Archives

В ознаменование победы

июня 15, 2015

70 лет назад – 24 июня 1945 года – в Москве на Красной площади прошел исторический Парад Победы. Однако разгром фашистской Германии был отмечен не только парадом. Предлагаем вниманию читателей подборку документов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) о реализованных и нереализованных проектах, связанных с празднованием Великой Победы

145

Одним из наиболее ярких символов победы Красной армии над войсками вермахта в ходе Великой Отечественной войны стал орден «Победа». Он был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года1 как высший военный орден. Согласно статуту, им награждались лица высшего командного состава Красной армии за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов. Первое награждение состоялось 10 апреля 1944 года. Орден «Победа» за номером 1 получил командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза Г.К. Жуков, за номером 2 – начальник Генерального штаба маршал Советского Союза А.М. Василевский.

Чуть позже, 29 июля 1944 года, ордена «Победа» был удостоен Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР маршал Советского Союза И.В. Сталин. Всего за всю историю было вручено 20 орденов «Победа», причем Жуков, Василевский и Сталин награждались им дважды. Ниже мы публикуем записку в Политбюро ЦК ВКП(б) от 22 июня 1945 года (документ № 1), подписанную В.М. Молотовым, Л.П. Берией, Г.М. Маленковым, К.Е. Ворошиловым и А.И. Микояном, с предложением наградить Сталина вторым орденом «Победа» и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Соответствующие решения были утверждены постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) 26 июня 1945 года 2. В отмеченной записке содержались еще два предложения – учредить орден Сталина3 и соорудить в Москве Сталинскую арку Победы, но данные проекты не были реализованы.

90foto

Михаил Калинин вручает Иосифу Сталину орден «Победа». 5 ноября 1944 года

Аналогичные инициативы заключались и в записке высшего командования Красной армии, Военно-морского флота и Генерального штаба в Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 июня 1945 года (документ № 2). В нее, кроме того, был внесен пункт с предложением учредить звание генералиссимуса Советского Союза и присвоить его И.В. Сталину. Оно было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 27 июня 1945 года 4.

К особой категории символов победы относятся различные архитектурные сооружения – монументы и обелиски, проекты которых стали создаваться еще вовремя войны. Один из первых таких проектов был представлен архитектором Г.Р. Мушегяном 5 уже в мае 1944 года. По его задумке предполагалось воздвигнуть масштабный монумент Победы на Красной площади, ради которого планировалось снести ряд исторических зданий в центре Москвы, в частности ГУМ. Вниманию читателей мы предлагаем письмо Мушегяна в адрес Сталина с предложением возвести памятник Победы (документ № 3), пояснительную записку к проекту этого памятника с подробным описанием его технических, эстетических и символических особенностей (документ № 4), а также эскизы и план сооружения.

Один из наиболее известных архитекторов сталинской поры Б.М. Иофан 6 также не остался в стороне от идеи создания победного памятника. Во второй половине 1944 года он подготовил эскиз монумента для торжественной встречипобедоносных советских войск в Москве. Как и в случае с проектом Мушегяна, этот памятник могли бывоздвигнуть на Красной площади. Однако Иофан предлагал не сносить исторические постройки в центре столицы, а ограничитьсяпереносом здания Государственного исторического музея на Никольскую улицу. В пояснительной записке к эскизу монумента (документ № 5) архитектор раскрывает концепцию своего замысла. Представлены также генплан проекта (с двумя вариантами месторасположения памятника) и рисунок-эскиз.

Ни один из этих проектов не получил практического воплощения, они остались на бумаге, как и немало других. Помимо Мушегяна и Иофана с инициативой по созданию архитектурных и скульптурных сооружений в честь Победы в Великой Отечественной войне в то время выступали многие. Например, инженер М. Абрамов предложил установить флаг-башню высотой 350 метров на Пушкинской площади, скульптор С.Д. Меркуров в качестве постамента для своего памятника хотел использовать Сенатскую башню Московского Кремля, а архитектор Г.А. Градов планировал на территории Лужников построить несколько оригинальных башен, посвященных городам-героям. И это еще не полный список.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны и связанный с этим невиданный эмоциональный подъем советских граждан породили новые символы в идеологической сфере. Одним из значимых проявлений идеологической составляющейв те годы считались лозунги и призывы. И если в ходе войны главным призывом, звучавшим во всех газетах, был «Смерть немецким оккупантам!», то после разгрома гитлеровской Германии его место занял призыв «За нашу Советскую Родину!». В предлагаемой выписке из протокола заседания Секретариата ЦК ВКП(б) от 5 июня 1945 года (документ № 6), направленной на согласование членам Политбюро ЦК ВКП(б),говорится о замене одного призыва другим. Документ прошел голосование вкруговую (И.В. Сталин, В.М. Молотов, Л.М. Каганович и А.И. Микоян; по телефону – А.А. Андреев и А.А. Жданов). Соответствующее решение было вынесено на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 7 июня 1945 года 7.

