Archives

Новости о прошлом

октября 31, 2020

Тяжелый клад 

Со дна Балтики подняты гигантские колонны, предназначавшиеся для Казанского собора Санкт-Петербурга 

Две гранитные колонны длиной почти 11 метров и весом около 45 тонн каждая больше двух веков ждали своего часа. Их обнаружили среди обломков деревянного судна на дне залива Балтиец еще 10 лет назад, однако поднять смогли только сейчас. Все эти годы специалисты Выборгского филиала Государственного Эрмитажа искали способ безопасной транспортировки тяжеленной находки. В итоге колонны очистили от ила и песка еще в воде, а участок дна расстоянием в 50 метров, отделявший куски гранита от берега, подготовили к тому, чтобы выкатить многотонный клад. Современная техника с трудом справилась с поставленной задачей: нелегко представить, что 200 лет назад колонны откалывали от каменного массива и обрабатывали вручную, а перевозили по воде на деревянных барках. Гранитные столбы для Казанского собора, который был освящен в 1811 году, изготовляла бригада крестьян под руководством талантливого каменотеса Самсона Суханова в районе Выборга. Видимо, судно с двумя колоннами, предназначенными для внутреннего убранства собора, село на мель и перевернулось во время шторма. Известно, что архитектор Андрей Воронихин заказал 56 колонн из розового гранита. К счастью, их сделали с запасом, и поэтому утрата двух колонн, допущенная при транспортировке, не сказалась на сроках строительства храма. Кстати, это был не единичный случай. Когда возводили Исаакиевский собор (1818–1858), также затонула баржа с колоннами, но тогда груз удалось поднять со дна. Произошло это в самом центре столицы – в непосредственной близости от Сенатской площади. На данный момент потерявшиеся в XIX веке колонны перевезены на территорию выставочного центра «Эрмитаж-Выборг», где их смогут увидеть посетители.

Защитнику культуры 

В Пскове открыли памятник выдающемуся русскому реставратору и искусствоведу Савве Ямщикову 

Этот город стал для него едва ли не главным. На протяжении всей своей жизни Савва Ямщиков многое делал для сохранения наследия древнего Пскова. Не случайно памятник, созданный скульптором Михаилом Плохоцким и архитектором Александром Асафовым, установлен у Покровской башни. На ее восстановлении после пожара 1995 года настоял Ямщиков, однако результат работ увидеть уже не успел. Друзья реставратора утверждают, что именно на этом месте в середине 1960-х, во время съемок Андреем Тарковским фильма «Андрей Рублев», Ямщиков и «обручился» с Псковом – глубокий знаток истории и культуры Древней Руси, он был одним из консультантов картины. Савва Ямщиков родился в 1938 году в Москве в староверческой семье. Во время учебы на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ начал работать во Всероссийском реставрационном центре художником-реставратором. Он заново открыл множество забытых живописцев, сохранил для истории сотни древних икон и фресок, составил опись икон всех российских музеев. С 1960-х годов организованные им выставки древнерусской живописи в разных городах стали настоящим открытием для советской публики. Реставратор скончался в 2009 году.

Склеп на горе Митридат 

В Керчи обнаружили считавшиеся утраченными останки местного градоначальника 

Погребальную камеру с останками керчь-еникальского градоначальника, историка и археолога Ивана Стемпковского (1789–1832) обнаружили на горе Митридат при реконструкции комплекса Большой Митридатской лестницы. Сначала в ходе раскопок были найдены остатки фундамента часовни, возведенной по завещанию градоначальника над его могилой. Она простояла более ста лет и была разрушена во время боев в 1944 году. Несмотря на то что часовня являлась одной из визитных карточек города, ее решили не восстанавливать. После войны руины, как тогда говорили, «дореволюционного культового сооружения» были убраны с Митридата. К тому же считалось, что могила Стемпковского безвозвратно утрачена. Никому и в голову не приходило, что захоронение могло остаться нетронутым. Ведь за время своего существования часовня стала свидетельницей событий трех войн – Крымской, когда была разграблена оккупантами, Гражданской и Великой Отечественной. Кстати, именно у ее стен 16 ноября 1920 года проходил последний молебен для покидавших Керчь частей белой армии…

