Что прочитать и что увидеть в июне

софья палеолог

2dМатасова Т.А.
М.: Молодая гвардия, 2016

В серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография второй жены великого князя Ивана III, одной из самых незаурядных женщин в истории России XV века – Софьи Палеолог. Трудно поверить, но до недавних пор не было ни одной по-настоящему развернутой и подробной научной биографии великой княгини московской. И это притом, что еще в дореволюционной России изучению личности Софьи (греческие источники называют ее Зоя) в той или иной степени уделяли внимание знаменитые историки – Николай Карамзин, Сергей Соловьев и Василий Ключевский. Поэтому монографию кандидата исторических наук Татьяны Матасовой можно считать огромным шагом вперед в исследовании такой значительной фигуры, как Софья Палеолог.

Отец Софьи, Фома Палеолог, морейский деспот и брат последнего византийского императора Константина XI, незадолго до своей смерти бежал в Рим, принял католичество, заодно обратив в него и своих несовершеннолетних детей. В итоге Софья, как отмечает автор книги, оказалась причастной к истории сразу трех миров: греческого (по рождению), итальянского (по воспитанию) и русского (по жизни в замужестве).

Брак великого князя московского с принцессой уже несуществующей к тому времени Византийской империи, прибывшей из Рима, казался выгодным всем сторонам. Для Москвы это был династический брак с племянницей последнего византийского императора, что являлось мощным импульсом для укрепления позиций в глазах Европы. У папского же престола благодаря браку Софьи со схизматиком Иваном, как полагали тогда католические кардиналы, появлялся шанс обратить московитов в свою веру.

Инициатива заключить брачный союз Софьи и Ивана принадлежала папе Павлу II. Однако его планы потерпели полный крах: католического легата, сопровождавшего Софью в путешествии в Москву, заставили убрать из процессии латинский крест, а сама Софья заявила о возвращении к православию. Венчание, проходившее в Успенском соборе, было совершено по православному обряду.

Значение нового биографического исследования особенно велико в связи с тем, что имя Софьи Палеолог окружено многочисленными легендами и откровенными домыслами. Так, некоторые авторы рисовали Ивана III как «послушное орудие» в руках «хитрой гречанки», что на самом деле было далеко от истины. Впрочем, и современники нередко приписывали ей не доказанные фактами злодеяния – например, отравление князя Ивана Молодого (сына Ивана III от первого брака), хотя именно Софья выписала для него врача из Венеции (правда, лечение, увы, не помогло).

Тем не менее великая княгиня все же принимала участие в придворных интригах, которые привели к появлению двух противоборствующих лагерей. Существовал у Софьи и свой круг, включавший приехавших вместе с нею греков. В монографии данному аспекту уделяется особое внимание: автор анализирует степень влияния прибывших с Софьей иностранцев на историю и культуру России, отделяя факты от мифов. Благодаря скрупулезности исследования перед читателем предстает достаточно подробный исторический портрет одной из самых примечательных женщин эпохи.

старый петербург в коллекции князя в.н. аргутинского-долгорукова

12 мая – 10 августа

СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ В КОЛЛЕКЦИИ КНЯЗЯ В.Н. АРГУТИНСКОГО-ДОЛГОРУКОВА

Государственный музей А.С. Пушкина

Москва, улица Пречистенка, 12/2

Князь Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков известен как ценитель искусства и коллекционер предметов старины, связанных с Санкт-Петербургом. Его собрание живописи, акварелей, рисунков с видами Северной столицы, гравюр и литографий, планов города и архитектурных чертежей легло в основу будущего Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Возможность познакомиться с этими экспонатами получили и москвичи – благодаря выставке в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Многие произведения посвящены малоизвестным петербургским памятникам, а некоторые изображенные объекты сегодня и вовсе утрачены, что особо подчеркивает уникальность экспонатов. Жемчужина выставки – панорама «Общий вид Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета», выполненная русским архитектором и художником Иосифом Шарлеманем.

