Вечный Рим

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», знакомящая с сокровищами ватиканской коллекции живописи.

Ekta 8002 (13x18 cm)Видение святой Елены. Худ. Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Около 1575–1580

Идея проведения выставки возникла несколько лет назад во время встречи президента России Владимира Путина и папы римского Франциска. Президент и понтифик договорились организовать в Москве экспозицию из собрания Музеев Ватикана, а в Ватикане – выставку из коллекций российских музеев.

Без малого десять процентов

Выставка Roma Aeterna, что в переводе означает «Вечный Рим», поистине уникальна. Впервые в истории за пределы папских владений вывезены выдающиеся произведения живописи в таком количестве – 42 шедевра из Пинакотеки Ватикана, созданные в период с XII по XVIII век. По словам нового директора Музеев Ватикана Барбары Ятты, в Пинакотеке хранится всего около 470 работ художников, так что в Москве сегодня представлено почти 10% ее собрания.

Открывая выставку, президент Губернаторства Государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло в шутку заметил, что Ватиканская пинакотека была буквально опустошена, ведь ее главные шедевры уехали в столицу России. Подобное «опустошение» ранее имело место лишь в конце XVIII века, когда император Франции Наполеон I увез с собой в Париж жемчужины папской коллекции, которые впоследствии, после падения Бонапарта, были возвращены в Ватикан.

Чтобы посетители смогли лучше прочувствовать атмосферу Вечного города, экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично. Как пояснил куратор выставки Аркадий Ипполитов, пространство самого крупного зала было организовано в виде круга, напоминающего площадь собора Святого Петра, а бордовый цвет стен призван отсылать к цветовой гамме музейных залов в Ватикане.

Что такое пинакотека?

Слово «пинакотека» имеет древнегреческое происхождение – от слов πινακοθήκη, πίναξ («доска», «картина») и θήκη («хранилище»). В античную эпоху пинакотекой называли помещение для хранения картин, открытое для посещения гражданами. Самая известная пинакотека находилась в левом крыле Пропилей Афинского акрополя. В дальнейшем термин позаимствовали древние римляне: знатные патриции создавали в своих домах специальные комнаты, где выставляли произведения искусства. Новую жизнь пинакотеки получили в эпоху Возрождения, когда картинные галереи вновь стали открывать для широкой публики.

В наши дни самыми знаменитыми пинакотеками может похвастаться Мюнхен: их целых три – Старая, Новая и Пинакотека современности. Широко известны также пинакотеки в Болонье, Милане. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI в 1790 году для показа и хранения произведений живописи, собранных римскими понтификами. Газета Diario Оrdinario писала: «Благодаря щедрости святого отца музей пополнился большим собранием тщательно отобранных картин – исключительно подлинников самых прославленных художников прошлого и современности».

В 1797 году существенная часть собрания по приказу Наполеона отправилась в Париж, однако в 1815-м по решению Венского конгресса картины были возвращены в Ватикан. Долгое время шедевры располагались в покоях папы римского, пока в 1908 году для них не было выделено специальное помещение в Бельведерском дворце. Наконец, в 1932 году по заказу папы Пия XI было построено новое здание Пинакотеки, в котором она находится и по сей день. Основную часть собрания составляют работы итальянских мастеров и коллекция византийского искусства. Всего Ватиканская пинакотека насчитывает около 470 произведений, которые размещены в 18 залах.

Общие мотивы

Первым перед посетителями предстает алтарный образ XII века «Христос Благословляющий» – самый древний из привезенных шедевров, прежде никогда не экспонировавшийся на временных выставках и не покидавший пределы Ватикана. Икона была написана художником, находившимся под сильным византийским влиянием, поэтому чувствуется следование ее автора православным канонам. Возможно, сыграл свою роль и относительно небольшой отрезок времени с момента раскола единой христианской церкви на западную – католическую и восточную – православную. Отечественному зрителю этот образ особенно близок и понятен: здесь отчетливо видны общие корни русской и итальянской иконописи.

EKTA 11836 (13x18cm)Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Худ. Джентиле да Фабриано. Около 1425

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, является одним из самых почитаемых святых в обеих ветвях христианства. Его житию посвящены представленные на выставке две пределлы (predella – так называлась нижняя вытянутая часть алтарного образа, находящаяся под главным изображением).

На одной из них, написанной Джентиле да Фабриано для церкви Сан-Никколо сопр’Арно во Флоренции, мы видим святого, усмиряющего бурю и спасающего тонущий корабль. Именно в связи с этим совершенным им чудом святитель Николай считается покровителем мореплавателей и путешествующих. Вторая пределла, принадлежащая кисти Гвидо ди Пьетро, известного как Фра Беато Анджелико, рассказывает о встрече святого Николая с посланцем императора, о спасении зерна для города Миры и опять же о чудесном спасении тонущего корабля – такое объединение сразу нескольких разновременных сцен не было чем-то удивительным для религиозной живописи. Благодаря этим приехавшим из Ватикана картинам у нас появляется возможность сравнить образы Николая Чудотворца, созданные итальянскими мастерами и русскими иконописцами, увидеть общие моменты и различия в восприятии жития одного из самых популярных христианских святых.

