Высокая миссия
07 Марта 2020
Стыдись и творческой печали
Не у земной жены моли.
Таких в монастыри ссылали
И на кострах высоких жгли.
А.А. Ахматова
Женщина, о которой пойдёт речь, не вписывается в узкие рамки традиционных представлений. Возможно, ей от рождения было уготовано особое предназначение, но судьба её сложилась ещё интереснее, и к нынешнему празднику эта женщина имеет самое прямое отношение.
В настоящее время вокруг неё возникло столько расхожих домыслов и сплетен, что они уже прочно вошли в сознание людей. Значит, речь о человеке незаурядном, оставившем значительный след в мировой истории, существенно повлиявшем на ход её событий, будучи бойцом по духу и всё же оставаясь женщиной по натуре: весёлой, любящей, тонко чувствующей.
Как она выглядела? Где жила? Чем занималась? Как говорила? Над чем смеялась? Ответы на все эти вопросы постараемся услышать от знавших и любивших её современников, а что-то расскажет она сама. Живая, сильная, страстная, тонкого ума и потрясающего чувства юмора. Она была вхожа в высшие круги общества и наделена властью представлять государственные интересы своей страны — значит, ей безгранично доверяли. Но она также свободно и открыто общалась с простыми людьми, чуждая притворству и ханжеству. Легендарная женщина — неистовый боец, твёрдая, как лёд, решительная, как пламя, звали её Александра. Возможно, она не единственная в русской истории, но новая история неразрывно связана с именем Александры Михайловны Коллонтай. И неслучайно за ней закрепилось имя Валькирия Революции.
В своей книге «Моя чрезвычайная бабушка» Владимир Коллонтай пишет о том, каким важным и особенным был для Александры Михайловны день 8 марта. Это был её личный праздник. Ведь она имела к этому дню самое непосредственное отношение. В 1910 году на Международном социалистическом конгрессе в Копенгагене вместе с Кларой Цеткин и Розой Люксембург они провели постановление о ежегодном праздновании 8 марта. Борьба за женское движение, за экономическое равноправие работающих женщин всегда была одной из важнейших задач в жизни Александры Коллонтай.
Международный социалистический конгресс, 1910 год. Справа налево: Роза Люксембург, Клара Цеткин, Александра Коллонтай
За последние 30 лет о ней наговорили столько, что надо иметь достаточно высокую степень моральной устойчивости, либо крайнюю — цинизма или безразличия, чтобы выдержать всё это. Но попробуем взглянуть на то же самое с позиций того времени, когда о великих делах своих современников писали пьесы и снимали художественные фильмы.
В 1969 году на советские экраны вышел фильм «Посол Советского Союза», снятый по мотивам книги Ариадны и Петра Тур «Чрезвычайный посол» (по другой версии, по мотивам пьесы братьев Тур). Картина повествует о жизни и деятельности первой советской женщины-дипломата Елены Кольцовой, прообразом которой явилась Александра Коллонтай. Роль Кольцовой прекрасно исполняет великолепная Юлия Борисова.
«Появляется мадам Кольцова. Поверх её чёрного платья небрежно наброшена элегантная меховая пелерина. Самый придирчивый глаз не смог бы узнать в этой пелерине уже знакомую нам заячью кацавейку. Елену Николаевну окружают корреспонденты:
Корреспондент. Позвольте мне Вам задать только один вопрос?
Кольцова. Пожалуйста.
Корреспондент. Правда ли, что в Вашей стране женщины национализированы и все жёны общие?
Кольцова. Я впервые узнала об этом из Вашего журнала. Это что, юмористическое издание?
Корреспондент. Что дала революция Вашему народу?
Кольцова. А Вы были в нашей стране?
Корреспондент. Да, я проехал по всей Вашей стране и не обнаружил, извините, даже тёплых уборных.
Кольцова. Каждый видит то, что его интересует.
