Archives

Что прочитать и что увидеть в январе

декабря 23, 2019

За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия

М.: ГИМ, 2019

Роскошное, прекрасно иллюстрированное издание подготовлено специалистами Государственного исторического музея к выставке «За службу и храбрость». Юбилейная выставка приурочена к 250-летию со дня учреждения ордена Святого Георгия, высшей воинской награды Российской империи, и продлится с 7 декабря 2019-го по 16 марта 2020 года.

Военный орден Святого Георгия был учрежден по указу Екатерины II 26 ноября (7 декабря) 1769 года. Ведала ли великая императрица, что в этот день она не просто учреждает новую награду, а создает новый национальный символ России, которому суждено будет прославиться в веках? «Долгой жизни новой награды способствовало все, – пишет в предисловии к книге директор ГИМ Алексей Левыкин. – Во-первых – выбор небесного покровителя: на Руси св. Георгий исстари был одним из самых почитаемых святых. Изображение “князя на коне, поражающего копьем змея” в сознании людей ассоциировалось с именем этого святого. Оно стало символом стольного города Москвы и начиная с XVI века помещалось на груди двуглавого орла – герба России. Во-вторых – выбор дня учреждения: 26 ноября по церковному календарю Русская православная церковь празднует освящение церкви великомученика Георгия в Киеве, возведенной князем Ярославом Мудрым в честь своего небесного покровителя (христианское имя князя – Георгий, или Юрий) и победы над печенегами. В-третьих – выбор символики ордена: лаконичный строгий знак и черно-оранжевая орденская лента, отсылающая и к цветам русского императорского знамени, и к цвету сражения – дыму и пламени».

История награждений этим орденом стала историей побед русского оружия, а сам орден, закаленный в огне сражений, обагренный кровью, – символом храбрости и стойкости русской армии. В XIX столетии в России на основе статута ордена Святого Георгия была создана стройная система наград за мужество и героизм: наградные знаки для рядового состава армии, почетные знамена, штандарты, трубы для поощрения целых воинских подразделений и боевых кораблей, золотое (Георгиевское) оружие «За храбрость». Несмотря на то что Георгиевский крест, как и прочие царские ордена, был отменен после Октябрьской революции, официально его ношение не возбранялось. Более того, эта награда, «честно заработанная кровью», легла в основу учрежденного в 1943-м солдатского ордена Славы. В 2000 году указом Президента России орден Святого Георгия восстановлен как главная военная награда Российского государства.

«Государственный исторический музей бережно хранит бесценные свидетельства славной истории нашего Отечества, – отмечает в предисловии Алексей Левыкин. – Уникальные памятники, связанные с орденом Св. Георгия, занимают в коллекции ГИМ особое место».

Книга рассказывает об истории учреждения ордена и его роли в наградной системе государства, о боевых заслугах георгиевских кавалеров, прославивших русскую армию и флот, а также об истории возрождения награды в современной России. Судьбы георгиевских кавалеров – прославленных и незаслуженно забытых – находятся в центре повествования, давая возможность читателю за скупыми цифрами статистики награждений увидеть подвиг конкретных людей. Среди уникальных реликвий отечественной военной истории, представленных в каталоге, – предметы из собраний Исторического музея и Музеев Московского Кремля: статут ордена, орденские знаки, наградное оружие, коллективные награды, схемы и карты, произведения живописи и графики, документы, мемории, нагрудные знаки воинских формирований.

 

Ковалев-Случевский К.П.

Николай Чудотворец. Санта Клаус и Русский Бог: Хожение в Житие

М.: Молодая гвардия, 2019

Один из самых известных и почитаемых в мире святых – Николай Чудотворец, епископ Мир Ликийских (ок. 270 – ок. 345). Он считается покровителем моряков и бездомных, тюремных узников и детей. На Руси его называли «Русский Бог», знали, что молитва ему спасает от бед. Когда-то его мощи лежали в городе Миры (ныне Турция), а в XI веке были перевезены в итальянский город Бари, куда и сейчас устремляются миллионы паломников, чтобы поклониться святителю и взять с собой частицу мира. Дети зовут его Санта Клаус, он приносит подарки на Рождество. Книга писателя и историка Константина Ковалева-Случевского – собрание уникальных сведений о святителе Николае и его духовном подвижничестве.

 

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б.