Участник войны 1812 года, адъютант генерал-губернатора Новороссии герцога де Ришельё (дюка Ришельё), Стемпковский стал градоначальником Керчи в 1828-м. Связи и административные таланты позволили ему добиться выделения из государственной казны внушительного ежегодного пособия в размере 50 тыс. рублей на благоустройство города. Интересно, что эти средства перечислялись даже спустя годы после его смерти. При нем было начато строительство городского собора, разбит Казенный парк. Помимо прочего, Стемпковский считается одним из родоначальников античной археологии в России: именно он начал раскопки Пантикапея – древнегреческого города, основанного в конце VII века до н. э. на месте современной Керчи. После обнаружения могилы Стемпковского местные власти обсуждают вопрос о восстановлении исторической часовни на горе Митридат.

Фото: © АИФ / АНДРЕЙ СТЕПАНОВ, LEGION MEDIA, ПРЕСС-СЛУЖБА «ВОСТОЧНО-КРЫМСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА»

Тест от «Историка»

октября 31, 2020

Внимательно ли вы читали ноябрьский номер? 

Попробуйте ответить на эти вопросы до и после прочтения журнала

1. Кому Михаил Погодин посвятил свою «Древнюю русскую историю»? 

1. Николаю Карамзину.

2. Императору Николаю I.

3. Императору Александру II.

4. Графу Ивану Салтыкову.

2. Кто придумал название фундаментального труда марксизма – «Капитал»? 

1. Карл Маркс.

2. Женни Маркс.

3. Арнольд Руге.

4. Фридрих Энгельс.

3. Почему это крестьянское восстание 1919 года в Поволжье получило название Чапанная война? 

1. Из-за фамилии вождя повстанцев.

2. От слова «чапан» – длиннополая одежда.

3. Чапанами называли отрядных командиров повстанцев.

4. На местном диалекте «чапан» означало «винтовка».

4. Кому принадлежит высказывание: «Это я затянул Гражданскую войну на долгих 14 месяцев»? 

1. Климу Ворошилову.

2. Петру Врангелю.

3. Якову Слащёву.

4. Александру Кутепову.

5. В какой стране разработал лайнер «Нормандия» инженер-судостроитель Владимир Юркевич? 

1. В Германии.

2. В США.

3. Во Франции.

4. В Австралии.

6. Кто из выдающихся авиаконструкторов входил в советскую делегацию, которая отправилась в Берлин в ноябре 1940 года? 

1. Александр Яковлев.

2. Сергей Ильюшин.

3. Артем Микоян.

4. Николай Поликарпов.

Правильные ответы см. на с. 79

Правильные ответы на тест от «Историка»: 

1. Императору Александру II. 2. Фридрих Энгельс. 3. От слова «чапан» – длиннополая одежда. 4. Якову Слащёву. 5. Во Франции. 6. Александр Яковлев.

Что прочитать и что увидеть в ноябре

октября 31, 2020

Айрапетов О.Р. 

Внешняя политика Советской России и СССР в 1920–1939 годах и истоки Второй мировой войны 

М.: Родина, 2020 

Огромный том, вышедший из-под пера одного из крупнейших специалистов по истории международных отношений, кандидата исторических наук, доцента МГУ Олега Айрапетова, – итог многолетнего исследования драматического межвоенного периода в истории внешней политики России, опирающегося на анализ многочисленных архивных документов и работ российских и зарубежных авторов. Это почти 800 страниц текста, снабженного более чем 7000 сносок на архивные и опубликованные источники, мемуары, документы эпохи.

«Внешняя политика СССР в период с 1920 по 1939 год прошла через несколько этапов. Это был путь от завершения Гражданской войны и интервенции, от военно-политического бессилия страны во враждебном окружении до резкого усиления СССР и превращения его в важнейшего игрока на политическом поле Европы». Этапы определялись не только логикой внутреннего развития Страны Советов, но и той международной обстановкой, которая складывалась по периметру советских границ, а также на более удаленном от них расстоянии и которая в конце концов привела человечество к ужасам Второй мировой войны.

