Время собирать камни

В День народного единства в Москве появился новый памятник – святому равноапостольному князю Владимиру, крестителю Русской земли.

 Metro_Aleksandrovsky_sad_Kreml_Panorama_01

Что мы называем народным единством? Первая историческая ассоциация с этим понятием – обетованный Крым, Херсонес, 988 год. Крещение князя Владимира Святославича.

В Житии равноапостольного князя сказано: «При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»». Примеру князя последовала дружина: для нее слово Владимира было важнее любых проповедей. А вскоре и все русские города, все племена, подвластные князю Владимиру, приняли святое крещение. Так начиналась Русь Православная, оплотом которой впоследствии стала крепость на Боровицком холме – наша Москва.

_DSC5454

Это было первое мощное проявление народного единства. Древние верования не могли сплотить племена, обитавшие на пространстве от Ладоги до Черного моря. Каждое из племен молилось своим богам – найти общий язык было нелегко. Князь Владимир попытался реформировать язычество, способствовал созданию единого для всей Руси пантеона во главе с Перуном, но и обновленное язычество не привело к сплочению. Эту задачу смогла решить лишь христианская вера. Сегодня невозможно представить себе русскую жизнь и культуру без христианского выбора нашего князя-крестителя.

Храбрый воин, цепкий политик, долго боровшийся за власть, Владимир не просто принял обряд крещения и присоединил подвластные ему земли к христианскому миру. Князь объединил их в державу, которую вооружил не только мечом, но и крестом, встал у истоков традиции, определившей суть русского бытия.

Народ обрел веру, получил письменность, прикоснулся к древней греческой цивилизации. Многие дороги русской истории берут начало именно там, в эпохе правления князя Владимира. Общность, которая зародилась тогда, подвергалась жестоким испытаниям, но не исчезла.

Миссия святого князя продолжается. И символично, что в этом году в День народного единства неподалеку от Боровицких ворот Московского Кремля был открыт памятник равноапостольному князю Владимиру. Правителю, которому мы обязаны народным единством.

Отныне он будет высоко держать крест над старинной московской площадью. С этого креста началась наша история, которой уже более тысячи лет. В Москве, как ни в одном другом городе, мы ощущаем внутреннее духовное согласие с херсонесским выбором князя Владимира. Кремлевские башни и купола стали истинным продолжением его великого начинания.

Путь примирения

Современному Дню народного единства немногим больше 10 лет, но в действительности у этого праздника многовековая история. Еще в 1649 году царь Алексей Михайлович повелел отмечать в память об избавлении России от польской интервенции день Казанской иконы Божией Матери, приходящийся по новому стилю на 4 ноября. В этот день в 1612 году ополченцы князя Дмитрия Пожарского освободили от поляков Китай-город. Это был решающий бой за Москву, после которого польско-литовский гарнизон отступил, потеряв боеспособность.

Позади – несколько лет мытарств, в течение которых московский престол не раз переходил из рук в руки после смерти царя Бориса Годунова в 1605 году. Самозванцы и интервенты раздирали Московское государство. Но теплились на Руси очаги будущего возрождения. Капля камень точит. Так и преодоление Смуты произошло не в одночасье.

Это был путь трудов и колебаний, поражений и споров… Долгожданную победу считали чудом. В том походе русские воины молились перед Казанской иконой Божией Матери, и князь Пожарский дал обет построить в Китай-городе в ознаменование победы над поляками Казанский собор. Ныне этот храм стоит на Красной площади напротив Никольской башни Кремля. Стоит как напоминание о тех днях, когда в Белокаменной шли бои и народное ополчение одолело врага.

Разумеется, это не означает, что после той победы междоусобицы незамедлительно сменились всеобщим благоденствием. Но страна вышла на путь примирения, на путь мирного эволюционного развития. Да, войны и мятежи терзали Московское государство еще несколько лет, однако идея общей судьбы уже была сильнее распрей. Потому и считается ноябрь 1612 года рубежным моментом Смутного времени. С этого рубежа Россия, выражаясь языком более поздней эпохи, «начала сосредотачиваться».

Знаменательно, что судьбу страны решили многолюдные объединения: народное ополчение, освободившее Москву; Земский собор, избравший царем Михаила Федоровича Романова… Герой-одиночка, какой-нибудь великий честолюбец не сумел бы потушить пожар и спасти страну. Раздорам Русь противопоставила сплочение, народное единство. Нашлись на Русской земле люди, сохранившие верность Отечеству, хладнокровие и боевой дух – качества, позволившие нашей стране превратиться в центр притяжения на огромном пространстве.

P1786Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Худ. Г.И. Угрюмов. Не позднее 1800

Выученные уроки истории

Именно поэтому День народного единства – прежде всего дополнительный повод задуматься над уроками, которые дает нам наша непростая история. Этот праздник напоминает нам, что мы – не разобщенные одиночки, что есть небо над нами и Отечество вокруг нас. И патриотическое сознание – не просто какие-то выспренние словеса, а потребность, которая живет в каждом из нас.

Такова атмосфера этого праздника. Тут дело, конечно, не в тотальном сплочении, когда «все как один». Нельзя все наше существование сводить к одному знаменателю – даже самому благородному. Общество – не монастырь и не казарма. И все-таки мы – не разобщенный народ. Народное единство – это не только про нас, живущих здесь и сейчас. Очень точно сказал об этом Александр Твардовский в своей фронтовой поэме:

От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия.

