Артисты союзного значения

80 лет назад, 6 сентября 1936 года, было учреждено почетное звание «Народный артист СССР».

 File0016Федор Шаляпин

Нужны ли актерам чины да регалии? Быть может, это тоталитарные игрушки, которых следует стыдиться, пагубная страсть к иерархии, к военному порядку, неуместному в царстве Аполлона? Однако и сегодня, через 25 лет после распада Советского Союза, мы с нежностью и почтением примечаем это звание в театральных программках. А когда конферансье торжественно объявляет: «Народный артист СССР!» – аплодируем с удвоенным усердием. Быть может, потому, что много раз убеждались: не все талантливые артисты становились «народными СССР», но все «народные СССР» – талантливы! Это как именное клеймо мастера.

Впервые звание «Народный артист Республики» (СССР тогда и в помине не было) появилось спустя год после прихода большевиков к власти. Артистам, которые разделили с народом горечь Гражданской войны, требовалась поддержка – и не только финансовая. Нарком просвещения Анатолий Луначарский – почетный гражданин кулис – сочувствовал им, понимал актерскую душу. Он считал, что государству рабочих и крестьян необходим театр, а к лицедейским талантам следует относиться с уважением. Но как приветить служителей Мельпомены? Так как прежние актерские звания были связаны с придворными царскими милостями, предстояло приспособить регалии к новому порядку, в котором, в соответствии с революционными лозунгами, власть крепко взял в свои натруженные руки «его величество народ».

Импровизация Луначарского

19 октября 1918 года в Мариинском театре давали «Севильского цирюльника». Дона Базилио пел сам Федор Шаляпин. В зале – красные командиры. Луначарский выступал со вступительным словом. Вкратце рассказав о демократических тенденциях в драматургии Бомарше, он принялся воспевать искусство Шаляпина. Певца срочно вызвали на сцену. Тут-то Луначарский и объявил о присвоении ему нового звания – народного артиста.

Нарком попал в десятку: знаменитый волжский бас дрогнул от волнения. «Я сказал, что я много раз в моей артистической жизни получал подарки при разных обстоятельствах от разных правителей, но этот подарок – звание народного артиста – мне всех подарков дороже, потому что он гораздо ближе к моему сердцу человека из народа», – вспоминал Шаляпин много лет спустя, в эмиграции. Это была гениальная импровизация Луначарского!

0_17e879_54f1eccd_XXXLМария Ермолова в роли Жанны д’Арк

Потом ему еще пришлось убеждать товарищей в необходимости такого жеста. Лишь 13 ноября вышло официальное постановление Совета народных комиссаров Союза коммун Северной области: «В ознаменование заслуг перед русским искусством высокодаровитому выходцу из народа, артисту государственной оперы в Петрограде Федору Ивановичу Шаляпину даровать звание народного артиста. Звание народного артиста считать впредь высшим отличием для художников всех родов искусства».

Впрочем, Шаляпин подвел Луначарского: в 1922-м отбыл на гастроли за границу и постепенно потерял связь с Советской Россией. Заманить его в СССР хотя бы на один концерт не удавалось. И поскольку Шаляпин не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено», постановлением Совнаркома от 24 августа 1927 года его этого звания лишили. Владимир Маяковский бушевал:

Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики
я первый крикну:
– Обратно катись,
народный артист Республики!..

И все-таки первым «народным» стал именно Шаляпин – певец, воплотивший на оперной сцене саму стихию русской истории.

А Мария Ермолова не покинула голодную страну, хотя ее муж, бывший депутат Государственной думы, не столковался с советской властью и оказался в Константинополе. Для Ермоловой важнее комфорта была верность Малому театру, Москве и своему зрителю – и она стала нашей первой народной артисткой.

2 марта 1920 года на чествовании актрисы Луначарский зачитал приветствие:

«Мария Николаевна, рабоче-крестьянская Россия, которая благодаря преступному социальному строю, господствовавшему до сих пор, была оторвана от вершин искусства, умеет тем не менее глубоко ценить Ваши громадные художественные заслуги. Пусть в нашей, недавно освободившейся стране много хаоса и страдания. И это понятно. Мы еще боремся за самое существование нашей идеи, но разве не видно уже всем, с какой жадностью потянулись мозолистые руки пролетариев и крестьян к очагу искусств, где горит пламя вдохновения».

Умели же наркомы красиво выражаться! А уж Луначарский точно не нуждался в референтах.