таманский полуостров. новые открытия

7 июня – 26 сентября

ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

В рамках перекрестного года «Россия – Греция», а также в честь 10-летнего юбилея Боспорской археологической экспедиции Исторического музея открывается выставка, посвященная свежим находкам специалистов на Таманском полуострове. Главным и наиболее интересным экспонатом является склад амфорной тары V века до н. э., найденный в 2015 году экспедицией Исторического музея.

Посетители также познакомятся с историей греческой колонизации Северного Причерноморья VI–V веков до н. э., повседневной жизнью античного населения региона и его взаимоотношениями с местным населением и метрополией. Любителей исторической географии заинтересуют карты Таманского полуострова в различные периоды начиная с III тысячелетия до н. э.

Круг Петрова-Водкина

2 июня – 22 сентября

КРУГ ПЕТРОВА-ВОДКИНА.
Русский музей, корпус Бенуа

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Выдающийся русский художник начала ХХ века Кузьма Петров-Водкин оставил после себя не только замечательные живописные полотна, но и особую систему воззрений, так называемую «науку видеть». Задача выставки в Русском музее – показать его и как педагога, преподавателя Академии художеств, сформировавшего свою школу.

В экспозиции представлены работы учеников Петрова-Водкина, в творчестве которых отчетливо видны его мотивы, но которые тем не менее выросли во вполне самостоятельных мастеров, – Леонида Чупятова, Петра Соколова, Владимира Дмитриева и многих других. В рамках экспозиции собрано более 200 произведений живописи и графики из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Нижнего Тагила, а также из частных коллекций.

Праздничная одежда народов России XIXXX веков

28 июня – 27 февраля 2017 года

ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА НАРОДОВ РОССИИ XIX-XX ВЕКОВ
Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

Культуры народов, населяющих нашу страну, столетиями существуют бок о бок, сохраняя при этом свою индивидуальность и неповторимость. Новая выставка знакомит с обширной этнографической коллекцией Исторического музея: красочные мужские и женские костюмы XIX – начала XX века отражают праздничные традиции народов России во всем их многообразии. Экспозиция также дает представление и о взаимовлиянии культур народов, проживающих в разных российских регионах – в европейской части страны и Сибири, на Кавказе и Дальнем Востоке.

Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения

8 июня – 4 сентября
14d
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Москва, улица Волхонка, 12

В рамках новой выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина представляет ретроспективу творчества Льва Бакста – одного из самых ярких мастеров станковой живописи и театральной графики начала ХХ века. Знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева были бы невозможны без творческого гения этого художника и сценографа.

В экспозиции собрано около 200 картин, рисунков, объектов и старинных фотографий Бакста, демонстрирующих многообразие его культурного наследия: тут и книжная графика, и портреты, и пейзажи, а также мода и театральные костюмы. Целый ряд произведений выставляется в России впервые.

Русские поясные бляхи армии и флота

5dФедосеев С.Б.
СПб.: Атлант, 2016

В русской армии бляха издавна служила отличительным знаком определенного рода войск или полка. Новая книга петербургского историка, исследователя форменной одежды Российской империи Сергея Федосеева, опирающаяся на многочисленные архивные документы, представляет полную историю блях и пряжек, которые использовались на поясных ремнях и портупеях солдат, матросов и офицеров Русской императорской армии и флота.

Богатейший иллюстративный материал, уникальные фотографии солдат в мундирах, образцы блях и их детали (например, буквенные обозначения производителей) не оставят равнодушными как заядлых коллекционеров и любителей старины, так и всех, кто интересуется историей русской армии и флота.

Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII – начало XX века

8dПономарева В., Хорошилова Л.
М.: Ломоносовъ, 2016

В Петровскую эпоху положение женщины в обществе начинает постепенно меняться: она уже не сидит в тереме, а выходит в свет и громко заявляет о себе. Еще большие изменения в этом плане наблюдаются в эпоху реформ Александра II: некоторые представительницы прекрасного пола поступают на государственную службу, находят себя в педагогике, медицине, журналистике и других профессиях.