Династический мир домонгольской Руси

СПб.: Издательство Олега Абышко, 2020

Эта книга позволяет взглянуть на домонгольскую Русь с новых, порой неожиданных точек зрения, существенно обогащая наше понимание этого малоисследованного периода древнерусской истории. Первая часть повествует о том, как политическая жизнь страны запечатлевалась в терминах родства и как правящая династия Рюриковичей осваивала и осмысляла мир с помощью родственных отношений. Вторая часть посвящена вопросу взаимодействия в Древней Руси книжной традиции и действительности. В третьей части речь идет о роли личных имен во взаимодействии Руси и кочевников. История функционирования княжеских антропонимов в половецкой среде позволяет выявить новые аспекты в переплетении «своего» и «чужого», характеризующие сосуществование русских князей и степной элиты на протяжении почти 200-летнего периода истории.

 

Петров Н.И.

Николаи домонгольской Руси

СПб.: Академия исследования культуры, 2019

Исследование кандидата исторических наук, доцента Петербургского института иудаики Николая Петрова было задумано как «каталог» – свод сведений источников о людях, носивших в домонгольской Руси имя Николай. Однако обращение к более общим вопросам изучения древнерусского именослова той поры превратило текст, первоначально задуманный как комментарий к упомянутому своду, в полноценную монографию по истории.

 

Лаушкин А.В.

Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI–XIII вв.

М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2019

Монография посвящена представлениям о соседних народах на Руси домонгольского и раннего монгольского времени. Автор рассматривает бытовавшие в тот период церковные предписания в сфере межконфессиональных контактов, присущую оригинальным русским текстам лексику самоидентификации и размежевания с «чужими». Автор приходит к выводу об отсутствии в интеллектуальной культуре Руси следов узкой этнофобии и попыток религиозного обоснования духовной или территориальной экспансии против сопредельных народов; о военных конфликтах как главной причине возникновения негативных образов соседей-иноверцев; о присутствии сильной религиозной струи в формировании древнерусского «чувства-мы».

 

Пикеринг Антонова К.

Господа Чихачёвы. Мир поместного дворянства в николаевской России

М.: Новое литературное обозрение, 2019

Представления о жизни русских дворян XIX века во многом сформированы под влиянием классиков художественной литературы – от Ивана Тургенева до Михаила Салтыкова-Щедрина. В книге на основе архивных материалов воссозданы быт и мировоззрение провинциального среднепоместного семейства второй четверти XIX века. В центре внимания – семья жителя Владимирской губернии, мецената и благотворителя Андрея Чихачёва. Анализ архивных материалов позволил автору раскрыть представления о власти и личности, обществе и вере, просвещении и романтизме и показать, как именно понятия и ключевые идеи эпохи распространялись и приживались в условиях российской провинции.

 

Куломзин А.Н.

Из жизни бывшего человека

М.: Столыпинский центр регионального развития; «ЦЕНТР ГРИНТ», 2019

Мемуары предпоследнего председателя Государственного совета Российской империи Анатолия Куломзина (1838–1923) посвящены трагическим событиям Гражданской войны. Куломзин провел год в революционных столицах, а в 1918–1919 годах жил на белом Юге. Эти мемуары – взгляд опытного, осведомленного и глубоко переживающего происходящую катастрофу современника на разрушение старой России. Воспоминания, чудом сохранившиеся в семейном архиве, до последнего времени оставались неизвестны широкому кругу читателей. Настоящее издание осуществлено при поддержке ПАО «Транснефть».

 

Бондаренко А.Ю.

Военные контрразведчики

М.: Молодая гвардия, 2019

Книга Александра Бондаренко посвящена малоизвестным страницам истории советской и российской военной контрразведки и повествует о столетнем периоде – от ее создания в 1918 году и первых успехов в борьбе со шпионажем против Красной армии до оперативных разработок нынешних дней. Особый интерес представляют вопросы роли и места органов военной контрразведки в структурах госбезопасности и военного ведомства, в их взаимоотношениях с командованием и политическим аппаратом войск, с руководством и другими подразделениями госбезопасности, с высшим партийным и государственным руководством, а также вопросы роли ВКП(б) – КПСС и влияния партии на обеспечение безопасности страны и армии.

 

Каливас С.

Логика насилия в гражданской войне

М.: Пятый Рим (ООО «Бестселлер»); Фонд «Историческая память», 2019

Современные работы по гражданским войнам увлекательно написаны, однако в них, как правило, не обнаруживается детального обзора причин, по которым происходит эскалация насилия в отношении мирного населения. Книга американского политолога Статиса Каливаса повествует о конкретных причинах и динамике насилия в гражданских конфликтах. Вопреки господствующему мнению о том, что такое насилие – либо результат необузданного безумия, либо способ достижения стратегических целей, автор доказывает: в рамках гражданских войн имеют место действия на микроуровне, мало соотносимые с общей направленностью конфликта.

