«Польза, честь и слава»

Учрежденный Екатериной II орден Святого равноапостольного князя Владимира был одной из самых престижных наград Российской империи

`

В разгар екатерининского века в России остро не хватало орденов. Позади – первая победная Русско-турецкая война. Империя широким фронтом продвигается к Черному морю.

Столько громких воинских подвигов, столько крупных полководцев и государственных деятелей – а наград в обрез. И премудрая Фелица создавала для своих орлов новые ордена, пробуждавшие благородное честолюбие героев и низкие страсти придворных интриганов. Награждали, конечно, не только орденами. В ход шли перстни, шкатулки, медальоны. Иногда – табакерки с золотыми червонцами. Частенько – деревушки с крестьянами, как повелось издревле. Самой почетной наградой считался титул, указывающий на географию военных или политических побед героя: Потемкин-Таврический, Румянцев-Задунайский, Суворов-Рымникский.Но век Просвещения требовал наград возвышенных, не связанных напрямую с корыстными интересами, потому что долг и честь важнее денег и пахотных земель.

Подарок к юбилею

Почему императрица решила посвятить новый орден князю, крестившему Русь? Это начинание датируется летом 1782-го. Об учреждении ордена было объявлено 22 сентября, в день 20-летия восшествия Екатерины Алексеевны на престол. Бывшая принцесса Софья-Августа-Фредерикафон Анхальт-Цербстская, которая,выходя замуж за наследника русского трона Петра Федоровича, и помыслить не могла о роли полновластной самодержавной правительницы, оказалась цепким политиком.

В день учреждения награды ее знаки I степени государыня возложила на себя, именно с ними она изображена на известном полотне Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия». Да, это был не только государственный, но и ее личный праздник. Так что же,появление ордена во имя крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира Святославича связано лишь с20-летиемекатерининского правления?

Думается, символический смысл наградыне ограничиваетсяюбилеем.Императрица интересовалась древней историей и знала, что в 1788 году исполнится 800 лет со дня Крещения князем ВладимиромРуси. Эту дату актуализировало длительное соперничество с Османской империей за Крым и Причерноморье, а в перспективе – и за Константинополь. И первые громкие награждения новым орденом показали: Россия не забывает о «Греческом проекте», стремится к освобождению христианских народов от турецкого владычества. Крым и Кубань выступали плацдармом в этом вековом противостоянии.

0_53a44_8534610_-2-XXL

Владимирский зал в Большом Кремлевском дворце – воплощение византийского размаха

Девизом ордена стали слова: «Польза, честь и слава». Особенность его статута была очевидна: Владимирадавалине только за воинские подвиги и армейскую выслугу, но и за «статские» успехи. Правда, для боевых кавалеров ордена IV степени вводилось дополнительное отличие – бант из орденской ленты. А с 1855 года на знаках орденов, жалуемых за военные заслуги, появились скрещенные мечи.

Екатерина II не в первый раз учреждала новый орден. «Егория» в армии полюбили с первых награждений, с 1769 года. И художники не стали далеко уходить от канона. Владимирский орден во многом походил на Георгиевский и состоял из знака, носимого на перекинутой через правое плечо ленте, в виде прямого, с расширяющимися лучами креста и звезды, которую размещали на левой стороне груди. Сильно различались лишь звезды орденов: у Святого Владимира она была восьмиконечной, а у Георгия – о четырех концах.Цвета георгиевской ленты известны всем: три черных и две желтых (оранжевых) полосы;владимирская же имела две черных и одну красную полосы.

«В награду подвигов и в воздаяние трудов»

Статут ордена от 1892 года объясняет все подробно и толково: «Императорский орден Св. Равноапостольного Князя Владимира установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов, для пользы общественной подъемлемых.

Орден Св. Владимира разделяется на четыре степени, из коих две первые именуются степенями большого креста.