В дополнение к почетному званию Совнарком принял такое решение: «Назначить народной артистке Ермоловой специальный оклад в 250 тыс. руб. в месяц с тем, чтобы освободить ее от надобности добиваться побочных заработков». Напомню, что дело было в лимонно-миллионном 1920 году, когда частушечники пели:

«У окошка плачет нищий: подала советской тыщей!» Официально первое советское звание называлось лаконично – «народный артист», но в обиходе утвердилось как «народный артист Республики».

«Внесшие особый вклад»

Однако это была присказка, предыстория. А в 1936-м за почетные звания взялись с государственным размахом. К тому времени в СССР проявилась полнокровная массовая культура.

«Жить стало лучше, жить стало веселее». На городских улицах в любую погоду продавали мороженое, футболисты сражались за первенство в стране, артисты и певцы стали всенародными любимцами, их голоса по радио зазвучали даже в «местах не столь отдаленных». Государство пыталось контролировать все тенденции в этой круговерти, но относилось к «мастерам искусств» бережливо, ведь от них во многом зависело настроение трудящихся, они создавали идеологический фон, поучали, пропагандировали и развлекали. Власти поддерживали академическое искусство, отмечая его воспитательную роль.

SONY DSCПортрет наркома просвещения А.В. Луначарского. Худ. Н.И. Фешин

6 сентября 1936 года вышло постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР № 47: «Установить для наиболее выдающихся деятелей искусства народов Союза ССР, особо отличившихся в деле развития советского театра, музыки и кино, почетное звание «Народный артист Союза ССР». Звание «Народный артист Союза ССР» присваивается постановлением Центрального исполнительного комитета Союза ССР по представлению Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК Союза ССР». Подписали этот документ председатель ЦИК Григорий Петровский и секретарь Иван Акулов.

znakНагрудный знак и удостоверение народного артиста СССР

В тот же день вышло и постановление о присвоении высокого звания. Советское правительство сплошь состояло из сознательных марксистов, отвергавших суеверия, и первый отряд народных артистов державы насчитывал 13 штыков. Четыре мхатовца, которые не нуждались в представлении: Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Василий Качалов, Иван Москвин. Знаменитая «старуха» из ленинградской Александринки Екатерина Корчагина-Александровская и легенда Малого театра Мария Блюменталь-Тамарина. Оперная звезда Большого (с императорских времен!) Антонина Нежданова. Премьер Вахтанговского театра Борис Щукин (кстати, к тому моменту еще не блеснувший в роли Ленина). Киевская сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и старейшина украинского театра Панас Саксаганский. Тезки из Грузии, два Акакия – Васадзе и Хорава, а также молоденькая оперная прима из Алма-Аты Куляш Байсеитова.

120-letie-so-dnya-rozhdeniya-leonida-utesova_15Празднование 70-летия Леонида Утесова. В этот день ему было присвоено звание народного артиста СССР. 1965 год

Все тринадцать – беспартийные. В основном – маститые мастера с дореволюционным прошлым, среди которых дуайеном возвышался 78-летний Немирович-Данченко. Основатели Художественного театра к тому времени воспринимались как театральная святыня. Саксаганский аж с XIX века гремел на всю Малороссию… Но значилась в списке и 24-летняя казахская певица Байсеитова, непревзойденная Жибек в опере Евгения Брусиловского и пуччиниевская Чио-Чио-сан, – и она навсегда останется самой молодой народной артисткой СССР. О мастерстве тбилисского Отелло Акакия Хоравы мы можем судить хотя бы по красочному фильму «Великий воин Албании Скандербег», в котором грузинский актер мощно сыграл албанского национального героя.

Тысяча и шесть

Первые «народные» – сплошь из театрального мира. Десять представителей драмы и три оперные певицы. Потом к лицедеям добавились композиторы, дирижеры, музыканты. Первым в этом строю «народных СССР» стал основатель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александр Александров.

П. Глебов в фильме "Тихий Дон"Петр Глебов в роли Григория Мелехова / РИА Новости

В те годы еще не была написана песенка «А также в области балета мы впереди планеты всей», но Черчилль уже изрек:

«Русские хорошо умеют делать три вещи: коньяк, балет и танки». Между тем артист балета стал «народным СССР» только в 1950 году – это Вахтанг Чабукиани, танцовщик и хореограф, покоривший все главные сцены Советского Союза. Через год звание присвоили двум незабываемым примам Большого: Ольге Лепешинской и Галине Улановой. Одновременно – чтобы не разжигать страстей.