Корреспондент. Разрешите последний вопрос? Как называется мех, из которого сделана Ваша пелерина?
Кольцова. Мадам (укоризненно), неужели Вы не разбираетесь в мехах?!»
Кадр из фильма «Посол Советского Союза»
Это художественное произведение имеет вполне документальную основу. Как и в случае со многими советскими произведениями и фильмами о деятельности спецслужб, консультировали авторов сами их представители, ведь необходимо не только знать личность героя, но и быть хорошо знакомым со спецификой его деятельности.
Конечно, нельзя сказать наверняка, но по некоторым деталям, характерной манере излагать и акцентировать внимание на забавных эпизодах, взятых из реальной жизни, можно узнать не только героя, но и стоящего за ним рассказчика. Ту же мысль подтверждает мерцающая игра имён авторов пьесы, «братьев» Тур — Петра и периодически то возникающей, то уступающей своё место брату Ариадной. А ведь тогда было время, когда нельзя ещё было писать о реальных героях под реальными именами. Полагаю, что я догадываюсь, кто был одним из консультантов в написании пьесы «Чрезвычайный посол». Это могла быть хоть и не «чрезвычайная», зато «особой важности» моя бабушка Зоя Рыбкина (Воскресенская), которая очень хорошо знала Александру Коллонтай, работая под её началом в Швеции, а до этого и в других странах Скандинавии. Александра Михайловна для Зои Воскресенской была духовным наставником, ярким примером в жизни, образцом гибкости ума и женского изящества. В самые тяжёлые предвоенные, а тем более военные годы, находясь вдали от Родины, она оставалась верным и надёжным соратником, материнской поддержкой и ориентиром в напряжённой работе в трудные годы войны в условно нейтральной Швеции.
Зоя Воскресенская и Александра Коллонтай в Швеции
Приведу отрывок из книги Зои Воскресенской «Теперь я могу сказать правду. Из воспоминаний разведчицы» (М.: Республика, 1993): «Осенью 1943 года я провела с Александрой Михайловной целый месяц в санатории Мёсеберг, который стал для меня университетом. За эти дни совместного пребывания в санатории мы ближе узнали друг друга, и о многом было переговорено. Я глубже и лучше познала её облик и хочу рассказать о своих собственных наблюдениях, о которых ни в каких книгах не сказано. Ведь большинство биографов лично не встречалось с Александрой Михайловной и писало со слов других или использовало архивные материалы. С чего же начать? Начну с её образа жизни, с её облика женщины... О нарядах Коллонтай писали газеты, и Александра Михайловна смеялась до слёз, читая о драгоценных фамильных шиншиллах, в которые досужие журналисты превратили её шубу из канадской кошки, или о фамильных бриллиантах. Нет слов, Александра Михайловна была одета элегантно, чуть-чуть модно и из моды выбирала только то, что ей шло, нравилось. У неё был свой, "коллонтайский" стиль во всём. Тонкие руки не соответствовали несколько располневшей с годами фигуре, но пышные рукава, перехваченные в нескольких местах лентами, воротник а-ля Медичи превращали скромное строгое платье в королевское.
— Сегодня мы с Вами идём к принцу Евгению. Он будет показывать свои новые картины, — сказала она мне. — Кстати, заедем в "Темпо" и чем-то освежим платья.
В магазине "Темпо" любая вещь стоит одну крону: перчатки, чулки, воротнички, украшения, пуговицы и прочее. Александра Михайловна выбрала две брошки: одну для себя с хрустальными камушками и другую для меня с сиреневыми стекляшками.
— Эта брошка хорошо будет выглядеть на чёрном бархате, — говорит она задумчиво.
Я смущена.
— Александра Михайловна, ну как можно Вам являться к принцу в таких "драгоценностях"?
