История вильнюса в xx веке, или о том, какие подарки литовцам сделал «вождь народов»
05 Октября 2015
Месяц октябрь в истории Вильнюса отмечен двумя важными датами. 95 лет назад, 9 октября 1920 года, он был оккупирован поляками. 76 лет назад, 10 октября 1939 года, по решению Иосифа Сталина отвоёванный у польских оккупантов город СССР возвратил Литве. Однако в перечне официальных памятных дат Литвы это событие не отражено. Вспоминать о нём, а тем более праздновать нынешнему руководству политически невыгодно. Мы же напомним поучительную историю о том, что происходило с Вильнюсом в ХХ веке.
Вид города Вильно
Польские методы решения территориальных споров
Юзеф Пилсудский питал к Вильно особые чувства. На то была веская причина: польский политик родился неподалёку от этого города в семейном поместье Зулуве. В 9-летнем возрасте в Вильно он переступил порог гимназии, размещавшейся в то время в здании университета.
Возглавив в 1918 году воссозданную Вторую Речь Посполитую, Пилсудский был не прочь присоединить к ней и Литву. Но там эта идея популярностью не пользовалась. Тем не менее 15 апреля 1919 года Варшава предложила Литве восстановить польско-литовскую унию. Литовцы, по опыту знавшие, как ловко умеют поляки «упаковывать» свои экспансионистские планы в блестящую обёртку, на приманку не клюнули. 19 апреля поляки сбросили маски, вторглись в Литву и оккупировали Вильно.
Историк Михаил Мельтюхов пишет: «Захват Вильно был ознаменован растянувшейся на несколько недель расправой над защитниками или просто сочувствующими советской власти местными жителями: арестами, отправкой в концлагеря, пытками и истязаниями в тюрьмах, расстрелами без суда, еврейским погромом и массовыми грабежами. Население оказалось совершенно беззащитным перед произволом и эксцессами армии страны, называвшей себя бастионом христианской цивилизации в борьбе против большевизма и вообще "восточного варварства"».
Памятник Иосифу Сталину в Вильнюсе
Впоследствии все эти методы широко применялись польскими «цивилизаторами» на оккупированных территориях Украины, Белоруссии и в польских лагерях смерти, где в 1919–1921 годах в муках погибли от 60 до 83,5 тыс. красноармейцев (по разным подсчётам).
В апреле 1920 года поляки напали на Советскую Украину (см. подробнее статью «К 95-летию "чуда на Висле"»). Задержаться в захваченном Киеве им надолго не удалось. Прошло чуть более месяца, и под ударами Красной армии оккупанты в панике бежали — до самой Варшавы.
Ретировались поляки и из Вильно. В июле 1920 года большевики признали независимость Литвы и вернули ей Вильно с прилегающей областью. РСФСР и Литва обязались предоставить друг другу в торговле режим наибольшего благоприятствования.
История польских провокаций
Поражение Красной армии под Варшавой обернулось территориальными потерями и для Литвы. На этот раз Вильно был захвачен поляками в результате многоходовой комбинации. Пойти на неё пришлось из-за Антанты, поддерживавшей Польшу в войне с большевиками, но высказавшейся за сохранение Вильно в составе Литвы. Если в наше время польские руководители в вопросах внешней политики полностью подчинены США, то Пилсудский иногда шёл наперекор Лондону и Парижу. Эту свою способность он продемонстрировал в октябре 1920 года.
Операция по «сравнительно честному отъему» Вильно началась 8 октября, когда якобы «взбунтовалась» 14-тысячная дивизия генерала Люциана Желиговского (он также был уроженцем Виленского края). На следующий день вечером, не встретив серьёзного сопротивления со стороны литовцев, дивизия вошла в Вильно. 12 октября Желиговский издал декрет № 1, объявив о создании государства Срединная Литва. В тот же день Лондон и Париж, реагируя на официально внесённый в Лигу Наций протест литовского руководства, заявили Варшаве, что её действия противоречат принципам лиги, и призвали решать спорные вопросы мирным путём.
В ответной ноте Варшава, выразив лицемерное «сожаление» в связи с действиями Желиговского, сослалась на «самовольные» действия «мятежников» и напомнила о праве жителей Виленщины на самоопределение. То, что это были лишь слова, стало ясно в тот же день, когда Пилсудский объявил посетившим его дипломатам Франции и Великобритании, что «его чувства на стороне Желиговского». Официально Варшава заявила о готовности принять посредничество Лиги Наций в деле заключения перемирия с Литвой и обмена пленными.
28 октября Совет Лиги Наций принял резолюцию с рекомендацией провести плебисцит в Виленском крае. 29 ноября под давлением Военно-контрольной комиссии лиги было подписано польско-литовское перемирие, по которому Виленский край остался у Польши.
Однако уже 3 марта 1921 года Совет Лиги Наций отказался от проведения плебисцита в Виленском крае и порекомендовал Польше и Литве договариваться между собой под контролем лиги. Когда из этой затеи ничего не вышло, лига предложила Польше и Литве создать федерацию, с чем не были согласны литовцы. До конца года стороны вели дипломатические переговоры. В итоге, поняв, что идти на уступки и возвращать Вильно Польша не собирается, руководство Литвы перестало биться «головой об стенку» и разорвало с ней дипломатические отношения.
