Никто пути пройденного у нас не отберёт...
28 Ноября
Эту картину заказал художнику Александру Герасимову сам Клим Ворошилов — покровитель красноармейской линии в искусстве. У живописца и наркома сложились почти дружеские отношения. Однако этот заказ поражал воображение размахом. Размер картины, на которой должны были уместиться без малого пять десятков командиров-первоконников, — 4 на 5 м! В центре композиции художник мудро поместил товарища Иосифа Сталина — почётного первоконника. Рядом с вождём устроился и Климент Ефремович. Справа, по другую сторону стола, — Семён Будённый. Картина помпезная, но всё-таки живая. Талант Герасимова к тому времени не стёрся. Он нашёл интересное цветовое решение. Получилась не внешняя, а внутренняя патетика. От картины веет силой, добротной армейской надёжностью. Первая конная — сталинский ответ троцкистам на полях Гражданской войны. По крайней мере именно так эта история воспринималась в 1930-е годы. Поэтому Первую конную воспевали композиторы, поэты, кинематографисты и художники.
Впечатляющее полотно получило медаль на Парижской выставке. Столь многонаселённые и мастерски выполненные картины в Европе были в диковинку.
А потом начались мытарства. Сначала арестовали одного из героев картины, потом ещё десяток. Герасимову предложили переделать полотно, но он отмахнулся: других дел невпроворот. Картину просто спрятали до лучших времён. После реабилитации красных командиров её снова стали выставлять, хотя и весьма робко. Теперь нежелательной фигурой стал Сталин...