Главный редактор журнала «Историк» дал интервью корпоративному изданию ПАО «Транснефть»

Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков дал интервью корпоративному изданию ПАО «Транснефть» в связи с выходом спецвыпуска «Крым. Страницы истории»  и 50-го номера журнала «Историк». 

Среди прочих вопросов был и вопрос про преподавание истории в школе.
Вы много лет работаете учителем истории в школе. Как, на ваш взгляд, стоит преподавать историю, чтобы детям было интересно?
— Ответ очень простой: прежде всего нужно интересно преподавать. Но если говорить серьёзно, на мой взгляд, одна из проблем нынешней школы состоит в том, что история часто оказывается за бортом. Теперь, когда выпускники должны сдавать ЕГЭ, на каком-то этапе они начинают делить предметы на нужные и ненужные. Нужные — те, которые открывают им возможность для поступления в вуз. Ненужные — все остальные. И, если история не выбрана для сдачи ЕГЭ, она неизбежно оказывается на периферии. Это плохо, потому что на периферии оказывается не только предмет как таковой, но и знания, имеющие системообразующее значение для культурной идентификации человека, для его ощущения в мире, а если говорить шире, для формирования национального самосознания. Но даже тех, у кого история не оказывается за бортом, поджидают, на мой взгляд, очень опасные «сюрпризы». Дело в том, что в рамках школьной программы учащимся, особенно углублённо изучающим историю, приходится осваивать огромный объём информации. И, увы, не всегда в этот объём умещается всё самое интересное и всё самое значимое. Например, тема Великой Отечественной войны часто изучается как некая череда ключевых событий, решающих битв, политических решений. Но при этом люди, которые эту войну выиграли, из школьной программы выпадают. На них просто не хватает времени. Раньше за это «отвечали» наш великий кинематограф, замечательная советская литература о войне. Теперь эта ниша пустует, и в головах у выпускников зачастую оказываются только голые схемы. Я думаю, учитывая характер и значимость памяти о Великой Отечественной войне, и школе, и государству надо найти системные способы решения этой проблемы. Потому что, если память о войне будет утрачена, если она превратится в набор штампов, юбилейных клише, линейных схем, лишённых того эмоционального заряда, который до сих пор, спустя 75 лет после Победы, заставляет людей плакать над великой трагедией нашего народа и испытывать гордость за его великий подвиг, это нанесёт удар по нашей общей исторической памяти. А на самом деле по очень важным для нашего народа представлениям о самом себе.

Приложения

 Полный текст интервью Владимира Рудакова корпоративному изданию ПАО «Транснефть»