Все публикуемые ниже документы хранятся в РГАСПИ: первые два из них – в личном фонде И.В. Сталина (Ф. 558. Оп. 11); документы № 3–5 – в фонде Управления пропаганды и агитации Центрального комитета ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 125); документ № 6 – в фонде Политбюро ЦК ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 163). Документы воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей источников, с соблюдением общепринятых правил орфографии и пунктуации. Выявленные опечатки исправлены и не оговариваются.

№ 1. ЗАПИСКА В.М. МОЛОТОВА, Л.П. БЕРИИ, Г.М. МАЛЕНКОВА, К.Е. ВОРОШИЛОВА И А.И. МИКОЯНА В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)

22 июня 1945 г.

В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)

Вносим на рассмотрение Политбюро следующие предложения:

1. Наградить тов. Сталина орденом «Победа».
2. Присвоить тов. Сталину звание Героя Советского Союза.
3. Учредить орден Сталина.
4. Соорудить Сталинскую Арку Победы при въезде в Москву на автостраде Москва – Минск.

Соответствующие указы предлагаем принять на XII сессии Верховного Совета.

В. Молотов
Л. Берия
Г. Маленков
К. Ворошилов
А. Микоян

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1329. Л. 19. Подлинник. Машинописный текст. Подписи – автографы.

№ 2. ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩИХ ВОЙСКАМИ ФРОНТОВ, ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)

558-11-1329-25
Фото предоставлено РГАСПИ

24 июня 1945 г.

В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)

Командующие войсками фронтов, Генеральный Штаб Красной Армии, Военно-Морской флот от имени войск Действующей Красной Армии и Военно-Морского флота считают необходимым за выдающееся руководство боевыми операциями Действующей армии и Военно-Морского флота, которое привело к исторической победе над фашистской Германией в Великой Отечественной войне:

1. Наградить Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища СТАЛИНА вторым орденом «ПОБЕДА».
2.Присвоить Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ звание Героя Советского Союза.
3.Учредить воинское звание Генералиссимус Советского Союза и присвоить звание Генералиссимуса Советского Союза Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ.
4.В ознаменование особых заслуг СТАЛИНА, как организатора и вдохновителя побед народов Советского Союза в Великой Отечественной войне, – учредить орден СТАЛИНА.

Г. Жуков
А. Василевский
К. Мерецков
Малиновский
Конев
Рокоссовский
Булганин
А. Еременко
Ф. Толбухин
Л. Говоров
Кузнецов
В. Соколовский
С. Буденный
И. Баграмян
Антонов
Резолюция И.В. Сталина: «Мой архив. И. Ст.».

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1329. Л. 25. Подлинник. Машинописный текст. Подписи – автографы.

№ 3. ПИСЬМО Г.Р. МУШЕГЯНА И.В. СТАЛИНУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПАМЯТНИКА ПОБЕДЫ CCCР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

17-125-369-011_1

Ереван
Май 1944 г.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

В исторические дни разгрома немецких войск под Москвой, в 1941 г., у меня, как зодчего, возникла мысль о памятнике Победы СССР в Великой Отечественной войне, воздвигаемом от имени нашей Родины в центре столицы СССР.
Помимо своей военной службы, в свободное от занятий время, я начал работать над архитектурным образом, могущим выразить величие наших побед, увековечить и возвеличить славу и мощь нашей Родины.

Ваш гениальный стратегический план разгрома врага осуществляется доблестной Красной Армией и всем советским народом ценой героического напряжения всех сил и с невиданной в истории человечества храбростью и самоотверженностью советских патриотов.

17-125-369-010_1

Грядущая победа над врагом близка, близок и великий день освобождения нашей Родины от фашистских захватчиков. И как раз теперь я закончил по мере своих сил работу над сложной задачей, каковую поставил перед собой, желая внести и свою лепту в переживаемые нами исторические дни.

Эту попытку создания образа Победы в виде проекта-предложения посылаю Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как великому вождю и учителю, и буду счастлив получить от Вас указания для дальнейшей разработки начатого мною труда.

Старший техник-лейтенантГ.Р. Мушегян

Архитектор

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 369. Л. 5. Подлинник. Машинописный текст. Подпись – автограф.