Автор убедительно доказывает, что «истоки причин, вызвавших кризис, который завершился глобальной катастрофой 1939–1945 гг., следует искать в наследии Первой мировой войны». По словам Олега Айрапетова, «победители продиктовали такие условия нового мира, которые сделали его перемирием».

Но дело было не только в позиции великих держав. По мнению автора, в 1919–1921 годах на смену четырем «тюрьмам народов» – Германии, России, Австро-Венгрии и Оттоманской империи – «пришли многочисленные новые карцеры народов». В межвоенный период «реализовывались великодержавные проекты новых национальных государств, при этом националистическая политика, которую проводили руководители новых стран, исключала возможность их мирного или, во всяком случае, бескризисного развития».

В условиях враждебного окружения задача номер один советской внешней политики состояла в том, чтобы избежать опасности одновременного столкновения на Дальнем Востоке и в Европе. Однако попытки, предпринятые для создания многосторонних и двусторонних союзов, оказались не реализованы в силу позиций, занятых великими державами, а также граничившими с СССР государствами, прежде всего Польшей. В этой ситуации Москве не оставалось ничего иного, как начать руководствоваться исключительно собственными интересами. В результате был подписан германо-советский договор 1939 года, ставший водоразделом внешней политики СССР.

Книга является логическим продолжением ранее вышедших работ автора – четырехтомной «Истории внешней политики Российской империи в 1801–1914 гг.» и четырехтомной монографии «Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917)».

Трепавлов В.В. 

История Ногайской Орды 

М.: Квадрига, 2020 

Книга доктора исторических наук Вадима Трепавлова посвящена истории крупного средневекового государства, располагавшегося на территории современных России и Казахстана, – Ногайской Орды. Она возникла в ходе распада Золотой Орды в XV столетии и прекратила существование в первой трети XVII века. Исследование политической истории ногайской державы сопровождается очерками по отдельным проблемам: территория, население, экономика, культура. Автор рассмотрел связи Ногайской Орды с соседними государствами и народами. Специальный очерк отведен характеристике русско-ногайских отношений. Исследование выполнено на основе архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Хобсбаум Э. 

Бандиты 

М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2020 

Эта книга – первый перевод на русский язык одной из наиболее важных работ британского историка-марксиста Эрика Хобсбаума (1917–2012). Впервые изданная в 1969 году, она посвящена феномену «социального бандитизма», в классическом виде представленному легендами о Робин Гуде. Но не только в Шервудском лесу появлялись «бандиты», бросавшие вызов иерархической властной системе, защитники бедняков и народные мстители, неуловимые благодаря поддержке сообществ и стремительно обрастающие мифами и легендами. Автор рассматривает историю бандитизма в контексте истории политической власти, экономики и социального устройства обществ, показывает, кто и почему становится «социальным бандитом». Произведение охватывает по крайней мере четыре века мировой истории и затрагивает подобные явления, происходившие на всех заселенных человеком континентах. Хобсбаум считается классиком британской историографии; он создатель концепции «долгого XIX века», а также автор классической работы «Нации и национализм после 1780 г.», посвященной формированию понятия «нация» и истории национальных государств Европы.

Парсамов В.С. 

На путях к Священному союзу: идеи войны и мира в России начала XIX века 

М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020

 

Доктор исторических наук Вадим Парсамов исследовал идейные истоки Священного союза, завершившего эпоху Наполеоновских войн. Заграничные походы русской армии изменили официальную идеологию, сдвинув ее в сторону космополитизма. В этот период император России выступил с идеей глобального европейского мира под эгидой Священного союза. Никогда еще Россия не была так тесно интегрирована в Европу. И это, безусловно, влияло на сознание людей. Предметом исследования является идеология времен Наполеоновских войн и постнаполеоновского мира в том виде, в каком она формировалась в России.

Соколов Л. 