Знаки его суть:

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ. Крест большой золотой, покрытый с обеих сторон красной финифтью; по краям креста черные финифтяные и золотые каймы; в середине лицевой стороны, на горностаевом поле, обведенном золотою каймою, вензелевое имя Св. Владимира, под Велико-Княжескою короною, а на задней стороне: день, месяц и год учреждения ордена, т.е. 22 сентября 1782 года; носится через правое плечо на ленте шириною два с четвертью вершка, о трех полосах, из коих крайние черные, а средняя красная. Звезда, носимая на левой стороне груди, восьмиугольная; углы ее попеременно серебряные и золотые; посреди, в черном круглом поле, малый золотой крест, знаменующий просвещение России Святым крещением и Евангелием; около креста литеры: С. Р. К. В., т.е. Святой Равноапостольный Князь Владимир; а вокруг, в красной кайме, девиз ордена: ПОЛЬЗА, ЧЕСТЬ И СЛАВА.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ. Крест и звезда, подобные установленным для первой степени. Крест носится на шее на ленте шириною в один с четвертью вершок, а звезда на левой стороне груди.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ. Крест меньшей величины, нежели вторая степень, впрочем, одинаковой величины с крестами орденов Св. Анны и Св. Станислава второй степени. Крест носится на шее на ленте шириною в один вершок.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ. Крест такой же, но меньшей величины; носится в петлице на ленте шириною в полвершка. На кресте, жалуемом за тридцатипятилетнюю службу, на поперечных концах с обеих сторон серебряная надпись: 35 летъ.

К знакам ордена Св. Владимира, когда он жалуется за военные, против неприятеля, подвиги, присоединяются по два накрест лежащих меча: посредине креста и звезды.

На звезде и крестах всех степеней, жалуемых нехристианам, изображения креста, литер С. Р. К. В., вензелевого имени Св. Владимира и времени учреждения ордена заменяются изображением Императорского Российского орла.

Кавалерам не дозволяется украшать орденские знаки каменьями, а также носить изображение креста в золотых бляшках и вообще носить оное иначе, нежели как в Статуте установлено.

Орден Св. Владимира никогда не снимается.

Кавалерам ордена Св. Владимира и сопричисленным к оному определяются пенсии: 10 кавалерам первой степени по 600 рублей; 20 кавалерам второй степени по 300 рублей; 30 кавалерам третьей степени по 150 рублей; 60 кавалерам четвертой степени по 100 рублей».

Признаем: не все эти положения исполнялись неукоснительно. Так, не все кавалеры носили орден ежедневно. И все-таки этот документ надолго определил судьбу Владимирской награды.Отметим, что пенсии, выплачиваемые за полученный орден, для многих старых воинов стали важным подспорьем в жизни. А еще его кавалерам дозволялось «украшать орденскими знаками печати и другие вещи по общим постановлениям об орденах».

Для сервировки праздничного стола в орденский день Святого Владимира Екатерина заказала на фарфоровом заводе Гарднера огромный, небывалый дворцовый сервиз – то ли на 100, то ли аж на 140 кувертов, обошедшийся в колоссальную по тем временам сумму – 15 тыс. рублей. Владимирский сервиз был роскошнее своего георгиевского собрата.Все его предметы: различной величины тарелки, вазочки, сухарницы и даже черенки ножей, вилок и ложек – были расписаны по мотивам орденских знаков.

Первыми после самой императрицы кавалерами ордена Святого Владимира стали екатерининские орлы – самые могущественные вельможи, государственные мужи, фавориты. Генерал-фельдмаршалы Петр Румянцев-Задунайскийи Александр Голицын; мэтр дипломатии Никита Панин; новая звезда внешнеполитических комбинаций Александр Безбородко;выдающийся меценат Иван Шувалов; Иван Бецкой, ведавший делами просветительскими; псковский и смоленский генерал-губернатор Николай Репнин; московский главнокомандующий Захар Чернышев, а также его брат, вице-президент Адмиралтейств-коллегии Иван Чернышев. Ну и без двух всесильных Григориев – Потемкина и Орлова – наградной список, конечно, выглядел бы куцым. Все это громкие имена блистательного времени, яркие личности – поколение победителей.

Скажешь: духи бурь и грома,
Потрясающие мир,
Все в урочный час здесь дома
Собираются на пир.

И, вступая в дом к царице,
Волшебством каким-то тут
Вдруг изящной вереницей
Кавалеров предстают,

Перед ней склоняют выи,
А она лишь, как живой
Образ, так сказать, России,
И видна над всей толпой.

Так про эту плеяду писал Аполлон Майков.

Боевое крещение

За присоединение благодатной Кубани и «разных кубанских народов ко Всероссийской империи» орден Святого Владимира І степени получил Александр Васильевич Суворов. Императрица подписала указ о его награждении 28 июля 1783 года. Мирные и ратные труды полководца на юге империи действительно можно кратко охарактеризовать тремя словами орденского девиза: польза, честь и слава.