Коллонтай быстро парирует:
— Я надеюсь, что принц Евгений не приглашает на приём ювелиров. Он художник, понимает толк в живописи, а вот отличить хрусталь от бриллиантов чистой воды едва ли сможет. Кроме того, мне кажется, он близорук. И кто посмеет подумать, что мадам Коллонтай носит украшения из простого стекла. На бриллианты у меня нет ни денег, ни охоты их носить. Будешь думать — как бы не потерять, а у меня голова занята другими, более важными заботами, — смеётся она».
В 1917 году Коллонтай вошла в состав первого советского правительства как нарком государственного призрения. Сейчас эти функции выполняют три министерства: труда и социальной защиты, здравоохранения и культуры. Впервые столь высокий государственный пост занимает женщина. На посту наркома Коллонтай немедленно проводит ряд социальных реформ по принятию и реализации законодательных актов и декретов о гражданском браке, об охране труда, материнства и детства, по развитию системы родовспоможения и медицинской помощи матери и ребёнку, по созданию инфраструктуры для ухода за детьми (роддома, молочные кухни, ясли, патронажная система, детские сады, приюты для грудных детей), по проведению санитарно-просветительской работы как составной части культурной революции.
В нач. XX века показатели младенческой смертности в России были крайне высоки: в 1901 году доля умерших в этом возрасте составляла 40,5%, постепенно снижаясь до 38% в 1910 году. В этот период российские показатели превышали соответствующие данные в развитых странах в 1,5–3 раза. Основными причинами младенческой смертности в нач. XX века были инфекционные заболевания и неразвитость системы медицинской помощи и родовспоможения, сложная санитарная обстановка труда, быта и жилищных условий, отсутствие знаний о гигиене, низкая грамотность населения. В России отсутствовало какое-либо законодательство об охране материнства и детства, существовавшее во многих европейских странах уже длительное время. Коэффициент младенческой смертности один из базовых в оценке общего уровня социально-демографического развития и достаточно точно характеризует социальное положение населения, состояние национальных систем здравоохранения и отношение к человеческой жизни в стране в целом.
В результате реформ, проведённых Коллонтай в области социальной политики и здравоохранения в молодой Советской России, уже в 1920-х годах было достигнуто снижение младенческой и материнской смертности. В 1926 году российский показатель смертности детей до одного года составил 188 на 1000 родившихся, то есть за первую четверть XX века сократился почти на треть.
Появляется сеть детских учреждений: ясли, детские сады и роддома. Это реальная поддержка материнства и детства на государственном уровне. В целом можно сказать, что практически все социальные блага, которыми население нашей страны пользуется и сегодня, были заложены наркомом Коллонтай.
Приступив к обязанностям наркома государственного призрения, Коллонтай первым делом создаёт в Петрограде Дворец матери и ребёнка, под крышей которого находятся роддом и приют для детей-сирот. Но дворец ждёт незавидная участь. Через несколько дней после открытия его поджигают. Нарком призрения в спешке начинает подыскивать новое место для детей и молодых мам. Такое место быстро находится — это Александро-Невская лавра. Естественно, что верующим это не понравилось. И, когда решительная женщина-нарком пришла реквизировать данное помещение, она столкнулась с закрытыми воротами. Недолго думая, она позвонила в ЦентроБалт — Центральный союз матросов Балтийского флота. На помощь выслали матросов — чуть было не случился штурм. Ленин был очень недоволен, что Коллонтай принимает такие решения, не посоветовавшись с руководством страны. Тогда и появилось это прозвище, по слухам, данное ей Троцким, — Валькирия Революции. Оно так прочно закрепилось за ней, что и сегодня этим именем называют книги и фильмы о Коллонтай.
