Archives

Реставрация главного храма России

марта 1, 2020

Вот уже третий год в Успенском соборе Московского Кремля проходят масштабные реставрационные работы. При этом храм, являющийся еще и одним из самых посещаемых музейных объектов столицы, работает в обычном режиме: туда пускают туристов, там проводятся патриаршие богослужения. Однако мало кто знает, что одновременно с этим в Успенском соборе совершаются крупные научные открытия

Успенский собор, построенный в 1475–1479 годах итальянским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти, на протяжении пяти с лишним веков является главным собором русского государства. С конца ХV века именно здесь возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, происходила интронизация митрополитов и патриархов.

Масштабные реставрационные работы в храме начались после того, как в мае 2017 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Музеями Московского Кремля и ПАО «Транснефть». Приоритетным направлением этого сотрудничества и стало восстановление Успенского собора, в ходе которого проводится не только комплексная реставрация строительных конструкций, но и беспрецедентные по масштабу научно-исследовательские работы. О промежуточных результатах, тайнах, которые открылись исследователям, а также о дальнейших планах рассказали представители Музеев Московского Кремля и компании «Транснефть».

Зачем понадобилась реставрация? 

Как отмечают специалисты, в интерьере собора сохранились росписи, относящиеся к различным периодам истории памятника. Их небольшой, но уникальной частью являются фрески конца XV – начала XVI века, над которыми работали мастера круга знаменитого иконописца Дионисия. Созданы они почти на полтора столетия раньше основного, дошедшего до нашего времени ансамбля стенописи, выполненного по указу царя Михаила Федоровича в 1643 году. На протяжении ХХ века фрески неоднократно реставрировались – еще до революции, в 1910-м, а потом в несколько этапов в советский период, последний из которых пришелся на 1970–1980-е годы. Но к сожалению, время неумолимо, и сегодня на поверхности стенописи наблюдаются такие неприятные явления, как выступление солей, а также отслоение древнего грунта.

Нынешняя реставрация Успенского собора рассчитана на длительный период, с 2017 по 2023 год. По словам генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, проводимые в соборе работы направлены прежде всего на поддержание сохранности и бережный уход за стенописью: реставраторы не только осуществляют меры по консервации красочного слоя, но и удаляют копоть, грязь, различные наслоения, заделывают трещины в штукатурном основании, восполняют утраты, укрепляют грунт. Это огромная работа: как рассказала Елена Гагарина, над фресками Успенского собора одновременно трудятся около 40 реставраторов.

Заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля Андрей Баталов, генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина и президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев (слева направо) на пресс-конференции, посвященной реставрации Успенского собора Московского Кремля

Все внутреннее пространство храма разделено на шесть участков, которые соответствуют шести этапам работ. Поочередная реставрация каждого участка позволяет не закрывать собор на это время для туристов и не мешает проведению богослужений. На первом этапе была восстановлена западная часть основного пространства собора, сейчас проводится второй, в рамках которого реставрируется живопись в северной части. Также в 2018 году специалисты начали работу над конструкциями крыши, сводов, кровли и чердачным пространством, где обнаружились протечки. Разумеется, не устранив их, воссоздать фрески было невозможно. Этот этап работы уже завершен, и проблема практически решена: удалось нормализовать микроклимат пространства, которое находится под сводами, что позволило приступить к полноценной реставрации. «И хотя до полного завершения работ еще далеко, уже на этом этапе можно говорить о целом ряде важных научных открытий», – считает заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля Андрей Баталов.