 

Распад СССР: дискуссии о причинах, обстоятельствах и последствиях Отв. ред. С.В. Журавлев

М.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2019

Вокруг причин, обстоятельств и последствий распада СССР до сих пор продолжаются острые дискуссии. В сборнике, подготовленном специалистами Института российской истории РАН, нашли отражение споры о наличии «родовых пороков» советского общества, их соотношении с непродуманными решениями периода перестройки и роли в процессе распада СССР. Рассматривая исторические корни советской системы, а также политические, экономические, социальные процессы периода перестройки, авторы по-разному отвечают на вопрос о том, был ли Советский Союз способен к реформированию или же заранее обречен на разрушение.

 

22 ноября – 26 января 2020 года

Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Москва, Андроньевская площадь, 10

Кураторы выставки впервые собрали в едином пространстве русские иконы, западноевропейские гравюры, рукописные книги с изображениями смерти, исхода души, разлучения ее с телом и перехода в иной мир. Посетители могут увидеть, как в разных формах и сюжетах воплощалась главная тема христианского искусства – воскресения и обретения вечной жизни. Выставка включает около 100 произведений, отражающих представления о подготовке к неизбежной кончине, а также визуализирующих момент прихода смерти. Это раритеты из коллекции музея, а также Государственной Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки, Егорьевского художественного музея, церковных и частных собраний.

 

29 ноября – 17 мая 2020 года

Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

Творчество художников-передвижников хорошо исследовано и знакомо широкой публике. Их практика преимущественно была сосредоточена в области живописи, однако помимо этого именно они заново открыли искусство рисунка и акварели. В этом виде графики знаменитые и всем известные живописцы предстают совершенно другими – непривычными и, без преувеличения, неизвестными. Выставка охватывает период с 1871-го до середины 1910-х годов и представляет графику передвижников: подготовительные работы к картинам, гравюры, а также авторские реплики с живописных произведений, выполненные как для каталогов, так и по заказу коллекционеров. К раритетным документам эпохи можно отнести «картинки с выставки», изображающие посетителей в залах экспозиций.

 

31 октября – 30 марта 2020 года

Ура! Каникулы!

Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

Выставкой «Ура! Каникулы!» Государственный исторический музей продолжает рассказ о советском периоде нашей истории, сосредоточивая внимание посетителей на таком радостном времени, как школьные каникулы. Публика узнает об истории становления каникулярной системы в СССР (ведь привычные осенние, зимние, весенние и длинные летние каникулы утвердились лишь в 1970 году), а также о досуге советских школьников в редкие недели отдыха. В экспозиции представлены фотографии, плакаты, документы, газеты, альбомы и фарфоровые скульптуры.

 

26 октября – 29 марта 2020 года

Игра под запретом

Старый Английский двор

Москва, улица Варварка, 4А

На выставке в Старом Английском дворе можно узнать, во что и как играли жители Москвы в XVI–XVII веках и почему возникали запреты на игры и увеселения. Археологические находки из коллекции Музея Москвы наглядно показывают, что игры и развлечения сопровождали людей от рождения до смерти. Понятие игры пронизывает всю человеческую культуру и включает в себя азартные, спортивные, политические игры, театр и музыку. С принятием православия на Руси стали действовать строгие правила византийской церкви, которые запрещали азартные игры. Пять тематических разделов выставки посвящены детским игрушкам, ярмарке, настольным играм, народным потехам и застольям. Среди экспонатов самая древняя московская игрушка – глиняная свистулька XII века.

 

25 декабря – 4 апреля 2020 года

В содружестве искусств. К 275-летию основания Императорского фарфорового завода

Государственный Эрмитаж, Главный музейный комплекс, Гербовый и Пикетный залы

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

Фарфор Императорского завода – важная часть исторического наследия России. Масштабная ретроспективная экспозиция рассказывает об изделиях предприятия от основания до настоящего времени. Помимо европейской моды, на развитие императорского фарфора влияли личные вкусы, увлечения и пристрастия августейших владельцев. Посетители увидят более 500 экспонатов: фарфор для украшения интерьеров, высочайших столов и обихода, исторические портреты, воплощенные в фарфоре образы народов России, вещи, отразившие стили ушедших эпох. После революции традиции Императорского фарфорового завода, ставшего Ломоносовским, получили свое развитие: экспозиция представит зрителям наиболее значимые произведения авангарда, соцреализма и других направлений. На выставке можно увидеть и современные работы художников завода.