Град ивана великого

Редакция журнала «Историк»

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — младший брат знаменитого Виктора Васнецова. Старший брат стал его учителем в живописи. Всю жизнь он воспевал Москву и Московскую Русь. Его не изменили и бури 1917 года. Он избежал эмиграции, остался на Родине. С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в исторической части города.

В автобиографии Васнецов так объясняет увлечение старой Москвой: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю все родное, народное в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной того, что для всех интересующихся искусством на мне написано "Старая Москва"».

Даже в нач. 1920-х годов, когда ещё не угасли пожары Гражданской войны, он мыслями переносился во времена великокняжеского Кремля. И самая блистательная эпоха в истории великого княжества Московского связана, конечно, с личностью Ивана III, Ивана Великого — целеустремлённого правителя, который приумножил могущество своего государства. Младший Васнецов кропотливо следовал исторической правде. Он не стремился к созданию субъективного образа эпохи, он стремился к достоверности. Мы видим, как вырастает мощный кирпичный Кремль — стены, башни. Москва того времени — многолюдный торговый город. Уже стоит под хмурым московским небом Архангельский собор. Строится собор Благовещенский. Издалека видны белокаменные княжеские палаты… По работам Аполлинария Васнецова мы изучаем историю Руси, историю нашей столицы.

Читайте дальше