8 января 1922 года состоялись выборы во Временный сейм Срединной Литвы. Их бойкотировали жившие в крае белорусы, литовцы и евреи.
20 февраля Временный сейм принял решение о вхождении Виленского края в состав Второй Речи Посполитой.
Более 15 лет Варшава добивалась от соседей восстановления дипломатических отношений. Это, считали в Варшаве, означало бы отказ от Вильнюса. Когда терпение у поляков лопнуло, они устроили очередную провокацию. 11 марта 1938 года на польско-литовской демаркационной линии был обнаружен труп польского пограничника. Каунас предложил Варшаве для расследования случившегося создать смешанную комиссию. Поляки от предложения наотрез отказались, объявив виновной литовскую сторону (в сентябре 1939 года пилсудчики, обвиняя немцев в провокации в Глейвице, умолчали о том, что гитлеровцам было с кого брать пример).
17 марта 1938 года Варшава предъявила Литве ультиматум с требованием восстановить дипломатические отношения и убрать из Конституции упоминание о Вильно как столице государства. Угроза польского вторжения вынудила Каунас принять эти условия.
Если бы в тот момент литовцам сказали, что пройдёт всего полтора года, и Вильнюс снова станет литовским, те бы сочли такие прогнозы оторванными от реальности. Однако товарищ Сталин и доблестная Красная армия сотворили для литовского народа чудо, о котором сами литовцы уже и не мечтали.
Взятие Вильно
В том, что Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу, была злая ирония судьбы: перед тем как стать жертвой нацистской Германии, Польша изрядно поспособствовала той в деле развязывания войны. А поскольку её жертвами стали десятки миллионов граждан разных государств, официальной Варшаве рано или поздно придётся ответить за политику Пилсудского и его наследников в 1930-е годы.
18 сентября вечером части Красной армии оказались на окраине Вильно и вступили в бой с польскими оккупантами. Он продолжился на следующий день. Мельтюхов описал ход боя чуть ли не поминутно:
В 13 часов красноармейцы заняли вокзал. К вечеру 19 сентября обстановка в городе в целом нормализовалась. Вопрос, который литовцы не могли решить почти 20 лет, Красная армия решила за два дня — Вильно был свободен от польских захватчиков.
Щедрые подарки товарища Сталина
В отличие от современных литовских политиков, не сделавших для своей страны ничего полезного и оказавшихся способными лишь пресмыкаться перед Вашингтоном и злобно тявкать на Россию, проклинаемый ими Сталин был человеком дела. И, судя по всему, любил литовский народ. Ведь именно Сталину, а не Витаутасу Ландсбергису, Дале Грибаускайте и прочим литовским политикам Литва обязана своей территорией.
В 1939 году на отвоёванный у Польши Виленский край претендовала Белорусская ССР. Претензии на Вильно белорусские политики высказывали ещё в 1919 году. Население самого Вильно, хоть по переписи 1897 года, хоть в 1919 году, хоть в 1939-м, было по своему составу отнюдь не литовским. Несмотря на это, Сталин твёрдо решил передать Виленский край Литве, что и было зафиксировано в советско-литовском договоре о взаимопомощи от 10 октября 1939 года. Вильно был переименован в Вильнюс и стал столицей Литвы.
Юзеф Пилсудский
Ровно 75 лет назад, в октябре 1940 года, Сталин сделал Литве ещё один щедрый подарок, передав ранее входившие в состав Белорусской ССР Друскеники, Свенцяны и железнодорожную станцию Годутишки (Адутишкис) с окрестными деревнями. Друскеники получили известность в СССР как курорт Друскининкай.
Отношение Сталина к Литве проявилось и во время Крымской (Ялтинской) конференции. 7 февраля 1945 года при обсуждении вопроса о создании международной организации (будущей ООН) советская делегация предложила, чтобы в числе членов-учредителей были три советские республики — Украина, Белоруссия и Литва. Англосаксам это показалось чрезмерным. Под их давлением Сталин пошёл на уступку и довольствовался Украиной и Белоруссией.
Позже «вождь народов» передал Литве ещё и Клайпеду с Клайпедским краем. Хотя впервые в составе Литвы прусский Мемель (так много веков называлась нынешняя Клайпеда) оказался лишь в 1923 году. А в марте 1939 года под давлением Берлина литовское правительство передало его Германии.
После окончания Великой Отечественной войны Восточная Пруссия перешла к СССР. Сталин имел полное право оставить Клайпедский край в составе РСФСР. К сожалению, он поступил иначе.
Р.S. В 2010 году сейм Литвы, «забыв» о польской оккупации Вильнюса, ввёл уголовную ответственность за одобрение «советской оккупации». Но если оценивать её последствия объективно, то неоспоримым фактом является то, что в советское время численность населения республики росла, а теперь стремительно сокращается. Если перечислить построенное в Литве «оккупантами» и полученное от них задарма, то сегодня о такой «оккупации» литовцам можно только мечтать. Ведь лишь благодаря Сталину, проклинаемому прозападной литовской элитой, Литва имеет в своём составе порт Клайпеду, курорт Друскининкай и свою столицу Вильнюс. Странно, однако, вели себя в Литве «оккупанты».
Олег Назаров
Олег Назаров