Archives

События мая

мая 2, 2021

450 лет назад

Крымский хан безобразничает

Войско Девлет-Гирея сожгло Москву

Противостояние Русского царства и Крымского ханства достигло наивысшего накала к середине XVI века. Покорив Казань и Астрахань, Иван Грозный значительно укрепил позиции Москвы, но ликвидировать крымскую угрозу ему не удалось, в том числе из-за тяжелой Ливонской войны, растянувшейся в итоге на четверть века. Этим не преминул воспользоваться хан Девлет-Гирей. Весной 1571 года его войско численностью около 40 тыс. человек двинулось на Русь. В истории этого набега не обошлось, по всей видимости, без предательства: получив сведения о русских отрядах, ждавших неприятеля под Серпуховом, хан предпринял обходной маневр и с неожиданной стороны подошел к Москве, расположившись в селе Коломенском. Защищало столицу всего несколько полков, и организованного сопротивления многочисленным крымцам они оказать не смогли.

24 мая 1571 года враг поджег дворы в предместьях, и вскоре огонь охватил весь город, за исключением каменного Кремля. Пламя распространялось очень быстро, и Москва сгорела за несколько часов. Пожар, а также вести о том, что к столице идет русское войско, помешали Девлет-Гирею взять Кремль, но и без этого городу был нанесен колоссальный ущерб. То, что не спалил огонь, разграбили и уничтожили воины хана. Людские потери исчислялись тысячами, иностранцы, находившиеся в ту пору в русской столице, вспоминали, что Москва-река была полна трупами. На этом поход завершился, и крымцы вернулись на полуостров по Рязанской дороге, подвергнув по пути опустошению русские земли и уведя с собой множество пленных.

Уже через год Девлет-Гирей снова пришел на Русь, надеясь на этот раз захватить Кремль и получить еще большую добычу. Но Иван IV был готов к встрече врага: битва при Молодях, несмотря на численное превосходство крымцев, турок и ногайцев, завершилась убедительной победой русского войска.

290 лет назад

«И на Тихом океане…»

Основана Охотская военная флотилия

Охотский порт в середине XVIII века

В 1639 году отряд во главе с томским казаком Иваном Москвитиным, проделав трудный путь на ладьях по рекам, достиг побережья Тихого океана. Казаки Москвитина стали первыми из европейцев, чьи суда вошли в воды Охотского моря. Исследование этого далекого края продолжили экспедиции Василия Пояркова, Семена Дежнёва и других мореходов. А в 1716 году в Охотске было построено первое судно – ладья «Восток», отправившаяся к берегам Камчатки. Более 130 лет этот порт оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке. Указ императрицы Анны Иоанновны о создании Охотской военной флотилии – предтечи современного Тихоокеанского флота ВМФ России – вышел 10 (21) мая 1731 года. В задачи флотилии входили прежде всего перевозки грузов и пассажиров между Охотском и Большерецким острогом на Камчатке, а также поддержка военных операций. И конечно же, актуальности не теряли научно-исследовательские цели и задачи. Так, суда Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, призванной найти путь к берегам Америки, были построены именно в Охотске. В дальнейшем флотилия сыграла решающую роль в освоении Аляски. В 1850 году Охотский порт был упразднен, эстафету от него принял Петропавловск-Камчатский. Новое название – Сибирская – флотилия получила, когда ее главной базой стал Николаевск-на-Амуре (позже Владивосток). С 1999 года День рождения Тихоокеанского флота отмечается 21 мая, когда была основана Охотская военная флотилия.

130 лет назад

Великий Сибирский путь

Во Владивостоке состоялась закладка Транссибирской магистрали

Цесаревич Николай Александрович отвозит тачку земли на полотно будущей дороги. Владивосток, 19 мая 1891 года

Еще в 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев поставил вопрос о необходимости строительства железной дороги для соединения европейской части России с восточными окраинами, однако до реализации идеи дело дошло не скоро. Только через 30 лет начались изыскания для прокладки Средне-Сибирской, Забайкальской и Уссурийской линий, и в итоге к проведению Великого Сибирского пути решено было приступить сразу с двух сторон – от Владивостока и Челябинска. Во время торжественной церемонии, состоявшейся 19 (31) мая 1891 года, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) собственноручно отвез первую – символическую – тачку земли на полотно будущей дороги и заложил первый камень в здание Владивостокского вокзала. Этот день считается датой старта великого проекта. Для удешевления строительства прибегали к различным ухищрениям – от уменьшения количества шпал в расчете на километр до укладки облегченных рельсов. В 1903 году трассу ввели в эксплуатацию, но у Байкала рельсовый путь прерывался (поезда приходилось переправлять на специальном пароме). Кругобайкальская дорога стала одним из самых сложных участков Транссиба: здесь было пробито 39 тоннелей. А полностью строительство магистрали завершилось лишь в 1916-м – с возведением моста через Амур. В годы Великой Отечественной войны Транссиб стал незаменимой артерией для эвакуации населения и предприятий, а также для доставки на фронт военнослужащих и грузов. В наше время на эту магистраль приходится больше половины транзитных грузовых перевозок Евразии.