«Вырвать из тьмы веков» 

Одна из главных проблем кремлевских соборов, причем не только Успенского, – образование конденсата по кровле. Андрей Баталов рассказал, что при проведении сегодняшних работ удалось наконец понять, почему скапливается конденсат, и принять необходимые меры для его устранения. В первую очередь исправляются ошибки предыдущих реставраций. Так, например, ранее были закрыты продухи между кровлей и верхними архивольтами закомар, из-за чего воздухообмен прекратился. Теперь же их открывают, оборудуя специальными решетками для того, чтобы там не гнездились голуби, и восстанавливают воздухообмен. Также убрана промежуточная кровля, сделанная в 1970-е годы во время реставрации к Олимпиаде, изменен характер утепления сводов, модернизированы вентиляционные отверстия для защиты от сильного дождя.

Другую масштабную проблему только предстоит решить. В 1970-е Соборная площадь получила бетонное покрытие: фактически была сделана сплошная бетонная плита, которая вплотную подошла к Успенскому собору, «подарив» ему такие неприятные процессы, как образование солей. Они идут из почвы оттого, что нет дышащей отмостки, и далее движутся по стенам храма, разрушая в том числе и фресковую живопись. По словам Баталова, в рамках реставрации планируется соорудить дышащую отмостку, отрезав примерно по два метра от бетонной плиты вокруг собора, что, по мнению специалистов, защитит его от солевых отложений.

Баталов особо подчеркнул, что качественная реставрация всегда преследует не только прагматические (сохранение и консервация), но и исследовательские цели. Тем самым «специалисты стремятся вырвать из тьмы веков определенную информацию, которая обогатит наши представления о древнерусском искусстве», отметил он. Как рассказал ученый, еще в 1910 году были открыты фрески в алтарных помещениях собора, в Петропавловском и Похвальском приделах. Они датируются самым первым периодом украшения храма, когда по заказу архиепископа Ростовского Вассиана (Рыло) был сделан иконостас по образцу иконостаса владимирского Успенского собора, и тогда же – в 1481 году – были расписаны алтарная преграда и соборные приделы.

Находки из Похвальского придела 

Важнейшим событием реставрации стало обнаружение под полом XIX века и засыпкой сводов 1670-х годов новых участков стенописи в алтарном пространстве, в частности – в Похвальском приделе. Это нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и две новые фигуры пророков, принадлежащих композиции «Похвала Богоматери». Большинство исследователей датируют эти росписи концом XV века, а точнее – временем, близким к созданию первого иконостаса собора в 1481 году мастерами Тимофеем, Ярцем и Коней во главе с Дионисием. Также существует точка зрения, согласно которой они могли быть выполнены в 1513–1515 годах, когда, как говорят летописи, Успенский собор впервые был расписан полностью.

Важно, что не только в Москве, но и вообще в нашей стране сохранилось ничтожно малое количество фресок этого периода, то есть конца XV – начала XVI века. Относительно широко известен всего один ансамбль – росписи Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря под Вологдой. Поэтому ранние фрески Успенского собора Кремля, и в частности в Похвальском приделе, приобретают еще большую значимость.

По мнению исследователей, обнаруженные весьма обширные фрагменты существенно обогащают наше представление не только об иконографии, но также о стилистике и колорите фресковой живописи конца XV века. «Особенность этих фресок, закрытых от глаз еще во второй половине XVII века, в том, что они никогда не подвергались поновлениям и реставрации, дойдя до нас практически в первозданном виде, – говорит Андрей Баталов. – Ведь фактически последний раз их видели в 1670-е годы, и с тех пор они находились под слоем засыпки». Все это, считает ученый, дает новые основания, чтобы судить о первоначальном виде собора.

Но на этом «сюрпризы» памятника, как их назвал Баталов, не заканчиваются. Недавно по инициативе хранителя Успенского собора Алексея Баркова было извлечено несколько икон из главного иконостаса, закрывавших западную грань юго-восточного столпа, на которой были обнаружены живописные орнаменты и композиции, относящиеся к самому раннему периоду (конец XV – начало XVI века). О существовании росписей на столпах за иконостасом было известно ранее, но со времени его последней реставрации в 1882 году их никто не видел. «Это большое приобретение для науки, которое стало возможно исключительно благодаря комплексной реставрации, проводящейся сейчас в Успенском соборе – храме, который всегда находился в сердце развития древнерусского искусства со второй половины XV столетия», – отметил Баталов.