Книга кандидатов исторических наук Варвары Пономаревой и Любови Хорошиловой позволяет проследить динамику перемен в положении женщины в России, увидеть, как менялась патриархальная семья и взгляд на домашний уклад.

«Царский путь» Михаила Каткова. Идеология бюрократического национализма в политической публицистике 18601890-х годов

13dКотов А.Э.
СПб.: Владимир Даль, 2016

Долгие годы фигура Михаила Каткова, известного публициста и издателя, придерживавшегося консервативных взглядов, оценивалась в основном отрицательно: либеральная интеллигенция, а затем и официальная советская историческая наука навесили на него ярлык ярого реакционера и шовиниста.

Однако в наше время появились и другие оценки деятельности одного из основоположников русской политической журналистики, учитывающие его сложный путь от либерализма к консерватизму. Анализу этих метаморфоз посвящена новая монография, представляющая собой комплексное исследование творчества не только Михаила Каткова, но и его учеников, деятелей катковского круга, а также их идеологии, определяемой автором как «бюрократический национализм».

первые годы русской кинематографии

4dХанжонков А.А.
М.: Литео, 2016

Имя Александра Алексеевича Ханжонкова (1877–1945), продюсера, режиссера, сценариста, хорошо знакомо любому отечественному кинолюбителю: благодаря его предпринимательскому таланту в России в начале ХХ века стала бурно развиваться киноиндустрия. С ним работали такие звезды кинематографа, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и другие.

С помощью талантливых режиссеров и художников Ханжонков заложил основы научно-документального и просветительского кино. Мемуары пионера русского киноискусства изданы в Год российского кино. Современный читатель, можно сказать, из первых уст узнает, как в нашей стране появлялись кинотеатры и где создавались кинофабрики, как на кинематограф повлияла Первая мировая война и что изменилось с приходом советской власти.

Вызов национализма. лозунг «Россия для русских» в дореволюционной общественной мысли

11dИванов А.А.
СПб.: Владимир Даль, 2016

Пожалуй, ни один лозунг в истории нашей страны не вызывал столько дискуссий и не получал такого количества неоднозначных оценок, как лозунг «Россия для русских». Доктор исторических наук Андрей Иванов впервые столь подробно анализирует истоки, бытование, развитие и мнения об этой формуле, распространенные в дореволюционном обществе.

Издание состоит из двух частей. Первая содержит доскональное исследование появления этого лозунга, его эволюции и сформировавшихся представлений о нем. Вторая часть включает наиболее яркие тексты как сторонников, так и противников лозунга «Россия для русских», среди авторов которых Михаил Катков, Алексей Суворин, Лев Тихомиров.

николай гумилЕв. слово и дело

6dЗобнин Ю.
М.: Эксмо, 2016

В апреле исполнилось 130 лет со дня рождения поэта Николая Гумилева (см. «Историк». № 4. 2016), в августе – 95-летняя годовщина его трагической гибели. К этим двум датам приурочено издание биографии Гумилева, написанной специалистом по его творчеству, известным петербургским литературоведом Юрием Зобниным.

Автор приходит к новым выводам, уточняя детали жизни поэта, раскрывая обстоятельства появления произведений, разбираясь в истории гибели, которая по-прежнему вызывает немало вопросов.

Три войны генерала Юденича

1dКуличкин С.П.
М.: Вече, 2016

В центре нового исследования Сергея Куличкина – Николай Николаевич Юденич, выдающийся военный деятель России начала ХХ века, генерал от инфантерии, георгиевский кавалер. Он стал известен уже во время своей первой войны – Русско-японской, за участие в которой был награжден золотым оружием «За храбрость».

