Archives

Новости о прошлом

марта 28, 2021

Доктору Лизе

В Подмосковье открыт первый в России памятник Елизавете Глинке

Памятник врачу Елизавете Глинке установили в подмосковном Красногорске у центра «Созвездие», где проходят реабилитацию дети, пострадавшие во время боевых действий в Донбассе. Автором монумента выступил народный художник России Салават Щербаков.

Елизавета Глинка (1962–2016) получила известность благодаря своей правозащитной и благотворительной деятельности. В 2007 году она основала международную общественную организацию «Справедливая помощь», основной задачей которой стало оказание помощи бездомным, умирающим больным, одиноким пенсионерам и инвалидам, которые лишились жилья и средств к существованию. После начала конфликта на востоке Украины Доктор Лиза неоднократно выезжала в районы боевых действий и вывозила оттуда тяжелораненых детей, а с 2015 года регулярно летала с гуманитарными миссиями в Сирию. В свою последнюю поездку она отправилась, сопровождая партию медикаментов для сирийского госпиталя. 25 декабря 2016 года Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе недалеко от Сочи. За несколько недель до гибели, 8 декабря, выступая в Кремле при вручении ей Государственной премии России за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности, она сказала: «Завтра я лечу в Донецк, а оттуда – в Сирию. Так же как и десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью. Мы никогда не уверены в том, что мы вернемся назад живыми, потому что война – это ад на земле, и я знаю, о чем я говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия». В 2020 году на экраны страны вышел художественный фильм «Доктор Лиза», в котором главную героиню сыграла актриса Чулпан Хаматова.

Клад на обочине

Археологи выявили место, где черные копатели нашли клад дирхамов

Еще в мае 2016 года недалеко от реки Истья в Рязанской области два молодых человека с помощью металлоискателей нашли один из самых крупных кладов куфического серебра, когда-либо обнаруженных в бассейне Оки. Эта находка сразу привлекла внимание правоохранительных органов,и очень скоро серебро у незадачливых кладоискателей было изъято. Однако специалисты, не знавшие места обнаружения клада, признавали, что многие его загадки раскрыть практически невозможно. По словам сотрудников Института археологии РАН, грабительское извлечение древних монет привело не только к их повреждению, но и к тому, что бóльшая часть археологических данных, в том числе информация о культурном слое, в котором находился клад, оказалась утрачена. Тем не менее ученым, отыскавшим место находки, удалось восстановить ее археологический контекст. Они установили, что монеты были спрятаны за пределами каких-либо поселений, по всей видимости – вблизи дороги или переправы. Безусловно, этот клад имеет отношение к истории Великого Волжского пути, который связывал Европу и Восток на рубеже I и II тысячелетий и проходил через Оку. Найденные 226 монет – свидетельство торгово-экономических отношений населения Восточной Европы с мусульманским Востоком при посредничестве Хазарского каганата. Основную часть клада составляют дирхамы Аббасидов – династии, правившей Арабским халифатом в 749–1258 годах. Самые «старшие» монеты были выпущены в 751-м, а «младшие» – в 874 году. Это позволяет предположить, что клад оказался в земле во второй половине 870-х. После завершения исследований монеты будут переданы в Рязанский краеведческий музей.

Награда историку

Главный редактор журнала «Историк» стал лауреатом премии «Золотое перо России» 

Главная награда Союза журналистов России присуждается ежегодно за выдающиеся профессиональные заслуги, многолетнюю работу в отечественной прессе, на радио и телевидении, гражданскую позицию и безукоризненный нравственный авторитет среди коллег. Выступая на церемонии вручения премии, Владимир Рудаков поблагодарил Союз журналистов за высокую награду, подчеркнув, что рассматривает ее как оценку труда всего коллектива журнала «Историк». «Потому что журнал, как и театр, – дело не единоличное, журнал – дело артельное», – не сомневается он. «Шесть лет назад, когда «Историк» только появился на свет, Союз журналистов отметил нас грамотой как самое многообещающее из созданных в тот год СМИ. Позвольте считать сегодняшнюю награду признанием того, что мы свое обещание быть интересным и полезным для наших читателей изданием успешно выполняем», – отметил Владимир Рудаков. Журнал «Историк», первый номер которого вышел в январе 2015 года, выпускается при участии Фонда ИСЭПИ и при поддержке ПАО «Транснефть».

Фото: РИА НОВОСТИ, © ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА

Тест от «Историка»

марта 28, 2021

Внимательно ли вы читали апрельский номер?

