Женщины земные и небесные
06 Марта 2017
Сергей Герасимов. Портрет Героев Советского Союза Полины Осипенко, Валентины Гризодубовой и Марины Расковой. 1938
В сентябре 1938 года три советские женщины — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Для командира экипажа — 28-летней Гризодубовой — это был уже шестой мировой рекорд: за 26 ч. 29 мин. самолёт «Родина» преодолел 6450 км. Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза. Высшую награду получили и её напарницы.
Полёт выдался нелёгкий, с чередой нештатных ситуаций. За Уралом радиосвязь с самолётом была потеряна, а облачность над Сибирью оказалась такой, что, когда лётчицы из неё вынырнули, подумали, что летят над Амуром, а это была река Амгунь. До Комсомольска-на-Амуре было не дотянуть. Потребовались вынужденная посадка и многодневные блуждания по тайге. И всё-таки они выжили, спаслись. 3 октября, после недели поисков, лётчиц удалось обнаружить с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал женщин в тайге.
Художник Сергей Герасимов изобразил воздушных подруг на земле в мирной, умиротворённой обстановке. Они жизнерадостно шагают по полю в солнечный день. На летних платьицах — звёзды героев. Вдали угадываются строения аэродрома. И — бескрайнее небо Родины, которое они покорили, облетев почти весь Союз. Таким и представлялся в 1930-е годы идеал советской женщины. Непобедимая жизнерадостность, готовность к подвигу. Они — на гребне прогресса, за штурвалами самолётов. Вроде бы мужская работа. Но эти молодые женщины обаятельны. Мы видим их в пору расцвета. И это очередной — в духе времени! — гимн людям, которым всё по плечу, для которых нет неприступных крепостей.
Из этой светящейся от счастья тройки долгая жизнь предстоит только Валентине Гризодубовой. Жизнь Полины Осипенко оборвалась в мае 1939-го во время учебного «слепого» полёта. Марина Раскова погибла 4 января 1943-го, под Саратовом, при перелёте на фронт. И картина Герасимова стала своего рода оптимистичным реквиемом по лётчицам, которые не вернутся.
Редакция журнала «Историк»