Известие о награждении Суворовапришло в разгар боевых действий против ногайцев. В середине лета 1783-го среди орд не в первый раз начались серьезные волнения. Конники джанбулакской орды нападали на русские посты: на роту Бутырского пехотного полка, что стояла на Малой Ее,на команду подполковника Ивана Лешкевича… За спинами мятежников угадывались турецкие кукловоды. Вождь движения Мамбет Мурзабеков был арестован, его заточили в Азовскую крепость. Но Григорий Потемкин предчувствовал, что от кочевий ногайских татар за Кубанью по-прежнему исходит опасность, и приказал Суворову провести в тех краях военную экспедицию.

Портрет Екатерины II законодательницы.preview

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия. Худ. Д.Г. Левицкий. Начало 1780-х. Здесь императрица изображена со знаками ордена Святого Владимира

Поход начинался от устья Лабы. С Суворовым выступили по 15 пехотных рот и драгунских эскадронов с 16 полевыми орудиями. Привлек полководец и донские казачьи полки под предводительством Алексея Иловайского. Через реку переправлялись без наведения понтонного моста, пушки перетягивали тросами. 1 октября в Керменчике, на противоположном берегу Лабы, русские войска разгромили ногайский лагерь. В тот же день, продвинувшись дальше, Суворов разбил ногайцев у урочища Сарычигир. Пленных он отпустил, а бросивших кочевье ногайцев разрешил Иловайскому записывать в казаки.Опасный для России степной союз распался. Суворов писал: «Были они нами за Кубанью и на реке Лабе на рассвете при Керменчике так супренированы, что потеряли множество народа и всех своих мурз, и того ж числа другой раз их и иные поколения равно сему разбиты были; одни сутки кончили все дело». Закубанская операция завершилась блестящей и скорой победой. Турки, лишившись тут опоры, 28 декабря 1783 года в специальном соглашении с Россией признали линию реки Кубань границей между империями. Впрочем, Россия уже смотрела дальше на Кавказ, стремясь освободить христианские народы Закавказья от турецкого владычества. Кубанский плацдарм против Османской империи был надежно укреплен. А особо отличившихся тогда офицеров Александр Васильевич Суворов лично награждал Владимирскими крестами IV степени. Это было боевое крещение ордена.

В памяти современников надолго осталось «двойное» награждение, случившееся в начале новой Русско-турецкой войны – летом 1788-го. Неподалеку от устья Дуная, у острова Фидониси, в сражении 3 июля капитан в бригадирском чине Федор Федорович Ушаков искусными и смелыми действиями вывел из строя флагманский турецкий корабль. Это была первая морская победа в той войне. Но из-за происков своего командира, командующего Севастопольской эскадрой графа Марко Войновича, Ушаков был награжден скуповато – лишь Владимиром III степени. Григорий Потемкин понимал, что ушаковский авангард решил судьбу сражения – особенно ценного, потому что Турция в той кампании доминировала на Черном море. На интриги Войновича князь Таврический взирал с отвращением: он настоял, чтобы Ушаков был пожалован еще и Георгием IV степени.

«Ему дан с бантом, мне на шею…»

С 1845-го кавалеры ордена Святого Владимира любой степени получали право потомственного дворянства. В 1900-м эту привилегию отняли у тех, кому вручался ВладимирIVстепени (сохранялось лишь право личного дворянства). Причина проста: вто время орденом частенько награждали купцов – за благотворительность, и аристократы считали, что нужно как-то ограничить купеческий прилив в дворянские ряды…

Орден Святого Владимира нередко упоминается на литературных страницах,а также встречается на живописных полотнах. Помните реплику Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума»?

За третье августа, засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Тут речь идет о том, что брат Скалозуба получил Владимира IV степени – с бантом. А сам полковник – III степени, его носили на шее. Кстати, первым кавалером Владимира с бантом стал будущий адмирал, а в те годы, когда ему была пожалована эта награда,молодой капитан-лейтенант Дмитрий Сенявин.

Еще до «Ревизора» Николай Васильевич Гоголь задумал комедию «Владимир третьей степени», от которой, увы, сохранились только отрывки. Ее герой, мечтая о заглавном ордене, сам становился… орденом. Угодив в сумасшедший дом, на вопрос об имени и звании он отвечает: «Владимир третьей степени». А судья Ляпкин-Тяпкин, уже в «Ревизоре», сообщает Хлестакову: «За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства». Знаки Владимира II степени мы видим у престарелого жениха на знаменитой картине Василия Пукирева «Неравный брак».