№ 4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Г.Р. МУШЕГЯНА К ПРОЕКТУ ПАМЯТНИКА ПОБЕДЫ

17-125-369-012_1

Ереван
Май 1944 г.

Памятник Победы СССР в Великой Отечественной войне является монументальным завершением исторических событий в жизни советских народов, героически отстаивающих свою свободу и независимость в невиданных доселе по масштабу битвах против фашистских захватчиков.

Памятник Победы – это памятник победоносной мощи Красной Армии: памятник гениальной стратегии великого Сталина, памятник великой дружбы народов СССР, памятник славы и величия советской Родины.

Место памятника в центре столицы СССР – Красная площадь, где 7-го ноября 1941 г. советский народ и Красная Армия получили от своего вождя и полководца тов. Сталина приказ разгромить войска немецких захватчиков. Недалек день, когда на этой же площади с Мавзолея В.И. Ленина прогремит слово вождя об окончательном поражении врага.

Для расположения памятника Красная площадь должна быть расширена путем сноса зданий, потерявших значение для Москвы.

Новая площадь будет иметь размеры 450 х 350 метров. С обеих сторон, по длине площадь застраивается зданиями общественного значения; квартал, расположенный напротив Кремля, предназначается для музея Отечественной войны. Красная площадь, сохраняя свое назначение для прохождения демонстраций, значительно расширяется. Открывается новая площадь, прилегающая к Красной площади, в центре которой участок размером 230 х 230 метров предназначается для памятника Победы, каковой будет расположен по оси Мавзолея В.И. Ленина.

Памятник Победы, расположенный на Красной площади – наиболее возвышенном по отношению к остальной Москве участке столицы, по своей форме подчеркивает и композиционно завершает весь этот участок, создавая новый ансамбль с Кремлевской стеной и Мавзолеем В.И. Ленина.

17-125-369-006_1

Эскизы и план масштабнейшего памятника Победы, предложенного архитектором Геворгом Мушегяном

Участок памятника Победы совпадает с центром города. Вокруг него создается новая кольцевая магистраль (по счету первая в системе колец Москвы). Это кольцо связывает все площади центра магистралью шириной, равной ширине площади Революции, и окаймляет памятник Победы. Таким образом, центру города придается новое архитектурное выражение.

Памятник Победы должен иметь форму и масштаб, соответствующие его содержанию. С целью придать памятнику выражение вечности и величия, в нашем проекте предложена форма многогранной, ступенчатой, усеченной пирамиды с широким основанием, которое покоится на высоком круглом пьедестале в центре прямоугольного сквера, находящегося на одном уровне с Красной площадью. К круговой площадке пьедестала ведут с четырех сторон широкие (16 метров) лестницы, а с углов – такие же широкие пандусы. Лестницы поднимаются далее с площадки пьедестала на верхнюю площадку пирамиды, прерываясь промежуточными площадками.

Все площадки лестниц, соединяясь, образуют круговые площадки, имеющие с одной стороны подпорные стены, с другой – покатые склоны. Площадки придают силуэту многогранной пирамиды ступенчатую форму. Лестницы сливаются на вершине пирамиды; образуется многогранная лестница, на верхней площадке которой устанавливается монументальная 22-метровая богатырская гранитная фигура советского воина. Во внешне спокойной фигуре должна быть сконцентрирована внутренняя мощь и сила духа советского человека – воина, одержавшего Великую Победу.

В монументальных скульптурных группах на постаментах по обеим сторонам лестниц будут изображены: боевые подвиги разных родов войск и национальных войсковых соединений, наиболее значительные события Великой Отечественной войны, а также трудовые подвиги советских людей в тылу. На верхней площадке устанавливаются бронзовые русские пушки.

Склоны пирамиды в промежутках между лестницами покрыты газоном, оживляющим памятник и придающим ему настроение радости и жизни.

Подпорные стены по всему периметру украшаются нишами и родниками в них. У подножия пирамиды, по оси восьми отдельных граней, устроены мощные фонтаны в бассейнах, расположенных в сквере. Таким образом, создается радостное сочетание камня, бронзы, зелени и воды.Лестницы создают возможность подняться до подножия фигуры воина, откуда с высоты 33 метров открывается панорама на столицу по всем направлениям. Для полного ночного освещения памятника Победы в четырех углах установлены обелиски с мощными прожекторами. Обелиски одновременно придают всему сооружению масштаб и пространственность.

