Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Первый перекур

06 Ноября 2019

Художник Владимир Серов (1910–1968) был признанным летописцем революционных событий 1917 года. Эпос, история, глобальные сюжеты — это его стихия. Он вырос в доме деда-священника в Тверской губернии, а родители художника были убеждёнными революционерами. Говорят, что первый портрет своего тёзки Ленина Владимир Серов набросал ещё в нежном возрасте и до революции. Этой теме он оставался верен десятилетиями. 

Совсем молодым Серов создал полотно «Приезд В.И. Ленина в Петроград в 1917 году», принёсшее ему первую славу. Кстати, в партию художник вступил сравнительно поздно, в 1942 году, в блокадном Ленинграде. Там он создавал плакаты, был одним из застрельщиков «Боевого карандаша».  Кроме революционной темы ему удавалась и героика Древней Руси — витязи, герои «Слова о полку Игореве», Александр Невский... 

Десятки раз Серов создавал образы Ленина и других вождей Октября. Он был на редкость плодовит и патетичен, да и высокого уровня живописи не терял. Эти картины увенчаны премиями, их тиражировали в школьных учебниках и на почтовых марках. Но, пожалуй, самый сильный образ октября 1917 года получился у Серова, когда он обратился к сюжету, в котором отсутствовали всем известные вожди. Это картина «Зимний взят», созданная в 1954 году. Торжественная барочная архитектура Бартоломео Растрелли. Следы вторжения, следы перестрелки... И на фоне парадных колонн и скульптур солдат прикуривает у рабочего-красногвардейца. Штурм отшумел, и они прочно взяли власть в свои руки. Расставлены патрули — и можно перекурить. Быть может, впервые в эту бурную ночь. 

Картина навевает воспоминания о революционном кинематографе 1930-х, в первую очередь о картине «Человек с ружьём». Серовский солдат напоминает героя этого фильма Ивана Шадрина, который надолго стал одним из символов Октября. Однако пересказывать «идейный смысл» — дело нетрудное. Важно, что у Серова получилась картина впечатляющая и, по сути, непарадная. Он даже не навязывает своих — триумфальных — оценок штурма Зимнего, оставляя зрителям возможность и ликовать, и печалиться. В любом случае в этот день Зимний был взят, и началась новая глава в истории нашей страны. Художник, не видевший этих событий своими глазами, воспроизвёл их в реалистическом духе, но и с пониманием силы символов. И в обширной галерее серовской революционной героики эта картина самая таинственная и задушевная. 

Арсений Замостьянов