супербазука» — до 280 мм), расчёт — 2 человека

Вообще-то словом «базука» первоначально называлась раздвижная прямая полая труба, изобретённая американским музыкантом и киноактёром Бобом «Базука» Бернсом. Однако во всём мире это слово стало синонимом ручного противотанкового гранатомёта — наравне с появившимся позднее русским РПГ. Первые «Базуки» М1 американская армия получила в 1942 году, когда готовилась операция «Факел» по вторжению в Северную Африку.

Армии США позарез требовалось лёгкое, мобильное и дешёвое противотанковое средство для усиления пехоты, способное доставлять к цели — вражеским танкам — кумулятивную гранату, слишком тяжёлую для метания рукой или при помощи дульного гранатомёта. «Базуки» неплохо показали себя и на североафриканском ТВД, и в Южной Европе, но, когда дело дошло до тяжёлых немецких танков, спасовали. Тогда появились «Супербазуки» М20 увеличенного калибра, которым и броня «Тигров» оказалась по зубам.

В Корейской войне на первом этапе применялись в основном базуки М9А1 — самая удачная и массовая модификация гранатомёта, сохранившаяся в арсеналах американской армии. Однако очень быстро выяснилось, что против Т-34-85 это оружие ещё менее эффективно, чем против «Тигров». Тогда на Корейский полуостров доставили «Супербазуки» М20, и они вновь доказали свою эффективность. Примечательно, что в 1942 году «Базуки» поставлялись по ленд-лизу в СССР и эффективно применялись Красной армией, хотя тогда, конечно, никто и подумать не мог, что американские гранаты будут лететь в борта советским танкам, пусть и с другими опознавательными знаками.

Пистолет-пулемёт ППШ-41 — самый массовый пистолет-пулемёт в истории

Год начала серийного производства первой модификации: 1940

Общее число выпущенных экземпляров: 6 млн

Основные характеристики: калибр — 7,62 мм, вес снаряжённого — 4,15 (с секторным магазином) или 5,3 (с дисковым), скорострельность — 1000 выстрелов в минуту, боезапас — 35 (секторный магазин), или 71 патрон (дисковый)

Этот пистолет-пулемёт наряду с танком Т-34 стал настоящим символом Великой Отечественной войны в нашей стране и символом советского солдата во всём мире. Да, он оказался не самым лучшим пистолет-пулемётом своего времени, имел достаточное число «детских болезней», с которым так и не удалось справиться до конца войны. Да, долгое время каждый дисковый магазин к каждому автомату подгонялся вручную и индивидуально, почему порой один боец не мог поделиться своим боезапасом с товарищем. Но зато ППШ был необычайно прост в изготовлении: его могли собирать подростки на любой кроватной фабрике — и это отнюдь не фигура речи. Именно это и позволило ему стать самым массовым оружием такого типа в истории.

Помимо технологической простоты ППШ-41 отличался высокой скорострельностью, относительной (по сравнению с другими пистолетами-пулемётами) простотой в обращении и уходе и достаточно долгим сроком службы. В Корею попадали в основном поздние модификации пистолета-пулемёта, снаряжавшиеся секторным магазином: они были легче, а магазины наконец-то стали более-менее взаимозаменяемыми. И именно в ходе войны на Корейском полуострове экс-союзники СССР оценили, насколько более дальнобойным был советский ППШ по сравнению с их пистолетами-пулемётами типа «Томпсона» или «Стэна»: его прицельная дальность оказалась как минимум вдвое выше, а максимальная — порой и втрое.

Вертолёт Сикорский Н-5 — первый крупносерийный армейский вертолёт в мире

Год начала серийного производства первой модификации: 1945

Общее число выпущенных экземпляров: 379

Основные характеристики: экипаж — 1 пилот, пассажировместимость — 3 человека, максимальная скорость — 163–174 км/ч, крейсерская скорость — 130 км/ч, практический потолок — 4511 м, практическая дальность — 441 км

Этот вертолёт стал второй серийной машиной, созданной одним из самых талантливых русских авиаконструкторов, вынужденно покинувшим родину в 1918 году. По сути, Н-5, который в документах компании Sikorsky проходил под внутренним индексом R-5, являлся модернизацией первого серийного вертолёта того же создателя — Н-4. У «пятёрки», получившей более мощный двигатель, возросли грузоподъёмность, скорость и потолок, она получила более обтекаемые формы, прежде всего фонаря пилотской кабины. Не изменилась только конструкция — это по-прежнему был классический одновинтовой вертолёт с рулевым винтом, предназначенный для выполнения пока ещё небоевых задач.

В отличие от Вьетнама, доказавшего, что вертолёт может быть и ударным, Корея выступала полигоном, на котором отрабатывалась тактика использования винтокрылой машины в ролях прежде всего спасателя и медика (такие же роли выполняла и базовая модификация Н-4, начавшая воевать ещё в 1944 году). Примечательно, что вторым после армии США эксплуатантом вертолёта Н-5 стал военно-морской флот: как и в Советском Союзе, в Америке моряки очень быстро оценили удобство такого рода летательных аппаратов.

Истребитель МиГ-15 — самый массовый реактивный истребитель в истории

Год начала серийного производства первой модификации: 1948

Общее число выпущенных экземпляров: 15 560

Основные характеристики: экипаж — 1 пилот, вооружение — одна пушка калибра 37 мм, две пушки калибра 23 мм, максимальная скорость — 1042 км/ч, практический потолок — 15 100 м, практическая дальность — 1335 км

В практике западных спецслужб заведено всем советским истребителям давать индексы, начинающиеся с буквы F — от английского fighter. МиГ-15 досталось название Fagot, которое в переводе не нуждается. И как музыкальный инструмент получил широкое распространение и использование, так и «пятнадцатый» оказался годен в самых разных ролях. Хотя прежде всего — в роли истребителя, для которой он и предназначался. В небе Кореи он заслужил особую славу и уважение противника: название «аллея МиГов» — MiG Alley — появилось неслучайно. Именно в этом месте на северо-западе Северной Кореи советские самолёты, пилотируемые советскими и китайскими пилотами (позднее к ним присоединились и северокорейские), держали самую плотную оборону против сил, выступавших на стороне Южной Кореи.

Больше всего доставалось американским бомбардировщикам В-29, которые были главными целями для МиГ-15. Но и американским истребителям приходилось несладко, даже новейшим реактивным F-89 Sabre, специально переброшенным в Корею, после того как туда стали направлять советские МиГи. В первых в истории авиации групповых воздушных боях реактивных самолётов «Фаготы» и «Сабли» сражались на равных, предвосхитив воздушные дуэли времён Вьетнамской войны. Кстати, один полк, вооружённый МиГ-15, сохранился в составе ВВС КНДР по сей день.


Антон ТРОФИМОВ

Читайте дальше