Галицкая Русь. От первого раздела Речи Посполитой до Первой мировой войны. 1772–1914 

СПб.: Алетейя, 2020 

Книга рассказывает о событиях, происходивших в Галичине (австрийской Галиции) и вокруг нее в период с 1772 по 1914 год – от первого раздела Речи Посполитой, когда Галицкая Русь оказалась под властью Австрии, и до начала Первой мировой войны. Особое внимание уделено тому, как, несмотря на все преграды, чинимые польскими и австрийскими властями, галицкие русины пришли к осознанию идеи общерусского национально-культурного единства, в то время как противники Руси поставили задачу создать «антимосковскую Русь» в Галиции. Также говорится о малоизвестных событиях из жизни Галичины и города Львова в период 1772–1914 годов.

Украинцы, которые были (XVI – начало ХХ в.): документы, материалы, исследования 

Ред.-сост. В.В. Волков, В.Г. Егоров 

СПб.: Алетейя, 2020 

Представленный сборник текстов по истории Украины позволяет ознакомиться с основными документами и научными работами XVI – начала ХХ века, касающимися проблемы развития географической, этнической и политической идентификации и самоидентификации украинского народа. Собранные материалы предоставляют читателям возможность сформировать собственную точку зрения на вопросы о том, кем изначально были украинцы, как они соотносились с малороссами и казаками, а также были ли они к началу XX века единой и самостоятельной этнической группой со своими языком и культурой, отличными от языка и культуры великороссов и белорусов.

Урушадзе А.Т. 

Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону 

М.: Новое литературное обозрение, 2020 

Издавна русские люди уходили к Дону от государственного произвола, долгов и суда. Обретали свободу, но могли потерять жизнь. Петр I сделал Дон служивой рекой. После того как восстание казаков Кондратия Булавина было потоплено в крови, по вольной воде пустили виселицы. Примириться с этим местному населению было трудно, поэтому борьба за свободу продолжилась. В книге кандидата исторических наук Амирана Урушадзе изложено несколько эпизодов «из истории донской свободы», героями которой стали не только казаки, верой и правдой служившие Российской империи и династии Романовых, но и казаки-вольнодумцы, донские крестьяне и ростовские рабочие.

Кошкин А.А. 

«Барбаросса» по-японски. Почему провалился план «Кантокуэн» 

М.: Вече, 2020 

В книге доктора исторических наук Анатолия Кошкина показана политика Японии в отношении Советского Союза накануне и в годы Второй мировой войны. Раскрытие стратегических и оперативных планов, комплекса мероприятий по подготовке к войне против СССР в 1931–1945 годах дает возможность глубже понять характер агрессивных замыслов японского руководства, вскрыть причины провала так называемой стратегии «спелой хурмы», предусматривавшей нападение на нашу страну в случае ее поражения в войне с Германией, и опровергнуть фальсифицированную версию о «честном выполнении Японией японо-советского пакта о нейтралитете 1941 года».

Кром М.М. 

Патриотизм, или Дым отечества 

СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020 

В любом словаре можно прочитать, что патриотизм – это любовь к родине. Однако простота определения обманчива, поскольку представления о родине менялись от эпохи к эпохе. Какими словами выражали любовь к ней, пока в XVIII столетии не появился термин «патриотизм»? Почему вплоть до начала XIX века язык патриотизма служил оружием оппозиционеров, а затем прочно вошел в лексикон консервативных сил? Как менялось отношение левых партий к патриотизму? Можно ли отделить современный патриотизм от национализма? На эти и многие другие вопросы и искал ответы доктор исторических наук Михаил Кром.

9 октября – 10 января 2021 года 

Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали 

Музеи Московского Кремля 

Москва, Кремль, выставочные залы Патриаршего дворца и Успенской звонницы 

Посетители могут увидеть около 400 произведений из драгоценных металлов с эмалью работы русских ювелирных фирм ХIХ – начала ХХ столетия. Ядром экспозиции стали изделия знаменитого московского «живописца по эмали» Федора Рюкерта (1851–1918) и придворной фирмы Карла Фаберже (1846–1920). Рюкерт поставлял изделия фирме Фаберже, а также другим предприятиям, носившим звание поставщиков высочайшего двора. На выставке представлены произведения и других фабрик, мастерских, артелей, демонстрируются все эмалевые техники. Кроме того, можно увидеть картины знаменитых художников рядом с их живописными эмалевыми копиями.