FOTO DIGITALEХристос Благословляющий. Римская школа. Вторая половина XII века

Посетителям Третьяковской галереи хорошо знакомо полотно Николая Ге «Что есть истина?», где нашел отражение известный евангельский сюжет – допрос Иисуса Христа прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Этому же эпизоду посвящена привезенная из Ватикана работа Пьетро Лоренцетти «Иисус перед Пилатом», созданная около 1335 года в Сиене. Небольшие размеры и драгоценные золото и лазурит, используемые художником, позволяют исследователям предположить, что этот изящный молитвенный образ был частью походного складня.

Лоренцетти изобразил один из самых драматических эпизодов Страстей Христовых. В целом же тема Страстей Христовых представлена в ватиканской коллекции достаточно широко. Еще одним шедевром, связанным с этой частью Евангелия, является алтарный образ 1340-х годов «Распятие со сценами Страстей», авторство которого приписывается Алессо ди Андреа. Эта яркая работа напоминает о византийской традиции создания икон с клеймами, широко распространившейся в том числе и на Руси.

Ekta 1678Святой Франциск Ассизский. Худ. Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. 1250–1270

 Ангелы и астрономия

К ценнейшим экспонатам выставки следует отнести алтарный образ XIII века «Святой Франциск Ассизский» кисти Маргаритоне д’Ареццо. Принадлежащая к числу самых ранних изображений святого, эта работа тосканского мастера вошла во все учебники по истории искусства. Согласно одной из версий, при ее создании художник отталкивался от изображения Франциска Ассизского с натуры. Для проходящей в Москве выставки этот экспонат особенно важен, ведь именно имя святого из Ассизи выбрал нынешний понтифик, что стало уникальным случаем – ранее в истории католической церкви папы с таким именем не было.

Образы других святых представлены работами Пьетро Ваннуччи, прозванного Перуджино: его картины с изображениями святого Плакиды и святой Юстины были частями большого алтаря в бенедиктинском монастыре Сан-Пьетро в Перудже.

EKTA 07581 (13X18 cm)Мученичество святого Эразма. Худ. Никола Пуссен. 1628–1629

Две из трех аллегорических картин Рафаэля Санти, хранящихся в Ватикане, также привезены в Москву – «Вера» и «Милосердие». В начале XVI века все эти три работы украсили алтарь в погребальной капелле семейства Бальони в церкви Сан-Франческо аль Прато в Перудже, и молодой художник в том числе благодаря им приобрел широкую известность. Фигуры, представляющие добродетели, в окружении крылатых младенцев (путто) исполнены в технике гризайль, создающей иллюзию мраморной скульптуры и придающей картинам легкость и изящество.

Шедевр эпохи барокко на выставке – «Положение во гроб» кисти Караваджо, написанное им для церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме. А алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» – самое крупное произведение художника – был создан специально для собора Святого Петра. Эта работа стала одной из самых знаменитых картин Ватикана и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

Однако на выставке представлены не только иконы и картины. Так, перенестись в мир итальянских храмовых росписей помогают три замечательных фрагмента фрески из римской церкви Санти-Апостоли. На них изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах: двое на лютнях и один на виоле. Композиция, созданная около 1480 года мастером Мелоццо да Форли, представляла собой монументальную картину на сюжет Вознесения Христа: на куполе апсиды был изображен Спаситель, стоящий на облаках в окружении множества херувимов и жестом обращающийся к апостолам и музицирующим ангелам. К сожалению, полностью эта работа не сохранилась: во время перестройки храма в XVIII веке апсида была разрушена. Благодаря заступничеству ученых и ценителей искусства фрагменты росписи были сняты со стен и переданы в Ватикан.

EKTA 44069  (13x18cm)

EKTA 06098  (13x18cm)Ангелы, играющие на лютне. Худ. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли. Около 1480

Произведения такого художника, как Мелоццо да Форли, настолько редки, что по своей ценности они приближаются к знаменитым творениям Сандро Боттичелли. Даже уцелевшие фрагменты фрески, которые можно увидеть на выставке, позволяют оценить тонкое мастерство, изящную прорисовку мельчайших деталей – складок одежды, декора лютни и виолы, светлых ликов ангелов. Так и кажется, что ангельская музыка звучит, служа связующим звеном между Богом и человеком. Сегодня эти ангелы по праву считаются одним из символов Рима.

Экспозиция завершается произведениями XVIII века: в отдельном небольшом зале представлена серия картин Донато Крети, посвященная астрономическим наблюдениям. Ее заказал художнику в 1711 году просвещенный болонский граф Луиджи Фердинандо Марсили, который был страстным астрономом-любителем и, в частности, закупал для изучения небесных тел самые новые английские телескопы, сконструированные Ньютоном. Крети создал ряд небольших полотен с изображением Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и кометы – и все эти работы были поднесены в качестве подарка папе Клименту XI, который, в свою очередь, выступил спонсором, дав графу денег на возведение обсерватории в Болонье. Так искусство помогло науке.

Выставка в Третьяковской галерее стала ярким примером плодотворного культурного обмена между Россией и Государством-городом Ватикан. Проект сотрудничества на этом не заканчивается: в 2017 году в Ватикане состоится ответная выставка шедевров из коллекций российских музеев – и часть экспонатов предоставит Третьяковка. В Риме уже ждут произведения русской живописи, посвященные евангельским сюжетам.


Никита Брусиловский

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»

продлится до 19 февраля 2017 года
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 12
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00); четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00); понедельник – выходной
Посещение выставки осуществляется по сеансам