Заглянем в скандинавские саги. Валькирии — это могучие, необыкновенно красивые, воинственные девы, исполняющие волю Верховного Бога Одина. Свет, который дают их обнажённые мечи, можно видеть как свет полярного сияния. Никто не мог сравниться с ними в воинском искусстве, а остановить их могла только смерть. По другим версиям, валькирии всегда оставались бессмертными и вечно молодыми. Нередко они выбирали себе возлюбленных героев из мира людей, но вступление в брак со смертным было чревато для самой валькирии. От брака с обычным мужчиной воительницы теряли силу и становились легко уязвимыми. Дело в том, что они выполняли волю Верховного Бога Одина и должны были оставаться преданы только ему. Валькириям были присущи такие качества, как справедливость, мудрость, честь и благородство.
Во многом этот мифический образ относится и к Коллонтай. Её дипломатическая деятельность началась в 1922 году на посту торгового представителя в Норвегии. Это ознаменовалось покупкой 400 тыс. т сельди и 15 тыс. т солёной трески. В Советской России в это время был голод, острая нехватка продовольствия. И то, что Коллонтай удалось организовать столь крупную поставку сельди, было чрезвычайно необходимым и своевременным для молодой Страны Советов. Из Москвы пришёл приказ: назначить Александру Коллонтай полномочным представителем СССР в Норвегии. Так она стала женщиной-послом, одной из первых в мировой истории посланниц своей страны.
Ещё одно из её достижений — это заключение экономического договора с Норвегией, когда Норвегия фактически признала Советский Союз. Это был своего рода прорыв политический, отвечавший интересам нашей страны.
Успехи в Скандинавии побудили Иосифа Сталина направить Коллонтай на другой ответственный участок — налаживать отношения со странами Латинской Америки. Коллонтай становится полпредом в Мексике.
За эту работу Александра Коллонтай впоследствии была удостоена высшей государственной награды Мексики — Ордена Ацтекского орла, который вручается иностранным гражданам за заслуги перед Мексикой или человечеством.
Орден ей вручил в Москве в 1947 году посол Мексики Нарсисо Бассольс, большой друг Советского Союза, лично знавший Коллонтай ещё с 1920-х годов. Свидетели этого торжественного акта вспоминают, что Александра Михайловна, несмотря на то, что была прикована к креслу параличом, сумела в знак уважения к Мексике встать и принять награду стоя.
С 1930 года Александра Коллонтай — полномочный представитель СССР в Королевстве Швеция. В 1944 году ей официально был присвоен ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Советского Союза.
В качестве дипломата Коллонтай выполняла личные поручения Сталина, вела секретные переговоры. При тесном взаимодействии дипломатов и разведчиков, среди которых была и Зоя Рыбкина, условно нейтральную Швецию удалось удержать от вступления в войну на стороне Германии. И конечно, величайшим достижением Коллонтай была победа в переговорах по выводу Финляндии из войны на стороне Германии, которые она вела на протяжении нескольких месяцев после перенесённого смертельного недуга, уже будучи прикованной к инвалидному креслу.
Недаром древние римляне говорили: «Чего не могут сделать легионы, может сделать одна женщина!»
Александра Михайловна Коллонтай — Чрезвычайный и Полномочный Посол Советского Союза
Самым ценным за свою революционную и государственную деятельность Александра Коллонтай считала свой вклад в борьбу за раскрепощение трудящихся женщин и утверждение их равноправия во всех областях труда. Наша сегодняшняя жизнь представляется немыслимой без профессиональной деятельности женщин-врачей, учителей, инженеров, агрономов, женщин рабочих и творческих специальностей, военных, лётчиц, космонавтов, государственных служащих, деятелей науки и других.
Сама Коллонтай пишет: «При этом я неразрывно связывала борьбу за раскрепощение и равноправность с двойной задачей женщины: она и гражданка, и мать. Мой вклад в политику укрепления Советского Союза — это моя работа по линии дипломатии с 1922 по март 1945 г.
Собственно, я пережила не одну, а много жизней, настолько отдельные периоды моей жизни отличались друг от друга...» (А. Коллонтай. Размышления о прожитом. Из записных книжек последних лет. 1946–1951).
Елена Рыбкина