«Мы здесь не торопимся» 

Уже сделанные открытия точно не будут последними. У специалистов Музеев Московского Кремля большие планы относительно дальнейшего исследования Успенского собора. В частности, предполагается получить новые сведения о первоначальном устройстве и структуре храма, построенного Аристотелем Фиораванти. Более того, планируется провести новые археологические исследования под полом собора и наконец раскрыть тайну облика самого первого храма, сооруженного в 1326 году при Иване Калите. Пока о нем есть только фрагментарные данные, но ученые возлагают надежды на грядущие археологические изыскания.

Андрей Баталов особо отметил обстоятельность и неспешность проводимых работ. По его словам, на сегодняшний день, к сожалению, только в Музеях Московского Кремля сохраняется оазис научной реставрации, принципы которой сформировались в 1970–1980-е годы. «Мы здесь не торопимся, мы исходим из нужд, которые диктует сам памятник. Надеемся, что этой реставрацией сможем создать условия, при которых собор не будет испытывать угроз для своей устойчивости еще на протяжении по крайней мере ста лет», – сказал Баталов. По словам президента ПАО «Транснефть» Николая Токарева, конкретные результаты работ в Успенском соборе позволят совместными усилиями сохранить для будущих поколений этот исторический и архитектурный памятник.

Общий объем финансирования программы реставрации собора составит порядка 360 млн рублей. «Успенский собор – это главный храм России, с него началось строительство всего соборного комплекса Кремля, много исторических событий с ним связано. Сохранить его для будущих поколений мы считаем одной из наших основных задач, – подчеркнул Николай Токарев. – “Транснефть” – единственный партнер Музеев Московского Кремля, который занимается этой работой. Это наша почетная миссия».

Фото: РИА Новости, СЕРГЕЙ КАРПУХИН/ТАСС, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА

Что прочитать и что увидеть в марте

марта 1, 2020

Оборона Ленинграда. 1941–1945. Документы и материалы 

Авт. вступит. статьи и отв. ред. А.К. Сорокин 

М.: Политическая энциклопедия, 2019 

В сборник вошло почти три сотни архивных документов высших органов партийно-политического управления СССР военного времени, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории. Более 80% из них впервые вводятся в научный оборот.

Как свидетельствуют документы, опубликованные в сборнике, главная проблема первых месяцев войны лежала в организационной и административной плоскости. Отсутствие инструкций на случай начала военных действий для партийных и советских руководителей привело к замешательству управленцев на местах. Огромное количество вопросов пришлось решать без должной подготовки, что вело к ошибкам и явилось одной из главных причин поражений 1941 года.

В начальный период обороны Ленинграда Иосиф Сталин активно участвовал в разработке и принятии многих решений. Сталинские документы, опубликованные в сборнике, в которых много интересного, имеют следы его персональной работы. Во время переговоров с руководителями города Сталин задавал неприятные вопросы, со знанием дела анализировал проблемы, требовал их скорейшего решения. «Сталин во многих ситуациях выглядит не совсем привычно, – отмечает в своей вступительной статье Андрей Сорокин. – Оказывается, это не он гонит в штыковую советских пехотинцев, оказывается, это он раз за разом требует от командующих фронтами и армиями беречь живую силу».

Документы издания опровергают главный стереотип представлений о блокаде, согласно которому блокадный Ленинград – умирающий город. На самом деле немцам и финнам не удалось сломить дух горожан. Все 872 дня Ленинград оставался живым, сражающимся, благодаря чему его защитники – военные и гражданские – сообща отстояли «колыбель революции».