Последний российский император при крещении получил высшие степени почти всех отечественных орденов, но среди этих наград не было Георгия и Владимира. Их могли вручить лишь за особое отличие либо после 25-летней выслуги. На его груди блистали бриллиантами Андреевские знаки на голубой ленте. Но маленький скромный Владимирский крестик, которым Николай II весьма гордился, появился у него только в 1890 году: он был награжден им за реальные дипломатические заслуги.

История ордена прервалась после Октября. По некоторым данным, за 135 лет Святого Владимира I степени получил 721 человек;около 5 тыс. человек были награждены Владимиром II степени,более 50 тыс.– III степени и свыше 150 тыс. – IV. Кавалер амиордена Святого Владимира всех степеней стали 75 героев.

Орденский зал

В кремлевских чертогах есть один сравнительно небольшой зал, который мы привыкли видеть на телеэкране и на страницах газет в репортажах об официальных государственных церемониях. С 1970-х годов программа «Время» частенько начиналась с сюжетов о встречах в этих роскошных палатах. Зал как торжественная кантата. На его сводах – орденские звезды и кресты.

Иногда кажется, что Большой Кремлевский дворец существовал вечно, по крайней мере со времен Московского царства. Он – органическая часть нашей государственности. Но он не столь уж древний. Это творение зодчего Константина Тона (1794–1881), который возрождал в Белокаменной византийский размах в годы правления Николая Павловича. Император хотел, чтобы в Первопрестольной появился дворец, в котором было бы «все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Тон начал работу в 1837-м, а завершилось строительство в 1849-м.

Россия тогда заново открывала нашу величественную древность. Образ князя-крестителя романтизировали, многие увлекались былинами и летописями.Неудивительно, что один из залов стал Владимирским. А архитектурным его решением Константин Тон хотел напомнить гармонию храма Святой Софии. Он работал с размахом и пользовался неограниченным доверием императора, потому и нажил немало врагов. Репутация Тона в истории русского зодчества не самая блистательная. Но приглядимся: огромный дворец вписался в насыщенную древними шедеврами архитектуру Кремля. Да, он потеснил великокняжеские и царские палаты, но уже давным-давно без этого «византийского» дворцаМоскву невозможно представить.

Для оформления пяти залов Тон воспользовался образами главных орденов империи: эта идея объединяет их изысканные интерьеры. Георгиевский, Андреевский, Екатерининский, Александровский и, наконец, Владимирский. В 1933–1934 годах Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора Иллариона Иванова-Шица перестроены в один громадный Зал заседаний. Там проходили съезды, сессии Верховного Совета. А во Владимирском царила парадная сторона большой политики.

Участники Совещания коммунистических и рабочих партий

Участники Международного совещания коммунистических и рабочих партий во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца. Июнь 1969 года. Фото Филатов / РИА Новости

Он не самый крупный, но один из самых необычных:зал связывает тоновское дворцовое пространство с Грановитой палатой.Потому и образ ордена Святого князя Владимира здесь особенно уместен: он символизирует связь между Древней Русью и Российской империей. Ведь Владимира глубоко почитали и в царской Москве – как крестителя Руси, как одного из достославных предков Ивана Грозного и его сына Федора. Таким родством гордились. Святой равноапостольный князь Владимир был для них великим прошлым.

Владимирский зал, пожалуй, самый светлый в Кремле. Его строили на месте древнего Постельного крыльца – и получился внутренний крытый двор с большим световым фонарем в вершине купола. Оттуда – совсем как в крестьянских избах – проникает ровный солнечный свет. Стены и пилястры зала облицованы розовым мрамором мягких оттенков. Кстати, из Владимирского зала можно попасть не только в Грановитую палату, но и в Теремной дворец – узорчатое творение русских мастеров XVII века. Таким получился огромный дворцовый комплекс в пол-Кремля – объединенный галереями-коридорами и подземными переходами.

Когда в 1961 году архитектор Михаил Посохин выстроил в Кремле ультрасовременный Дворец съездов, тот тоже вошел в систему палат, которая начала складываться аж во времена Ивана III. В итоге в Кремле все слито воедино: разные эпохи, стилистические мотивы, осколки противоречащих друг другу идеологий. И все уживается. И звезды ордена Святого Владимира наблюдают, как чествуют нынешних героев России, как встречают заморских гостей…

Автор: Евгений Тростин

XVIII-XIX ВЕК