Archives

Что прочитать и что увидеть в сентябре

сентября 6, 2015

ПРИМАКОВ
Млечин Л.М.
М.: Молодая гвардия, 2015

Примаков

Издательство «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» выпустило биографию одного из крупнейших политических деятелей современной России Евгения Примакова, скончавшегося после долгой болезни 26 июня этого года. Политический опыт и человеческий авторитет Примакова были огромны. «Безусловно, это был великий гражданин нашей страны, – сказал на церемонии прощания с экс-премьером Владимир Путин. – Его ответственность и чуткая, искренняя забота о людях оставит в наших сердцах неизгладимый след. Таким и был Евгений Максимович: порядочным, благородным человеком».

Автор книги – известный журналист-международник Леонид Млечин – провел множество бесед с самим выдающимся политиком, а также с людьми, знавшими Примакова на всем протяжении его жизни – от учебы в Тбилиси до последних лет. «Мои собеседники были очень откровенны», – признает Леонид Млечин. Значительная часть этих бесед легла в основу жизнеописания Евгения Максимовича. Также были использованы многочисленные интервью Примакова, мемуары российских и зарубежных политиков и дипломатов, другие документы и свидетельства. В результате книга получилась фактурной, в лучших жэзээловских традициях, с характерной для этой серии интонацией – симпатией к герою, не переходящей, однако, в оду или панегирик.

Пытаясь разобраться в политическом феномене экс-премьера, автор книги обращает внимание на его человеческие качества, которые не только по причине его личных свойств, но и в силу специфики работы Примакова часто оставались за кадром. «Ему не очень хотелось выдвигать себя на первые роли, – свидетельствовали его старые друзья. – Показывать: вот как я умею работать, искать популярности – это не его стиль».

«Евгений Максимович Примаков вовсе не был таким, каким его видели на экранах телевизоров. Мрачный человек с одутловатым лицом и в темных очках, который сидел в президиуме или стоял за спиной президента, ничего общего не имел с тем Примаковым, которого знали его друзья и близкие, – пишет Леонид Млечин. – На самом деле Примаков был веселым и энергичным человеком, рассказывал остроумные анекдоты, любил застолье, хранил верность товарищам и писал лирические стихи».

В книге автор приводит слова одного из давних товарищей Примакова: «Дружеские отношения он ставил выше любых политических разногласий и в жизни многих людей сыграл прекрасную роль. Он хранил память об уже ушедших друзьях и никогда в жизненной суматохе не забывал об их семьях».

Возможно, именно поэтому один из друзей экс-премьера так объяснил причины политического успеха Примакова: «Секрет его успеха – в его деловых качествах и в таких трудноописываемых способностях, как умение общаться с людьми. <…> Он не лез к начальству, не набивался в друзья. Но способен был показать свою полезность, в том числе и в выдвижении идей». Автор книги о Примакове, однако, отмечает: «Главный талант Евгения Максимовича – организаторский. Он мог с одинаковым успехом управлять любым коллективом – учеными, разведчиками, дипломатами, министрами. Умел командовать – обладал всеми необходимыми для этого качествами. Но умел и слушать людей. А еще умел подбирать кадры».

Предисловие к биографии Евгения Примакова написал Сергей Степашин, в мае 1999 года сменивший Примакова на посту главы российского правительства. «Он с достоинством воспринял решение президента Ельцина об отставке. «Серега, – первым сообщил он мне, – тебе предложат пост председателя правительства. Я поддержал твою кандидатуру»», – вспоминает те дни Степашин.

«Я любил очень этого человека, – пишет Степашин. – По работе – удивительный дипломат, потрясающий руководитель, человек с чувством собственного достоинства. При этом никого никогда не унижал, не подводил, никого не сдавал. Он ненавидел предателей, но никогда не позволял личностным факторам влиять на работу».

Все эти качества личности и создали то, чем обладал Евгений Примаков на протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни и что осталось навсегда, – Репутацию. Которая, как выясняется, дороже денег, крепче и долговечнее земных уз.

