Евгений Евстигнеев. семь портретов из учебника истории

Арсений Замостьянов

90 лет назад в Нижнем Новгороде в рабочей семье родился Евгений Евстигнеев — актёр, которого можно запомнить и полюбить навсегда по минутному появлению на экране.  Исторические роли не стали главными в его разнообразном репертуаре. Не они вспоминаются в первую очередь, когда мы произносим: «Евгений Евстигнеев!». Но в юбилейный день журнал «Историк» не мог не вспомнить великолепную семёрку героев прошлого, которым добавил искру своего актёрского обаяния Евгений Евстигнеев.

 

1. Анатолий Луначарский

 

Роль легендарного наркомпроса Евстигнеев играл несколько раз — и на сцене, и в кино. В пьесе Михаила Шатрова «Большевики» на Анатолии Луначарском держится главный конфликт, главная дилемма: можно ли большевикам обойтись без террора? Наркомпрос до последнего противится идее террора, демонстрирует интеллигентский идеализм, веру в просвещение, в народ… Евстигнеев перевоплотился в героя с головы до ног, как много лет спустя — в профессора Преображенского. С этой ролью связано и немало актёрских баек. Однажды в одной из ключевых реплик («Лежит, одними глазами улыбается, а лоб жёлтый восковой») актёр оговорился, поменял первые звуки в словах «лоб» и «жёлтый». Получилось, что сам Луначарский, захлёбываясь слезами, не сумел закончить рассказ о состоянии раненого вождя…

 

2. Георгий Чичерин

 

Георгия Чичерина Евстигнеев сыграл в 1968 году в масштабном советско-норвежском фильме «Всего одна жизнь», который, к сожалению, сегодня мало кому известен. Этот фильм стал эпической сагой в честь великого путешественника Фритьофа Нансена. Чичерин — роль второго плана, но Евстигнеев показал в ней привычно высокий пилотаж, набросав образ интеллигента в революции, энергичного, ироничного и всё понимающего наркома иностранных дел.

 

3. Никита Демидов

 

Фильм «Демидовы» (1983) — добротная историческая драма, в которой впервые с симпатией была показана династия купцов, оружейников, предпринимателей. Там есть несколько интересных актёрских работ, но корень всему — Никита Демидович Антуфьев, или, как его чаще называют, Никита Демидов, основатель династии, выдающийся промышленник, соратник Петра Великого, не боявшийся спорить с грозным императором. Демидов в исполнении Евстигнеева — человек, всю жизнь имеющий дело с железом, а значит, характер кузнечной закалки. Хитрый, оборотистый, любящий своё дело и понимающий, что главное в жизни не почести, а мастерство. Его вдохновляют размах России, масштабы большого дела, больших задач. Он готов превратить Россию в оружейную державу, готов посостязаться с английскими, голландскими и любыми другими чудо-мастерами… Былинный герой. И в то же время исторически достоверный. Разумеется, с  поправкой на фантазии сценариста.

 

4. Алексей Бестужев

 

Алексей Бестужев — один из наиболее искусных дипломатов в истории России, личность, без сомнений, выдающаяся. Остались портреты всесильного канцлера. В последние годы в телесериалах его несколько раз играли знаменитые современные актёры. И всё равно мы представляем себе Бестужева только с лицом Евстигнеева, с его голосом, интонациями. В первый раз Евстигнеев сыграл его в 1987-м в телефильме «Гардемарины, вперёд!», а потом дважды появился в продолжениях гардемаринской истории. На экране действовал первоклассный политик, стареющий дипломатический тигр. Эдакий мужиковатый аристократ, лукавый, всё познавший, всё предвидящий, взирающий на мир саркастически, но сквозь наработанный цинизм в нём проступает последняя искренняя нота — любовь к Отечеству. Во многом именно таким и остался в истории граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

 

5. Николай фон Эссен

 

Фильм «Моонзунд» снимался в 1987-м. Картина режиссёра Александра Муратова во многом оказалась прорывной: как-никак, первый серьёзный батальный фильм о Первой мировой… И забытый к тому времени адмирал Николай фон Эссен, командующий флотом Балтийского моря, возник на экране в мастерском исполнении… Моряки-балтийцы не пустили германский флот к Петрограду, а герой Порт-Артура фон Эссен подтвердил свой флотоводческий талант. Евстигнееву удалось главное: за несколько секунд, при первом появлении в кадре воспроизвести масштаб личности. Классическая работа с персонажем из реальной истории!

 

6. Михаил Калинин

 

Фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989) — фарсовый. Режиссёр Юрий Кара прилежно пытался, смеясь, расставаться с нашим прошлым… И Михаил Калинин получился у Евстигнеева почти персонажем комедии дель арте. Да, это маска. Старичок с потешной бородкой, который старательно (хотя и не всегда удачно) приспосабливается к трудному характеру верховного вождя. Он жизнелюб: с аппетитом ест, всласть пьёт и поглядывает на особ женского пола. Уж таковы правила игры, заданные режиссёром. Увы, более серьёзно разобрать образ Калинина Евстигнееву не удалось. Кстати, и в советское время, и в современной России кинематографисты почему-то не уделяют «всесоюзному старосте» должного внимания.

 

7. Иван Грозный

 

Царь всея Руси в «Ермаке» стал одной из последних ролей артиста. Получился непривычный Иван Грозный: почти без ярости, без патетики. Усталый опытный государь. Острый взгляд. Внутри, за позолоченным одеянием, по-прежнему бушуют страсти, но что-то сдерживает его. Возможно, нездоровье. И всё-таки он причастен к великому делу — присоединению Сибири. И за одно это Грозный — Евстигнеев вызывает уважение. А ведь «Ермака» снимали в нач. 1990-х, когда Ивана IV принято было клеймить нещадно… Фильм вышел на экраны в 1996-м, когда Евстигнеева уже не было в живых. И мы увидели в «Ермаке» прощальный автограф актёра. Тем и ценна эта роль.

 


 

Арсений Замостьянов

Читайте дальше