Попробуйте ответить на эти вопросы до и после прочтения журнала

1. К какой династии принадлежал король Франции Генрих I – муж Анны Ярославны?

1. Валуа.

2. Каролинги.

3. Меровинги.

4. Капетинги.

2. Где была похоронена царица Анастасия Романовна – жена Ивана Грозного?

1. В кремлевском Архангельском соборе.

2. В кремлевском Вознесенском монастыре.

3. В кремлевском Успенском соборе.

4. В Новоспасском монастыре.

3. Когда Николай Каманин стал Героем Советского Союза?

1. В годы Великой Отечественной войны.

2. После полета Юрия Гагарина.

3. После спасения челюскинцев.

4. Во время боевых действий в Испании.

4. Сколько раз Юрий Гагарин облетел вокруг Земли?

1. Один раз.

2. Два раза.

3. Три раза.

4. Двенадцать раз.

5. Он был выдающимся конструктором ракетных двигателей.

1. Сергей Королев.

2. Мстислав Келдыш.

3. Валентин Глушко.

4. Константин Феоктистов.

6. Кто написал стихи для песни «Огромное небо», которая посвящена советским летчикам, погибшим в небе над Берлином в 1966 году?

1. Николай Добронравов.

2. Евгений Евтушенко.

3. Лев Ошанин.

4. Роберт Рождественский.

Правильные ответы см. на с. 79

Правильные ответы на тест от «Историка»:

1. Капетинги. 2. В кремлевском Вознесенском монастыре. 3. После спасения челюскинцев. 4. Один раз. 5. Валентин Глушко. 6. Роберт Рождественский.

Что почитать и что увидеть в апреле

марта 28, 2021

Фицпатрик Ш.

Команда Сталина: годы опасной жизни в советской политике 

Под научной редакцией О. Эдельман

М.: Издательство Института Гайдара, 2021

«Когда Сталин хотел сделать паузу в общении с иностранцами, он иногда говорил, что проблема будет в том, чтобы убедить Политбюро. Все понимали, что это просто отговорка, поскольку окончательное решение было за Сталиным. Но это не значит, что не было Политбюро, с которым он консультировался…» Так начинается книга известного американского историка и советолога Шейлы Фицпатрик, посвященная изучению механизмов власти в СССР в 1920–1950-е годы.

Как отмечает автор, большинство историков традиционно считают самого Сталина диктатором, а окружавших его чиновников – простыми соглашателями, частью советского политического декора. Однако Фицпатрик не поддерживает эту точку зрения. Она полагает, что за Сталиным стояла группа лояльных ему лично людей, которые составляли необычайно эффективную команду, работавшую с ним начиная с 1920-х годов. «В политике оставаться вместе тридцать лет – это очень долго, даже в менее смертоносном политическом климате, чем в Советском Союзе при Сталине», – отмечает историк. Как бы то ни было,большинству из «команды Сталина» удалось это сделать: «наподобие феникса они демонстрировали способность выживать в угрожающих команде ситуациях».

При этом, по словам Фицпатрик, хотя Сталин и был вождем и признанным авторитетом для приближенных, он, в отличие от своих современников – Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера, предпочитал работать с группой сподвижников, состоящей из сильных фигур. Они не были политическими ничтожествами или простым фоном для властителя, как это часто представляют, а действовали вместе с ним как единая команда. Каждый отвечал за важнейшие сферы жизни страны – оборону, железные дороги, тяжелую промышленность, и в основном, как пишет Фицпатрик, они на самом деле были компетентны в этих областях. Главным доказательством этого служит то, что, вопреки всем ожиданиям, в том числе и членов самой команды, после смерти Сталина не наступил хаос: его окружение смогло не только сохранить власть, но и немедленно приступить к весьма глубоким преобразованиям.

Проводя читателей от катаклизмов «больших чисток» и тяжелейших для страны в целом и для «команды Сталина» событий Второй мировой войны до последних лет жизни престарелого вождя, Шейла Фицпатрик рисует совершенно новый портрет советского лидера на фоне его ближайшего окружения. В свою очередь, это дает возможность иначе взглянуть на то, как управлялся Советский Союз на протяжении значительной части своего существования.

Империи Средневековья: от Каролингов до Чингизидов

Под ред. С. Гугенхейма

М.: Альпина нон-фикшн, 2021

В книге под редакцией известного историка-медиевиста Сильвена Гугенхейма впервые собраны работы, описывающие становление и развитие 16 средневековых империй в разных концах света. Структура изложения обусловлена предложенным Гугенхеймом делением империй на три группы: империи-универсумы (империя Каролингов, Византия, Монгольская и Китайская и т. д.), империи, изолированные в определенном географическом пространстве (Болгарская, Сербская, Японская и т. п.), а также империи с рассредоточенными территориями (Нормандская, империя Плантагенетов, талассократические империи Венеции и Шривиджаи и др.).