10 октября – 12 января 2021 года 

Травмы прошлого. О чем говорят кости древних людей? 

Государственный Дарвиновский музей 

Москва, улица Вавилова, 57 

Выставка «Травмы прошлого» рассказывает о том, как современные ученые-палеопатологи исследуют человеческие костные останки. Современная наука по костям древних людей может не только определить их прижизненный возраст, пол, рацион питания, историю болезней, травмы, но и предположить причину смерти. Исследователи доказали, что уже 7000 лет назад люди умели проводить трепанацию черепа, 13 000 лет назад наши предки страдали от кариеса и лечили зубы воском и битумом. Посетители могут примерить на себя профессию палеопатолога благодаря компьютерной игре «Расчистка». Редкие образцы костей предоставлены для выставки Институтом археологии РАН.

20 октября – 31 января 2021 года 

Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина 

ГМИИ имени А.С. Пушкина 

Москва, улица Волхонка, 14 

Пушкинскому музею принадлежит уникальное по полноте и ценности собрание прикладной графики второй половины XIX – начала XX века, периода, связанного с возникновением и развитием национальных школ художественной рекламы. В экспозицию, посвященную рекламе в Британии, включено более 150 эстампов из собрания музея. Это иллюстрированная реклама, политические плакаты, образцы коммерческой литографии – визитки, пригласительные билеты. Темами отдельных залов стали рекламные карикатуры членов Лондонского скетч-клуба, а также политическая сатира конца XIX века и наглядная агитация «красных тридцатых», когда искусство уже было неотделимо от политики.

21 октября – 7 декабря 

И.Е. Забелин – летописец русской жизни 

Государственный исторический музей 

Москва, Красная площадь, 1 

В Историческом музее открылась выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения историка, археолога, архивиста, одного из основателей музея Ивана Забелина (1820–1908). Цель выставки – отразить огромную роль Забелина в деле изучения и популяризации российской истории. Представлены мемориальные вещи, документы, фотографии, рукописи, научные труды. Демонстрируются артефакты, связанные с деятельностью ученого в Археологической комиссии и полевыми археологическими исследованиями. Отдельный зал посвящен работе Ивана Забелина в Историческом музее.

11 ноября – 28 февраля 2021 года 

Железный век. Европа без границ 

Государственный Эрмитаж 

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 

     

Новая выставка в Эрмитаже продолжает серию выставок, посвященных эпохе Меровингов и бронзовому веку в Европе, проходивших в Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Посетители ознакомятся с памятниками раннего железного века (I тысячелетие до н. э.), распространенными на территории Западной, Центральной и Восточной Европы, а также с древностями кельтской культуры, знаменитыми сокровищами скифских степных курганов, античными памятниками, известными кладами, древностями кобанской культуры Северного Кавказа и культур лесной полосы Восточной Европы.

13 ноября – 24 января 2021 года 

Две Пальмиры 

Государственный Эрмитаж 

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2, 6/8 

Пальмира – один из богатейших городов поздней Античности, построенный в I–II веках н. э. в Сирийской пустыне, намеренно разрушенный боевиками в ходе военных действий в 2015–2017 годах. Выставочный проект призван показать взаимосвязь античного города со столицей Российской империи, которую со времен Екатерины II называют Северной Пальмирой. Проект состоит из трех частей. Первая – «Две Пальмиры. Археология» – посвящена изучению античных артефактов в Санкт-Петербурге; вторая – «Две Пальмиры. Архитектура» – показывает воплощение мотивов Пальмиры в градостроительстве XVIII–XIX веков, а также фотографии древних памятников в разное время, в том числе после разрушения. Наконец, третья часть – «Две Пальмиры: реальная и виртуальная». Здесь посетители смогут увидеть детальный макет территории античной Пальмиры, изготовленный методом 3D-печати, и макет храма Бела в двух стадиях – полной реконструкции и накануне разрушения.