Но настоящее признание пришло к Юденичу на Кавказском фронте Первой мировой: разгром врага в Сарыкамышском сражении, взятие Эрзерума и Трапезунда – все это принесло ему славу одного из главных полководцев России. Далее последовала третья война в биографии Юденича – Гражданская, которая шла уже совсем по другим законам. Монография позволяет проследить жизненный путь знаменитого генерала, посмотреть на его личность с разных позиций.

генералов похищали в париже. русское военное зарубежье и советские спецслужбы в 30-е годы хх века

10dГолдин В.И.
М.: РИСИ, 2016

С конца 1920-х годов резко обострилось противоборство русской военной эмиграции, осевшей в Западной Европе, и советских органов государственной безопасности. Представители Белого движения пытались организовывать теракты на территории СССР, и в ряде случаев им это удалось – взять хотя бы взрыв партклуба в Ленинграде в 1927 году.

В свою очередь, НКВД провел целый ряд операций, самыми известными из которых были похищения двух лидеров военной элиты Белого движения – генералов Александра Кутепова и Евгения Миллера. В монографии, опирающейся на обширную источниковую базу, показана картина противостояния двух этих сил, формы и методы их борьбы.

трумэн

3dЧернявский Г.И., Дубова Л.Л.
М.: Молодая гвардия, 2016

33-й президент США вошел в историю как один из архитекторов холодной войны: возглавив страну после смерти Франклина Рузвельта, он быстро взял курс на конфронтацию с СССР – вчерашним союзником Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции. Не менее известен Трумэн и как человек, принявший решение об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Однако многие детали его жизненного пути специалисты ранее упускали из виду. В книге подробно описано продвижение Трумэна, мелкого провинциального политика, не имевшего даже высшего образования, к вершинам государственной власти, авторы помогают разобраться в причинах и обстоятельствах такого взлета.

де голль. история франции 19401969

9dЛандау А.
М.: Энциклопедия-ру, 2016

Яркой жизни и деятельности генерала Шарля де Голля на фоне событий французской истории ХХ века посвящена монография Александра Ландау. В 1940 году де Голль был одним из немногих французских офицеров, кто не пожелал сдаваться нацистам. Для оказания сопротивления врагу и борьбы с гитлеровскими захватчиками он создал и возглавил движение «Свободная Франция» (позже «Сражающаяся Франция»). Благодаря де Голлю на Восточном фронте храбро сражался французский истребительный авиационный полк «Нормандия – Неман». Наконец, генерал проявил блестящий талант политика, отстаивавшего место Франции на мировой арене и сказавшего твердое «нет» диктату НАТО в Европе.

награды внешней разведки. символы профессионализма

7dАнтонов В.С.
М.: Международные отношения, 2016

Долгое время широкой публике почти ничего не было известно о наградной системе Службы внешней разведки (СВР) России. Подробное исследование Владимира Антонова, журналиста, полковника, консультанта при директоре СВР, успешно восполняет этот пробел. Помимо обзора истории ведомства с первых послереволюционных лет до наших дней существенным достоинством книги является анализ символики Службы в соответствии с ее девизом: «Отечество, доблесть, честь».

Приложением к книге служат справочные сведения об организационных формах внешней разведки в нашей стране, ее руководителях и наградных знаках общественной организации «Ветераны внешней разведки».

владимир крючков. время рассудит

12dЖитнухин А.П.
М.: Молодая гвардия, 2016

Книга публициста Анатолия Житнухина, вышедшая в серии «ЖЗЛ», рассказывает о жизненном пути Владимира Крючкова (1924–2007), председателя КГБ СССР в 1988–1991 годах. Для советских граждан фигура Крючкова тесно связана с событиями августа 1991 года и созданием ГКЧП, членом которого он являлся.

При этом из поля зрения выпадают другие страницы его биографии, такие как работа в посольстве СССР в Венгрии во время восстания 1956 года, подготовка спецопераций в период Афганской войны. Автор освещает эти аспекты деятельности Владимира Крючкова и предлагает по-иному взглянуть на его личность.


Подготовил Никита Брусиловский