Дроздов Д.П.

Как строилась Москва

М.: Качели, 2021

«Москва не сразу строилась», – гласит русская пословица. В годы правления Юрия Долгорукого, к периоду княжения которого относится первое упоминание о Москве, ее территория занимала лишь треть площади современного Кремля. Почти за девять веков своей истории Москва проделала огромный путь от небольшого княжеского сельца до крупнейшего мегаполиса Европы. Книга Дениса Дроздова состоит из 25 глав, характеризующих важные вехи становления и развития города – от первой скромной деревянной крепости до монументальных высоток второй половины XX века. Дополненная масштабными иллюстрациями Никиты Андреева и красочным разворотным клапаном, эта книга – уникальный путеводитель, отправляющий больших и маленьких читателей по улицам Москвы разных эпох.

Сдвижков Д.А.

Знайки и их друзья. Сравнительная история русской интеллигенции

М.: Новое литературное обозрение, 2021

Хотя слово «интеллигенция» – русский латинизм,само явление обладает ярко выраженной российской спецификой. Интеллигенцию обожали,перед ней преклонялись, ее критиковали, унижали и уничтожали. Безусловно одно: интеллигенция стала основанием русской культуры Нового времени и мощным международным брендом. Но кто он – русский интеллигент: властитель дум или высокомерный и оторванный от жизни «знайка»?Была ли интеллигенция уникальным российским явлением? Как она соотносилась с образованным классом других европейских стран? На эти вопросы попытался найти ответы кандидат исторических наук Денис Сдвижков.

Кучерская М.А.

Лесков. Прозёванный гений

М.: Молодая гвардия, 2021

Прозу Николая Лескова (1831–1895) читали все, но знают его по двум-трем текстам. Названный Львом Толстым писателем будущего, самый недооцененный русский классик XIX столетия и человек-скандал прокладывал свой путь в стороне от исхоженных дорог русской словесности, словно нарочно делал все, чтобы перед ним закрылись двери гостиных и редакций, а его книги не встретились с читателем. С Всеволодом Крестовским он посещал петербургские трущобы, с Антоном Чеховым – злачные места. Книга Майи Кучерской, написанная на грани документальной и художественной прозы, созвучна произведениям ее героя – непревзойденного рассказчика, очеркиста, писателя, очарованного странника русской литературы.

Ратьковский И.С.

Белый террор. Гражданская война в России. 1917–1920 гг.

СПб.: Питер, 2021

В новом издании кандидат исторических наук Илья Ратьковский осветил хронику белого террора с 1917 по 1920 год. Он проанализировал, как формировались и развивались модели белой власти, как белые взаимодействовали с разнообразными контрреволюционными и антибольшевистскими движениями. Опираясь на архивные материалы, документальные источники и мемуарные записи лидеров Белого движения, автор искал ответ на вопрос: был ли шанс у белых переломить ход Гражданской войны? В этом контексте особенно важно понять, в чем выражалась их карательная практика, кто персонально нес ответственность за ее реализацию.И можно ли утверждать, что красный террор был всего лишь ответом на террор Белого движения?

Васькин А.А.

Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой

М.: Молодая гвардия, 2021

Новая книга автора журнала «Историк» Александра Васькина посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем вековой период его истории. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали, работали и отдыхали, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли? Знаменитые певцы и артисты балета, известные дирижеры и музыканты, главные режиссеры и художники, простые суфлеры и гримеры и даже зрители из партера, царской ложи и с галерки – всем нашлось место в этой книге. Издание продолжает серию, начатую автором книгами о Москве времен Хрущева и Брежнева и советской богеме.

Девлин М.А.

Лорд Галифакс: Святой Лис

СПб.: Нестор-История, 2021

Историк Моргана Девлин много лет занимается изучением политики Британской империи. Ее новое исследование – об Эдварде Фредерике Линдли Вуде(1881–1959), человеке, который, будучи вице-королем Индии, посадил в тюрьму Махатму Ганди;будучи лордом – хранителем печати, принял Адольфа Гитлера за лакея; а будучи министром иностранных дел, сыграл роковую роль в начале Второй мировой войны и подарил портфель премьер-министра Уинстону Черчиллю. Меняя титулы, как черную перчатку на недвижимой левой руке, лорд Галифакс оставил замысловатый лисий след в истории не только своей страны, но и всей планеты.