КОЛЛЕКЦИЯ, ЗАБЫТАЯ НА ВЕК. ПАМЯТНИКИ НУМИЗМАТИКИ ИЗ МУЗЕЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ ПРИ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОМ БРАТСТВЕ
18 августа – 11 октября
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Москва, ул. Волхонка, 12

1

Выставка, открывшаяся в главном здании ГМИИ им. Пушкина, посвящена музею, основанному в 1890 году в Берлине при старейшем православном благотворительном обществе Германии. Сегодня от коллекции, составлявшей более 2 тыс. произведений искусства, сохранилась лишь нумизматическая часть – остальное не пережило двух мировых войн. На выставке будет представлено около 300 экспонатов. Это русские и европейские медали, монеты разных стран и эпох, жетоны, миниатюры, а также архивные документы и фотографии. Наибольший интерес вызывают медали на религиозные сюжеты богемского мастера Никеля Милича и известного немецкого медальера Себастьяна Дадлера. Редкими являются и такие награды, как знак отличия военного ордена Святого Георгия для прусских союзников – участников Наполеоновских войн (1796–1815), немецкие и голландские медали.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. АРХИТЕКТУРА. ИНТЕРЬЕРЫ
Датиева Н.С.
М.: Исторический музей, 2015

Гимкнина

В августе этого года исполнилось 140 лет со дня закладки первого камня главного здания Государственного исторического музея, расположенного по адресу: Москва, Красная площадь, дом 1. Это здание, являющееся одной из самых ярких столичных построек в стиле модерн, само по себе представляет интерес для посетителей, ведь архитектор Владимир Шервуд в своем проекте совершенно особенным образом переосмыслил архитектурные традиции России. Книга знакомит с историей проектирования и строительства здания музея, рассказывает о памятниках, послуживших прототипами при разработке проектов архитектурных форм и декора каждого исторического зала.

СВЕТСКИЙ ЛУБОК. КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XX ВЕКА
20 августа – октябрь
Русский музей
Санкт-Петербург, Михайловский замок, ул. Садовая, 2

Михайловский замок

На лубок как на культурное явление обычно смотрят с некоторым пренебрежением, а слово «лубочный» стало синонимом «воспринимаемого с восторгом примитивного». Между тем светские лубочные картинки, которые когда-то украшали квартиры мещан и небогатых купцов, жилища ремесленников, мастеровых людей и городской бедноты, комнатки почтовых станций, дома бедных дворян и низших офицерских чинов, дают объемное представление об интересах русского народа. И вовсе не случайно лубочную живопись высоко ценили художники-авангардисты начала XX века. Около 100 работ из собрания Русского музея расскажут посетителям об истории светского лубка и эволюции бытовавших в нем сюжетов почти за полтора столетия. Многие из уникальных гравюр и литографий, представленных на выставке, экспонируются впервые.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ
25 августа – 30 сентября
Государственный музей политической истории России
Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2–4

человек на войне

Выставка в Музее политической истории даст возможность взглянуть на самую страшную войну в нашей и мировой истории с точки зрения обычного человека. Фотографии известных мастеров – Б.П. Кудоярова, Г.И. Лугового, Я.Н. Халипа, Н.И. Хандогина, И.А. Фетисова – запечатлели ту повседневность, где даже невоенные сцены обнажают тонкую грань между жизнью и смертью. С работами профессионалов перекликаются фотографии, созданные непрофессиональными фотографами – ветеранами войны, передавшими в музей фотоснимки из своих личных архивов. Через объективы фотокамер экспозиция знакомит и с действиями партизанских отрядов, и со сражениями Красной армии, и с бытом и трудовыми буднями женщин, детей и стариков в тылу, и с событиями на втором фронте, открытом союзниками.

АЗБУКИ ИВАНА ФЕДОРОВА, ЕГО УЧЕНИКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Немировский Е.Л.
Пятигорск: Снег, 2015

азбуки

Школьный «Букварь», или «Азбука», – предмет, хорошо знакомый каждому с детства. Но мало кто помнит, что за привычным учебником для начального образования стоит более чем 400 лет истории. Новая книга известного книговеда, автора более 100 научных и научно-популярных книг, доктора исторических наук Евгения Львовича Немировского погружает читателя в мир ранних русских и славянских «Азбук». Среди их создателей – такие выдающиеся деятели культуры, как первопечатник Иван Федоров и поэт Симеон Полоцкий. В книге подробно рассказывается об истории изданий, эволюции содержания и особенностях художественного оформления, а также о судьбе сохранившихся экземпляров «Азбук», увидевших свет в XVI–XVII веках. Издание хорошо оформлено и богато иллюстрировано.

Подготовили Дмитрий Карцев, Александр Самарин