95 лет назад

Акт возмездия

В Париже убит Симон Петлюра

Симон Петлюра

Во время Гражданской войны председатель Директории (правительства) и главный атаман войск Украинской народной республики (УНР) Симон Петлюра воевал и с большевиками, и с белогвардейцами. В апреле 1920 года, накануне вторжения поляков на Украину, УНР стала союзником, а фактически сателлитом Варшавы. После окончания Советско-польской войны и разгрома войск Директории Петлюра бежал в Польшу, где продолжил борьбу против большевиков. Позже он обосновался в Париже, организовав там с целью объединения украинской эмиграции издание еженедельника «Тризуб». 25 мая 1926 года на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина к нему подошел незнакомец, окликнувший его на украинском языке. Услышав ответ, мужчина достал пистолет и несколькими выстрелами в упор застрелил Петлюру. Убийцей оказался Шалом (Самуил) Шварцбард, родившийся в Российской империи, а в годы Первой мировой войны сражавшийся в рядах французского Иностранного легиона. Он дождался полицейских и сам отдал им оружие. Свой поступок Шварцбард объяснил местью за петлюровские погромы, жертвами которых стали многие евреи, включая и его близких родственников. В октябре 1927 года убийца предстал перед судом. Шварцбарда защищал известный адвокат Анри Торрес, напомнивший, что его подзащитный сражался за Францию. Свидетели огласили многочисленные факты чудовищных преступлений, совершенных петлюровцами по отношению к еврейскому населению Украины, а Торрес заявил, что Шварцбард убил убийцу. В поддержку мстителя выступили художник Марк Шагал, писатели Максим Горький, Ромен Роллан и Анри Барбюс, физик Альберт Эйнштейн. Процесс завершился оправдательным вердиктом присяжных.

Убийца Петлюры Самуил Шварцбард на скамье подсудимых. Париж, 1927 год

60 лет назад

Принуждение к труду

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». 1965 год

В СССР принят указ «о тунеядцах»«Кто не работает, тот не ест» – этот принцип считался в советском обществе одним из основополагающих, его даже включили в Конституцию. И в начале 1960-х Никита Хрущев объявил войну «нетрудовым элементам», закрепив конституционную норму правовым актом, предусматривавшим карательные меры для тунеядцев. Отныне их не только высмеивали в журнале «Крокодил», но и вполне законно наказывали. Одним из инициаторов этого «закручивания гаек» стал председатель КГБ СССР Александр Шелепин. С его подачи 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», по которому граждан, не желавших официально устраиваться на работу, следовало выселять «в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения». В своей речи на XXII съезде КПСС Шелепин заявил: «Советские законы – самые гуманные в мире, но их человеколюбие должно распространяться лишь на честных тружеников, а в отношении паразитических элементов, всех тех, кто живет за счет народа, законы должны быть суровы, ибо указанная категория лиц – это наш внутренний враг».

К середине 1964 года по указу, который для краткости называли просто «о тунеядцах», осудили около 37 тыс. человек. Это были бродяги, попрошайки, кустари, спекулянты, не имевшие места службы, а также сельские жители, существовавшие на доходы с собственного надела и уклонявшиеся от работы в колхозах и совхозах. Под действие указа подпадали и иждивенцы, жившие за счет состоятельных родственников. Женщин-домохозяек к «указанной категории лиц» не отнесли, но под надзором участковых милиционеров оказались молодые писатели, художники, музыканты, не состоявшие в творческих союзах и перебивавшиеся случайными гонорарами. В их числе – будущий нобелевский лауреат, 23-летний поэт Иосиф Бродский, выселенный из Ленинграда по решению суда в марте 1964-го, невзирая на протесты известных литераторов, таких как Самуил Маршак и Корней Чуковский. В 1970 году статью о тунеядстве включили в Уголовный кодекс. Только в апреле 1991-го был принят Закон «О занятости населения в РСФСР», легализовавший в нашей стране безработицу. За тунеядство больше не наказывали.

30 лет назад

Как распахнули железный занавес

Верховный Совет СССР принял закон, разрешающий гражданам свободный выезд за границу

Очередь у посольства США за документами, необходимыми для выезда из СССР. Москва, октябрь 1990 года

В Советском Союзе, как и в других странах социалистического блока, существовала система выездных виз. Получить их можно было в партийных и государственных органах только при наличии веских оснований, с большими хлопотами – да и туризм «в капстраны» был сильно ограничен. Страна жила за железным занавесом. Такое положение дел не соответствовало политике Михаила Горбачева, провозгласившего открытость в международных отношениях. В Верховном Совете Закон «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР» разрабатывали больше года. Приняли его, несмотря на некоторое противодействие со стороны МВД и КГБ СССР, 20 мая 1991-го, когда выездные визы уже представлялись замшелым анахронизмом. Закон «в соответствии с международными договорами СССР» гарантировал гражданам право выезда из страны и въезда в нее и значительно упрощал процедуру получения загранпаспорта.

По тем временам это было революционное нововведение. Пресса ликовала: железный занавес пал! Но реализовать «прогрессивный» закон оказалось непросто: нужно было модернизировать работу ОВИРов (отделов виз и регистраций), да и выпуск миллионов заграничных паспортов стал серьезной проблемой. Поэтому пришлось издать постановление о постепенном введении в действие этого закона. В полном объеме он заработал в Российской Федерации лишь с первых дней 1993-го, через год после распада Советского Союза, хотя потом еще несколько лет россиянам вручали паспорта с гербом СССР на обложке. Сейчас заграничными паспортами обладают примерно 30% граждан России.

Фото: LEGION-MEDIA, © МОСФИЛЬМ, РИА НОВОСТИ