10 июня

Герой Бородина

Автор: А.И. Вепхвадзе. Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. 1948

Герой Бородина

Князь Пётр Иванович Багратион заслужил репутацию «льва русской армии». Любимый ученик Александра Суворова, он стал воплощением чудо-богатыря, для которого на войне не существует невыполнимых задач. Участник потёмкинского штурма Очакова, Польской кампании 1794 года, великих суворовских походов 1799 года Итальянского и Швейцарского. В XIX веке победно сражался с турками и шведами, участвовал во всех антинаполеоновских кампаниях. Всегда был там, где жарче, где труднее. 4 ноября 1805 года во главе 6-тысячного отряда Багратион, выручая армию, даёт под Шёнграбеном бой 30-тысячному корпусу французов. Когда же генерал получил весть об успешном отступлении основных русских сил, он прорвался через окружение и вскоре присоединился к Михаилу Кутузову с пленными французами и трофеями! В 1812-м командовал 2-й армией. С негодованием подчинялся осторожной тактике военного министра Михаила Барклая-де-Толли. На Бородинском поле Кутузов доверил ему левый фланг, на котором предполагались самые жаркие бои. В упорнейшем сражении за Семёновские флеши, во время очередной контратаки русских, осколком гранаты Багратиону раздробило берцовую кость… Его вынесли с поля боя в бессознательном состоянии. Через две недели непобедимый генерал умер.

Алексей Иванович Вепхвадзе (1921–1982) родился в Тбилиси в семье художника. «Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле» его дипломная работа. Драматичная батальная картина, созданная вскоре после Великой Отечественной, стала классикой советской исторической живописи. Идёт невиданная по размаху битва, но воины бросились к раненому генералу. Он лежит, расстегнув мундир. Он стремится командовать, продолжать бой. Товарищи от генералов до рядовых смотрят на него с сочувствием и ужасом, а Багратион спокоен. В пылу сражения он на своём месте. И конечно, не верит, что очередное ранение станет роковым. Он ещё полон сил и не чувствует себя поверженным. Художник направил на главного героя луч света. Мы знаем, что это последнее сражение полководца, и воспринимаем картину как трагический и величественный похоронный марш.

Другие картины