Сделать это удалось ценой титанических усилий большого числа людей. В докладной записке заведующего военным отделом Ленинградского горкома ВКП(б) А.Ф. Павлова от 7 апреля 1944 года, отправленной секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрею Жданову, сказано об оборонительных сооружениях, созданных жителями города в 1941–1943 годах. В их числе: 626 км противотанковых рвов; 406 км эскарпов и контрэскарпов; 49 600 надолбов; 935 км ходов сообщения; 136 км щелей на улицах города для укрытия населения; 635 км проволочных сетей; 15 тыс. дотов и дзотов. Только в 1941 году отработано свыше 15 млн человеко-дней. Свою справку Павлов завершил словами: «Ленинград был превращен в крепость». В контексте приведенных цифр эта фигура речи не выглядит излишне пафосной.

Из других документов узнаем о том, что в первую блокадную зиму и весной 1942-го горожане вычистили дворы, улицы и вывезли огромные объемы нечистот, мусора, льда и снега. Они участвовали в сельскохозяйственных работах и разборке старых деревянных домов и других сооружений, чтобы обеспечить город топливом.

Борьба за выживание в осажденном городе привела к появлению ряда новаций в медицинской практике. В итоге ленинградский Институт вакцин и сывороток в марте 1942 года стал производителем противодизентерийного бактериофага для всего Советского Союза. А в 1943 году была построена и 25 октября введена в эксплуатацию мощная коротковолновая вещательная станция с радиусом действия от Комсомольска-на-Амуре до Лондона.

Ранчин А.М. 

«Слово о полку Игореве». Путеводитель 

СПб.: Нестор-История, 2019 

«Слово о полку Игореве» – один из самых знаменитых и загадочных памятников русской литературы. Это уникальное произведение, оригинал которого погиб в московском пожаре 1812 года, уже более двух веков привлекает неизменное внимание исследователей, порождает все новые, нередко взаимоисключающие интерпретации. Предметом споров является вопрос о подлинности произведения, проблема его жанра, отражение истории в «Слове» и оценка главного героя – князя Игоря Святославича. «Путеводитель», составленный доктором филологических наук Андреем Ранчиным, содержит обзор различных истолкований памятника, существующих в науке.

Борисов Н.С. 

Василий Темный 

М.: Молодая гвардия, 2020 

Судьба оказалась немилосердной к московскому князю Василию II Васильевичу (1425–1462). В русскую историю он вошел с прозвищем Темный – то есть Слепой. Подвергнутый жестокой казни своими двоюродными братьями в 1446 году, он в течение 16 лет правил страной, будучи незрячим, и сумел удержать власть в непримиримом противостоянии с ближайшими родственниками. Впрочем, и сам Василий проявлял ничуть не меньше жестокости и вероломства в ходе кровавой междоусобицы второй четверти XV века. Автор книги доктор исторических наук, профессор МГУ Николай Борисов на основе имеющихся источников воссоздает сложную и многообразную картину жизни Московского государства того времени и рисует полный противоречий портрет одной из самых парадоксальных и малоизученных фигур русского Средневековья.

Эрлихман В.В. 

Дракула 

М.: Молодая гвардия, 2020 

Князь Влад III, правивший Валахией в XV веке, вошел в историю под прозвищем Дракула («Сын дракона», «Сын дьявола»). В массовой культуре его имя прочно связано с образом вампира, в то время как в Румынии его прославляют как народного героя, борца за независимость страны. О Дракуле сохранилось много легенд и мало документальных свидетельств, позволяющих воссоздать биографию этого незаурядного правителя, жившего на рубеже противоборства сильнейших держав своего времени – Османской и Священной Римской империй, Венгрии, Польши. Редактор журнала «Историк» Вадим Эрлихман исследовал не только жизнь реального Влада Дракулы, но и развитие «черной легенды» о нем – от лубочных книжек эпохи Возрождения до новейших фильмов.

Воронин В.Е. 

