Михайло ломоносов на телеэкране

Александр Седов

13 ноября 1986 года на телевизионные экраны страны вышел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов». Мосфильмовская группа Александра Прошкина работала над кинобиографией выдающегося учёного на протяжении нескольких лет. До сих пор, тридцать лет спустя, эта лента остаётся одной из вершин исторического кино и телевизионного искусства.

В науку сын поморского рыбака пришёл спустя несколько лет после смерти реформатора Петра I и обнаружил, что великое дело царя-плотника буксует на всех направлениях. Петровские начинания вязли в ситуации неопределённости государственной политики, в чехарде смены правителей, всходивших на трон почти случайно. Вопреки всему учёный собственным примером доказывал, что истинный талант пробьёт себе дорогу, преодолеет сословные ограничения и бюрократические рогатки, что в самый отчаянный момент найдутся товарищи-заступники и высокие покровители. Таким вычерчивается жизненный путь Ломоносова в фильме.

Этот сюжет хорошо перекладывался на русский ХХ век, в котором, несмотря на череду революционных потрясений, социальных катаклизмов и войн, удалось построить великое здание советской науки…

Гений Ломоносова как бы объял столетие Просвещения целиком, хотя прожил учёный немногим более полувека. Авторы девятисерийного фильма отчётливо следуют этой идее, параллельно ведя рассказ о сопровождающих судьбу учёного политических событиях, зреющих и свершаемых дворцовых переворотах, об общественном климате эпохи, попутно рисуя беглые, но колоритные портреты императоров и императриц, вельмож и фаворитов, царедворцев и полководцев. Не забывая и о фигурах рангом ниже, например, о холмогорском учителе Иване Каргопольском, сыгравшем, по версии авторов фильма, одну из ключевых ролей в судьбе юного Михайло.

Постановщикам удались две на первый взгляд противоположно стоящие задачи — дать подробную иллюстрацию исторической эпохи Ломоносова и в то же время закрутить события в динамичную пружину. Несмотря на обилие деталей и маскарад персон, несмотря на то что Ломоносов предстаёт в трёх ипостасях, жизнь учёного в сериале Прошкина воспринимается единой драмой. Уже в первых рецензиях отмечалось удачное соединение в фильме игрового и хроникального начал, драмы и просвещения. Критики вспоминали зарубежный прототип, который не могли не знать постановщики, — итальянский сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971 год), — он не раз шёл по советскому телевидению, — и признавали, что «Михайло Ломоносов» как явление искусства шагнул дальше. С этой и с многих других точек зрения этот биографический фильм можно считать образцовым. А по большому счёту и уникальным — ведь до сих пор его успех никто не повторил, тем более не превзошёл.


Александр СЕДОВ

Читайте дальше