Что же нас объединяет? Безусловно, русский язык, традиции, культура, территория. Но едва ли не главное в этом ряду – историческая память, сохранившая ключевые эпизоды прошлого в легендах и летописях, в анекдотах и учебниках. Есть такое затертое понятие – «преемственность поколений». Если вдуматься, в этой преемственности, собственно, и заключается суть исторической памяти. Ведь память – это не просто воспоминания, это еще и накопление опыта, знаний, традиций. Это выученные уроки истории.

Важная дата, связанная с преодолением Смуты в начале далекого XVII столетия, не случайно и сегодня воспринимается как праздник всей русской истории, как напоминание о ее победах и уроках. Именно с рассказа о преодолении смуты (правда, другой) начинается и наша летопись – «Повесть временных лет».

Действительно, сюжет о призвании Рюрика удивительно схож с историей воцарения династии Романовых. И в том и в другом случае народное согласие гарантировало всеобщее примирение. Ведь что такое смута? По классическому определению, «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Эпидемия. Гибельная атмосфера, в которой царит смущение умов, «шатости и нестроения», если говорить на старый лад. Русь ослабла, утратила волю, «тонула в пучине крамол», как выражались церковные писатели, на некоторое время сама себя потеряла. А потом нашла в себе силы для возрождения, и после Смуты наступило время собирать камни. Так бывало не раз…

Точка сборки

Мы иногда представляем себе Московскую Русь в сплошной позолоте куполов – как некое идиллическое царство, в котором тишь да гладь. Однако это было время жестоких потрясений, а XVII век – это век бунтов и раскола. Вовсе не сонное царство!

В первые два десятилетия XVII века государство Российское переболело Смутой – и перебороло ее. Конечно, этот процесс в реальности протекал не так ярко и романтично, как рассказывают легенды, которые сохранились в народном сознании: политическая борьба всегда противоречивее наших представлений о ней. Но и ярких страниц в этой истории немало.

P1951Смерть Ивана Сусанина. Худ. К.Б. Вениг. 1871

Чего стоит только подвиг сельского старосты Ивана Сусанина, который спас будущего царя, заманив польский отряд в непроходимые болота и пожертвовав собственной жизнью! Миф? Сказка? Но разве можно вообразить себе русский характер без истории костромского крестьянина? «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным» – таким увидел подвиг Сусанина Николай Гоголь.

Впрочем, дело не только в связи между властью и народом. Народное единство – это когда каждый связан с каждым. История преодоления Смуты учит и этому тоже.

Чтобы не остаться у разбитого корыта, не утратить свою самобытность, не потерять суверенитет, нужно было прежде всего прекратить вражду, объединить силы, почувствовать себя единым народом. Ко многим тогда пришло понимание, что жить в режиме всеобщей конфронтации не только опасно, но и бессмысленно.

«Вся сила в нравственном убеждении»

У Смуты было немало объективных причин: династический кризис, неурегулированный земельный вопрос, перекосы неограниченного самодержавия… Среди причин тогдашнего «помрачения умов» особенно показательной для нас, людей XXI века, выглядит одна: самый бесславный наш царь, Василий Шуйский, в начале своего правления объявил Бориса Годунова убийцей царевича Димитрия. Воистину не стоит швыряться камнями, если живешь в стеклянном доме…

Государство, как утлая лодочка, поспешно и часто меняло курс. Да и не было в те годы целостного государства Московского. Но грянула беда – и разрозненный, растерянный народ объединила православная церковь. Монастыри стали очагами сопротивления интервенции – военного и идеологического. Глава славянофилов Константин Аксаков, изучавший эпоху Смутного времени, считал, что не рычаги государственной власти, а именно духовное возмужание помогло русским людям вырваться из лихолетья.

«Никакой договор не удержит людей, как скоро нет внутреннего на это желания. Вся сила в нравственном убеждении. Это сокровище есть в России, потому что она всегда в него верила и не прибегала к договорам. Поняв с принятием христианской веры, что свобода только в духе, Россия постоянно стояла за свою душу, за свою веру», – писал он.

Народ спас государство от распада, продемонстрировал способность с честью выходить из отчаянного положения, преодолевать кризис. Угроза гибели сплотила соотечественников. «Смутное время показывает нам с необычайной яркостью, что величие русского народа и его несокрушимая мощь исходят из горячего сердца русских людей, беззаветно мужественного и в то же время глубоко смиренного, великого своей беспредельной верой в Бога и способностью проникаться истинной братской любовью друг к другу, причем как именитый князь Пожарский, так и простой посадский человек Кузьма Минин Сухорук – могут чувствовать, думать и действовать совершенно одинаково», – отмечал генерал Александр Нечволодов, один из консервативных идеологов Российской империи начала ХХ века. Это и есть народное единство.

Еще один урок Смутного времени – высокая цена суверенитета. Не только государственного, но и культурного. Для русских ополченцев 1612 года едва ли не главным было защитить от посягательств православную веру. Отстоять свое, традиционное, коренное. России не раз приходилось защищать свое право на самобытный путь, на независимую стратегию развития. Актуальна эта задача и сейчас.

Идею суверенитета и сегодня поддерживают большинство наших соотечественников. И этот ответственный, осознанный выбор – в том числе результат тех уроков, которые Россия, все мы извлекли из нашего прошлого…


Арсений Замостьянов