Archives

За Родину, за близких и любимых

мая 2, 2021

День Победы для каждого из нас означал не столько конец войны, сколько начало жизни

Война в одно мгновение разрушила привычную жизнь, перечеркнула планы, мечты, надежды. Мы шли на фронт не просто биться с врагом, но отстаивать наше право жить на родной земле. Именно поэтому 9 Мая для нашего поколения – особый день… Весной 1941 года я, молодой артист, студент, получил телеграмму за подписью самого Александра Довженко – прибыть на пробы для роли Андрия в фильме «Тарас Бульба». Я себя не помнил от счастья. Мне было всего девятнадцать, о таком начале профессиональной биографии я и мечтать не мог.

Я выходил на площадку с легендарными артистами: Тараса играл Амвросий Бучма, Остапа – Борис Андреев. После съемок, чтобы не ударить в грязь лицом, до полночи читал о Гоголе, об украинском казачестве. Так было и 21 июня – завтра выходной, успею отоспаться, думал я. А в пять утра меня разбудил рев самолетов, летевших очень низко. Решил, что это маневры. Но вскоре раздались взрывы. Бросился на улицу – там метались люди, никто ничего понять не мог. Поехал на студию – и по дороге увидел разбомбленный немцами рынок.

Уже на студии услышал по радио выступление Вячеслава Молотова. Режиссер собрал группу и сказал, что картину надо снять за полгода вместо запланированных двух лет, этот фильм очень нужен людям, чтобы не пасть духом. Но съемки свернули уже через пару дней. В массовке были заняты солдаты, несколько сот человек, их всех отправили на фронт. А тут подоспела и телеграмма от мамы – она жила в Таганроге. Мне пришла повестка из военкомата. Я решил не ехать домой, а пойти в военкомат здесь, в Киеве. Меня собирались отправить в пехоту, но я объяснил, что для съемок обучался верховой езде. Так я попал в Новочеркасское кавалерийское училище.

Из мальчишек, мало смысливших в военном деле, в спешном порядке готовили лейтенантов – командиров взводов. Мы осваивали искусство наездника и ухода за лошадьми. Сам не поешь, не поспи, а лошадь вычисти и накорми. Моего коня звали Орсик. Я никогда его не забуду: он мне жизнь спас. В конце ноября 1941 года немцы прорвались в Донбасс, и нас, курсантов, бросили на прорыв. Выгрузили вместе с лошадьми на какой-то станции, и мы почти двое суток противника искали. Наконец наш передовой дозор наткнулся на взвод мотоциклистов. Командир принял решение атаковать. А за мотоциклистами оказались танки.

В том бою мы потеряли больше половины бойцов. Меня ранило в горло, выжил благодаря моему коню, он вынес к своим. Потом госпиталь, операция, но, как только окреп, чтобы сидеть в седле, я вернулся в училище. За тот бой я получил свою первую в жизни награду. Когда мне ее вручали, я вспомнил слова Довженко о том, что человек способен на многое, если им движет любовь к родной земле.

И награда эта, и ранение не были последними. Но каждый раз я возвращался в строй. Мы знали, за что воевали – за Родину, за близких и любимых. В 1943-м под Харьковом нашему эскадрону довелось противостоять частям дивизии СС «Викинг». Наверное, это был самый кровопролитный бой на моей памяти: деревенька, за которую мы сражались, три раза из рук в руки переходила. Командир погиб, мне пришлось заменить его. Меня снова ранило, и на сей раз совсем серьезно, почти год по госпиталям мотался. Очень хотел вернуться, но меня комиссовали. Вчистую. Инвалидность дали.

Что инвалиду с поврежденными руками-ногами на сцене делать? Но я без нее жизни не представлял. Тренировками себя изводил, однако вернул форму. В 1944-м пришел в театр имени К.С. Станиславского. И День Победы там встретил. Они незабываемы – первый и последний дни войны. Самый черный и самый счастливый. Как мы бежали по улице Горького к Красной площади – буду помнить до конца своих дней. Мне кажется, вся Москва, вся страна тогда высыпала на улицы, чтобы радоваться Победе! Ног под собой не чуяли от счастья, и оно было общее, одно на всех. Это война у каждого своя, а Победа всегда одна на всех.

Николай Дупак, кавалер ордена Красного Знамени и орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени, заслуженный артист РСФСР, директор Театра на Таганке в 1963–1990 годах

Фото: ULF MAUDER/DPA/ТАСС