«Путешествие есть лучшее средство для окончательного образования юношества»: молодые годы великого князя Константина Николаевича 

М.: Прометей, 2019 

Имя генерал-адмирала русского флота, сына императора Николая I и брата царя-освободителя Александра II, одного из главных деятелей Великих реформ 1860–1870-х годов великого князя Константина Николаевича (1827–1892) никогда не оставляло равнодушными ни современников, ни исследователей той эпохи. При этом оценки его деятельности были и остаются зачастую полярными. Монография постоянного автора журнала «Историк», доктора исторических наук Всеволода Воронина посвящена детству, отрочеству и юности великого князя – периоду становления его личности, первым шагам на морской, военной и государственной службе. Особое внимание автор уделил путешествиям молодого царевича, которые явились важной частью обучения, воспитания и оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения.

Кожокин Е.М. 

Революция и ее преодоление: очерки истории российской ментальности 

М.: МГИМО-Университет, 2020 

«Есть вопросы в области социальных наук, к которым исследователи обречены обращаться вновь и вновь, так как стремятся помочь своей стране избежать опасных виражей в ее развитии», – пишет в своей новой книге о феномене революций проректор МГИМО МИД России, доктор исторических наук Евгений Кожокин. Жанр книги сам автор обозначил как «очерки истории российской ментальности»: в ней рассматриваются ментальные и политические механизмы, обусловившие «срывы России в революции в начале ХХ века, причинившие беды и страдания миллионам сограждан и завершившиеся контрреволюцией и распадом страны в конце ХХ века». Рассмотрение на историческом материале идейных течений, представлявших угрозу для развития российской политической идентичности, позволило Кожокину выявить устойчивость идейных парадигм, характерных для российской ментальности, которые, как он полагает, меняя форму, по-прежнему могут спровоцировать глубокий кризис. Автор знает материал, о котором пишет, не только благодаря научным штудиям. В период распада СССР и первые годы становления новой России он являлся народным депутатом РСФСР (1990–1993), а впоследствии руководил Российским институтом стратегических исследований, который в период директорства Кожокина был одним из аналитических центров Службы внешней разведки РФ.

Смолин А.В. 

«Новый Брест». Тартуский мир Советской России с Финляндией 1920 г. 

СПб.: Евразия, 2020 

Монография Анатолия Смолина посвящена переговорам о мире между Советской Россией и Финляндией 12 июня – 14 октября 1920 года. Автор показывает непростой путь, который прошли страны после предоставления Финляндии независимости и до того момента, когда делегации двух государств сели за стол переговоров в эстонском городе Тарту. Перед читателем открывается внутренний драматизм переговорного процесса. Привлекая архивные материалы, опубликованные документы и предшествующие исследования, автор демонстрирует ту сложную внешне- и внутриполитическую обстановку, в которой проходили переговоры.

Прилепин З. 

Есенин. Обещая встречу впереди 

М.: Молодая гвардия, 2020 

Если взглянуть на жизнь и творчество Сергея Есенина, сразу возникают жесткие и непримиримые вопросы. Он советский поэт или антисоветский? Поэт для приблатненной публики и томных девушек или новатор, воздействующий на мировую поэзию и поныне? Крестьянский поэт или имажинист? Кого считал главным соперником в поэзии и почему? С кем по-настоящему дружил? Каковы были его отношения с большевистскими вождями? За что на него заводили уголовные дела? Хулиган ли он, как сам о себе писал, или жертва обстоятельств? И наконец, самоубийство или убийство? Известный современный писатель и публицист Захар Прилепин на страницах своей более чем тысячестраничной книги попытался дать ответы на эти и многие другие вопросы, имеющие отношение к биографии и творчеству Сергея Есенина.

Рокоссовская А.К. 