Хайнцен Дж.

Искусство взятки. Коррупция при Сталине, 1943–1953

М.: Политическая энциклопедия, 2021

В своей новой работе американский историк Джеймс Хайнцен детально проанализировал взяточничество в позднесталинском СССР. На обширном архивном материале автор исследовал расцвет коррупции и попытки государства бороться с ней в условиях послевоенного восстановления страны, реконструировал обычаи и ритуалы, связанные с предложением и получением взяток, уделил особое внимание взяточничеству в органах суда и прокуратуры, подробно описал некоторые крупные дела, например дело о коррупции в высших судебных инстанциях ряда республик и областей СССР в 1947–1952 годах.

Сенкевич А.Н.

Венедикт Ерофеев. Человек нездешний

М.: Молодая гвардия, 2020

Книга Александра Сенкевича посвящена жизни и творчеству Венедикта Ерофеева (1938–1990) –одного из самых загадочных и любимых писателей позднего Советского Союза. Отдельные фразы из его поэмы «Москва – Петушки» до сих пор имеют широкое хождение, уйдя в народ в качестве афоризмов. Именно поэтому он часто отождествляется со своим героем Веничкой – тем самым, который «…и немедленно выпил». Сенкевич восстановил исторический и общественный контекст, в котором жил и творил писатель. Создатель поэмы «Москва – Петушки» и трагедии «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» открывается перед читателем как яркий представитель поколения 1960-х годов, к которому принадлежит и автор его биографии.

4–27 апреля

Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Москва, Андроньевская площадь, 10

Выставка знакомит с жизнью и творчеством иконописца Григория Журавлева (1858–1916) – человека с удивительной судьбой, который, несмотря на врожденный физический недостаток – атрофию рук, сумел реализовать свой талант.Держа кисть или карандаш зубами, художник создал множество живописных, стенописных и графических произведений. В экспозиции представлены известные подписные работы Григория Журавлева, а также творения,выполненные им в соавторстве с учениками. Иконы и графика, хранящиеся в разных музеях, частных и церковных собраниях, впервые выставлены в едином экспозиционном пространстве.

22 января – 16 мая

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

Александр Иванов (1806–1858) известен прежде всего как автор картины «Явление Христа народу(Явление Мессии)». Но значимое место в его творчестве принадлежит и циклу «Библейские эскизы», который он создал в последнее десятилетие жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для настенных росписей в специальном здании. В Третьяковской галерее хранится эксклюзивное собрание графики Иванова – более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Оно позволило сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций. Первая из них – «Благовещение», объединившая произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя, рождением и детством Иисуса Христа.

30 марта – 1 февраля 2022 года

Илья Репин: известный и неизвестный

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

В связи с тем, что Третьяковская галерея предоставляет большое количество работ Ильи Репина (1844–1930) для экспозиций в Хельсинки и Париже, в традиционных «репинских» залах открылась выставка произведений «неизвестного» Репина, не участвовавших в ретроспективе художника на Крымском Валу, проходившей в 2019 году. Картины «другого» Репина относятся к позднему периоду его творчества. Камерная экспозиция объединила около 30 полотен разных лет. Особое место занимает раздел, посвященный истории шедевра «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», который находится на реставрации с мая 2018-го.

9 апреля – 25 июля

Николай Фешин. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Москва, Лаврушинский переулок, 12

Персональная выставка Николая Фешина (1881–1955) – продолжение сотрудничества ГТГ и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В Казани хранится самое крупное собрание произведений художника, которые были созданы преимущественно до его эмиграции в США в 1923 году. В период углубленных исканий национального своеобразия искусства в творчестве Фешина наиболее четко реализовались художественно-пластические задачи эпохи, а также открылись новые темы, связанные с жизнью многонациональной страны. Впервые в Москву привезут масштабные полотна «Обливание» (1911) и «Бойня» (1919).

18 марта – 16 июля

Придворный костюм середины XIX – начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставочный комплекс Исторического музея

Москва, площадь Революции, 2/3

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Исторического музея открывает серию выставок, посвященных 150-летию ГИМ. Экспозиция рассказывает о церемониальной и повседневной жизни русского двора – одного из самых великолепных монарших дворов Европы. В ее состав включены произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия, изделия из драгоценных металлов, но главное место занимают костюмы. Один из разделов посвящен жизни императорской семьи – противника светских мероприятий Александра III и модницы Марии Федоровны. Еще один раздел – платье для церемонии бракосочетания великой княгини Александры Федоровны с императором Николаем II в 1894 году.