Не менее броской витриной страны считался цирк – до сих пор лучшие мировые аттракционы битком набиты советскими наработками. Первым из цирковых артистов «народным СССР» стал представитель знаменитой династии – Владимир Григорьевич Дуров, и случилось это лишь в 1967 году. А уж за ним последовали клоуны Михаил Румянцев (Карандаш), Олег Попов, Юрий Никулин, дрессировщица Ирина Бугримова, эквилибрист Евгений Милаев, создатель «Медвежьего цирка» Валентин Филатов – настоящие короли арены.

Каждую кандидатуру взыскательно рассматривали буквально «на просвет», просчитывая общественный резонанс и политические последствия. Решения принимали на Старой площади, в ЦК партии, а утверждали в Верховном Совете. «Народным» полагались грамота, золоченый нагрудный знак и удостоверение к нему.

Кроме почета звание гарантировало повышенную зарплату и гонорары, дополнительную жилплощадь, 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг, государственную дачу и служебный автомобиль, а во время гастролей – купе в спальном вагоне и номер люкс в гостинице. По части снабжения и лечения народные артисты СССР получали льготы почти наравне с бессмертным правительственным легионом. Пенсии – персональные, повышенные. А после смерти – похороны за госсчет и мемориальная доска по месту жительства.

За 55 лет народными артистами СССР стали 1006 человек – от Немировича-Данченко до Олега Янковского, который, по алфавиту, оказался последним из могикан. Указ о присвоении знаменитому ленкомовцу звания вышел 21 декабря 1991 года, за пять дней до распада Советского Союза.

Легенды и пересуды

Сталин любил бывать в Большом театре, особенно жаловал оперные спектакли. Незадолго до смерти он в последний раз слушал «Пиковую даму». Елецкого пел мастеровитый баритон Петр Селиванов. Как назло, в присутствии вождя он смутился и оплошал, чуть ли не дал петуха в знаменитой арии «Я вас люблю, люблю безмерно». В антракте Сталин спросил директора театра: «Кто сегодня поет Елецкого?» – «Народный артист Российской Федерации Селиванов!» Сталин выдержал многозначительную паузу и изрек: «Добрый русский народ!» После столь удачной репризы взысканий не последовало.

369aОлег Янковский

ЗА 55 ЛЕТ НАРОДНЫМИ АРТИСТАМИ СССР СТАЛИ 1006 ЧЕЛОВЕК. Последним – 21 декабря 1991 года, за пять дней до распада Советского Союза – это звание получил Олег Янковский

К легкому жанру власть относилась несколько пренебрежительно, эстрадников званиями не баловали. Первым из них дотянулся до регалий Леонид Утесов – в 1965 году. В Театре эстрады певца чествовали по случаю 70-летия. Когда в начале вечера министр культуры Екатерина Фурцева зачитала указ о присвоении предводителю «веселых ребят» высокого звания – овация не смолкала минут десять, а юбиляр не сдерживал слез. На следующем утесовском юбилее Зиновий Гердт и Илья Набатов исполнили «Дуэт завистников», где был такой куплет:

Мы так же, как Лёдя, певцы-ветераны,
Но он для нас яркий пример,
Ведь нам до сих пор не дают, как ни странно,
Народного СССР.

Певец Муслим Магомаев служил двум музам – эстрадной и оперной, легко и органично переходил от патетики к мягкой лирике. Его голос, его сценический образ казались воплощением успеха: в начале 1970-х, когда ровесники Магомаева еще считались «начинающими», певец из Баку числился в мэтрах и в 31 год стал самым молодым в истории народным артистом СССР.

Это в сказках все чинно и предсказуемо, а в жизни, как известно, то и дело происходит невероятное. Однажды Леонид Ильич Брежнев посмотрел фильм «Тихий Дон», уже ставший к тому времени киноклассикой. Петр Глебов так играл Григория Мелехова, что добродушный генсек не мог сдержать слез. Во внеурочное время он позвонил Василию Шауро – завотделом культуры ЦК. «У нас Григория Мелехова играет артист Глебов. Есть у него звание?» – «Он народный артист РСФСР!» – «Представьте к народному СССР. Готовьте документы». Генеральный лично пролистал бумаги Глебова – и вскоре последовал новый звонок Шауро: «Да он еще и фронтовик, Москву защищал. Представьте к ордену Ленина». Небывалый случай: сразу два указа Президиума Верховного Совета СССР – о присвоении Петру Петровичу Глебову звания народного артиста СССР и о награждении его орденом Ленина – вышли в один день. И не по случаю юбилея! Актер в это время находился на гастролях, далеко от Москвы. Когда друзья разбудили его и принялись поздравлять, Глебов не сомневался, что его разыгрывают.


Арсений Замостьянов,
кандидат филологических наук

XX ВЕК