Утро после Победы 

М.: АСТ, 2020 

В книге журналиста Ариадны Рокоссовской, правнучки маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, собраны интервью с детьми и внуками прославленных военачальников Великой Отечественной войны – Георгия Жукова, Ивана Конева, Александра Василевского, Родиона Малиновского, Ивана Баграмяна, Андрея Еременко, Леонида Говорова, Ивана Черняховского, взятые ею в разные годы. Эта книга – уникальный шанс узнать, какими были герои войны в обычной жизни. Многие фотографии, предоставленные родственниками полководцев, публикуются впервые. Предисловие к книге написала дочь маршала Ивана Конева Наталия Ивановна Конева.

Выставки 

12 февраля – 11 мая 

Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века 

Государственный исторический музей 

Москва, Красная площадь, 1

В эпоху Великой французской революции (1789–1799) возникло уникальное направление прикладного искусства, впоследствии получившее название «революционного» или «патриотического» фаянса. Многочисленные тарелки, блюда и кувшины с революционными эмблемами и лозунгами стали своеобразным рупором актуальных политических идей. Посетители выставки могут увидеть фаянсовые предметы, представленные в окружении изобразительного ряда – гравюр конца XVIII века, запечатлевших главные события эпохи, и народных картинок, на которых политический «театр» показан со стороны мятежных горожан. Ряд артефактов из собрания Исторического музея демонстрируется впервые.

5 февраля – 5 апреля 

Империя и Кавказ. Оружие, обмундирование, ратные традиции. XIX – начало XX века 

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства 

Москва, Делегатская улица, 3 

В течение XIX века после множества длительных и кровопролитных войн в состав Российской империи вошли значительные территории Северного Кавказа и Закавказья. Выставка рассказывает о событиях кавказских войн, солдатах и полководцах противоборствующих сторон и демонстрирует предметы вооружения, регалии кавказских горцев, казаков и русских солдат Отдельного Кавказского корпуса. Многие уникальные образцы холодного и огнестрельного оружия из частных коллекций не имеют аналогов в музейных собраниях и показываются публике впервые.

27 февраля – 26 апреля 

Скульптор Александр Рукавишников 

Новая Третьяковка 

Москва, улица Крымский Вал, 10 

Посетителям выставки предоставляется возможность увидеть творчество одного из самых смелых экспериментаторов в области скульптурной формы, создавшего целую галерею ярких образов, зачастую вызывающих многочисленные споры. Александр Рукавишников – автор известных памятников, в том числе Александру II у храма Христа Спасителя, Федору Достоевскому перед зданием Российской государственной библиотеки, Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре. Зрители увидят большую экспозицию – от самых ранних работ до новых произведений.

8 февраля – 8 марта 

Адмирал А.В. Колчак. Возвращенный архив 

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына 

Москва, Нижняя Радищевская улица, 2 

К столетию гибели адмирала Александра Колчака (1874–1920) в Доме русского зарубежья открылась уникальная выставка. На ней представлены неизвестные ранее документы, письма, фотографии, реликвии, целый век хранившиеся за границей, в семье Колчака, и лишь недавно вернувшиеся на родину. Архив адмирала вывезла в эмиграцию его вдова Софья Колчак. Осенью 2019 года, после смерти внука Верховного правителя России, документы, личные вещи и другие семейные реликвии были выставлены на аукцион. Большая часть архива была выкуплена российскими меценатами и передана в фонды Государственного архива Российской Федерации и Дома русского зарубежья. Среди безусловных раритетов – единственная сохранившаяся детская фотография Александра Колчака, его паспорт лейтенанта флота и послужной список, грамота императора Николая II о награждении адмирала орденом Святого Георгия, Евангелие, побывавшее вместе с владельцем в полярной экспедиции. Однако самой главной ценностью архива кураторы выставки считают письма Колчака к жене. Они экспонируются впервые и не только являются источником семейной истории и биографии адмирала, но и отражают его взгляды на служение Отечеству, способы и нормы ведения войны, его размышления о текущих событиях кровавой гражданской бойни, одним из главных действующих лиц которой являлся он сам.