Увидеть красоту мира

1 сентября начинается новый учебный год. Это событие так или иначе затрагивает всех – и детей, и взрослых. Ведь в школьные годы закладывается то, что человек проносит через всю свою последующую жизнь.

ѕутешественник ‘едор  онюхов на собачьих упр€жках проложит путь из  арелии к Ѕелому морю в јрхангельской областифото: ТАСС

Школьные воспоминания есть у каждого из нас. И все они чем-то похожи. Первый учитель, первое домашнее задание, первые оценки…

Я жил в рыбачьем поселке, учился в небольшой школе. Мой отец – мореход, рыбак – надолго уходил в плаванье. Когда он возвращался домой, от него пахло рыбой и смолой. Это мне запомнилось на всю жизнь. Моим любимым героем в детстве был летчик-испытатель Валерий Чкалов. Про него нам учителя рассказывали с первого класса, и неспроста. Село, в котором я вырос, называлось Чкалово. И конечно, мы старались брать пример с этого великого летчика.

Когда мне было десять лет, на весь мир прозвучало имя Юрия Гагарина. Мне хотелось быть похожим и на него. Не все, чему нас учили в школе, было правильным. Но очень важно, что нас учили мечтать. И когда нам в школе говорили о полетах Гагарина и Германа Титова, мы мечтали, что через 50 лет будем строить города на Луне, что космические полеты станут обыденностью. Разумеется, не все сбылось, потому что на земле слишком много соблазнов – они останавливают нас, сбивают с пути.

Уже в восемь лет я знал, что стану путешественником, как Георгий Седов. Мой дедушка участвовал в экспедиции с Седовым на Новую Землю, спал с ним в одной палатке. Конюховы родом из поморов, из Архангельской губернии. Дедушка много мне рассказывал про экспедицию на Северный полюс, и я понимал, что нельзя посрамить фамилию…

Когда у человека есть цель – он старается на совесть. Правда, цель должна быть высокой – не деньги, не удовольствия, а нечто труднодостижимое и важное для людей, для страны. Тогда все остальное приложится. Без патриотов и романтиков на земле стало бы пусто. Мое счастье, что дед передал мне цель, потому я и учился усердно, чтобы мечта непременно сбылась. В школе меня так и называли: «Наш путешественник». В свое первое путешествие я отправился еще школьником: пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. Семь дней плыл по компасу, без карты. Испытал себя.

О полетах на воздушном шаре я, как и все мои ровесники, узнал в школьные годы – не только на уроках географии, но и из приключенческих книг, которые мы буквально глотали: Жюль Верн, Джек Лондон… С этого все и началось. Прошло больше 50 лет – и вот я вернулся из кругосветного путешествия на воздушном шаре. Как у Высоцкого: «Если в жарком бою испытал что почем – значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Бессмысленный риск ради славы, ради азарта – это не победа, а поражение. Нельзя подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия, это пустое дело. Для меня путешествие – великая радость, а главное – возможность увидеть красоту сотворенного Богом мира, побыть наедине с собой, многое осмыслить. Когда удавалось в океане перечитывать любимые книги – в тишине, в полном одиночестве, без суеты, они открывались мне по-новому. Когда я шел на Эверест, мне было важно понять, что альпинисты в это время чувствуют, что они испытывают по отношению к этому миру. Мне все это хотелось узнать и пережить самому – ощущения человека, когда он в горах, на полюсе, в океане на яхте или когда он преодолевает сотни километров по снежным просторам на собаках…

Я долго учился, а потом сам открыл школу – «Школу путешественников». Все началось давным-давно, еще в советские времена, когда я был тренером по яхтенному спорту, работал с детскими спортивными школами. Мне не нравилось, что в них все сводится к физическим тренировкам, что спортивные достижения ставятся превыше всего. Ведь физическое развитие, как и любое знание, должно служить развитию души. Только тогда имеет смысл все, чем мы занимаемся. И в нашей библиотеке рядом с книгами о знаменитых землепроходцах, моряках, полководцах, рядом с историями путешествий стоят Библия и жития святых. Мы с ребятами ходим в длительные походы – на неделю, на десять дней. А это означает, что учиться в обычной школе им приходится с удвоенным прилежанием, чтобы можно было пропускать уроки во время экспедиций.

Сегодня у меня новые планы. Бог даст, в будущем году поднимусь на стратостате на рекордную высоту – 25 тыс. метров. Космонавты говорят, что с такой высоты я смогу увидеть, как Земля изгибается и переходит в темное небо. Детские мечты должны сбываться, если они настоящие!


Федор Конюхов,
путешественник, писатель, художник

XXI ВЕК