17-125-369-008_1

Памятник строится на железобетонном каркасе, заполненном землей и камнем. Облицовка каменных лестниц, пьедесталов и фигура воина – из гранита, скульптурные группы – бронзовые. Общая кубатура памятника – 240000 кубических метров.

С целью создания торжественного въезда на Красную площадь по оси движения демонстраций, в нашем проекте предлагается на месте здания Исторического музея, своей громоздкой массой подавляющего и мешающего движению, соорудить Триумфальную арку Победы, под которой победители будут проходить на площадь в дни советских праздников. Триумфальная арка по форме и композиции дополняет ансамбль всей площади – этого социалистического форума прекрасной столицы великого Союза ССР.

Архитектор Г.Р. Мушегян

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 369. Л. 2–4. Подлинник. Машинописный текст. Подпись – автограф.

№ 5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Б.М. ИОФАНА К ЭСКИЗУ МОНУМЕНТА ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ВСТРЕЧИ ПОБЕДОНОСНЫХ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В МОСКВЕ

Москва 1 декабря 1944 г.

17-125-369-016

Эскиз монумента для торжественной встречи победоносных частей Красной армии и Военно-морского флота по проекту Бориса Иофана

Эскиз монумента для торжественной встречи победоносных частей Красной Армии и Военно-Морского флота представляет собой шестнадцать пилонов (по числу союзных республик), завершенных венком славы.

В центре воздвигается пятигранная колонна, завершенная скульптурой «Фронт и Тыл», олицетворяющей наш героический народ в дни Отечественной войны. Скульптура представляет собой композицию из красноармейца и рабочего со знаменами победы на фронтах и в тылу. На знаменах – барельефы Ленина и Сталина. Каждый из пилонов посвящается одной республике. Боковые части пилонов представляют собой как бы скрижали, на которых могут быть высечены в надписях и барельефах этапы борьбы в дни Отечественной войны. Над каждым из пилонов водружен герб республики.

По главной композиционной оси монумента предположены два сильно расширенных пролета. Над одним из пролетов водружен герб СССР, над другим пролетом – орден «Победа». На пятигранной колонне предполагается высечь надписи и барельефы.

По своему композиционному замыслу архитектура монумента должна быть радостно-победной, торжественной, открытой и приглашающей. Монумент может быть расположен на одной из площадей или главных магистралей Москвы.

Из возможных вариантов представляются два эскиза генпланов.

Первый вариант – когда монумент сооружается у начала аллеи Дворца Советов, на пути демонстраций, идущих на Красную площадь.

Второй вариант – когда здание Исторического музея передвигается на Никольскую улицу и монумент сооружается на освободившемся месте, являясь триумфальным началом Красной площади.

П3. 17-125-369-021_1

Генплан монумента Победы по проекту архитектора Бориса Иофана. Предоставлено РГАСПИ

Предполагаемый материал монумента:

1. Пилоны из светлого кварцита или гранита.
2. Венок из золоченой бронзы.
3. Гербы СССР и республик и орден «Победа» из русских самоцветов с ценными металлами;
4. Пятигранная колонна из красного порфира (шокшинский кварцит);
5. Скульптура, завершающая пятигранную колонну, из металла золотистого оттенка.

Иофан Б.М.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 369. Л. 13–14. Копия. Машинописный текст.

№ 6. ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ СЕКРЕТАРИАТА ЦК ВКП(Б) ОТ 5 ИЮНЯ 1945 Г. О ЗАМЕНЕ ПРИЗЫВА «СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ!» НА ПРИЗЫВ «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ!»

17-163-1450-44

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1450. Л. 44.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. № 48.
2 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1053. Л. 5.
3 На данный момент известны 13 проектов ордена Сталина, созданных после окончания войны в 1945 г. и к 70-летию И.В. Сталина в 1949 г. См.: Дуров В. Орден Сталина Сталин не утвердил // Родина. 2005. № 4.
4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1452. Л. 117.
5 Мушегян Геворг Рубенович (1911–2006) – советский и армянский архитектор, автор множества проектов жилых районов, отдельных построек и водных каскадов в Ереване.
6 Иофан Борис Михайлович (1891–1976) – советский архитектор, автор множества проектов жилых и административных зданий, построенных в СССР в 1930–1940-е гг. К числу наиболее известных его работ относятся Дом правительства (Дом на набережной, 1928–1931), проект Дворца Советов (1931), павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), а также проекты сталинских высоток, в том числе здания МГУ им. М.В. Ломоносова (1947–1948).
7 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1450. Л. 50.

Публикацию подготовил главный специалист РГАСПИ кандидат исторических наук Александр Лукашин