Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Битва за Болгарию

03 Января 2017

Алексей Попов. Защита  «Орлиного гнезда» орловцами и брянцами 12 августа 1877 года. 1893

Шла, пожалуй, самая справедливая в истории война. Война, в которой русская армия сражалась за свободу порабощённых балканских народов, и прежде всего за свободу братского болгарского народа. Когда русские войска, пополненные болгарскими частями, перешли Дунай и двинулись вглубь Турции, главным препятствием на пути к победам стал Шипкинский перевал. Перевал удалось взять. Русские войска разместились на высотах.

Турки всеми силами пытались вернуть Шипку, бросая в бой всё новые и новые силы. Орлиное гнездо — скалистый и обрывистый мыс перед горой Святого Николая. Именно вокруг него развернулись самые кровопролитные сражения в сер. августа.

С утра 12 августа османы пошли в решительную атаку.  Русские и болгары сражались плечом к плечу. Основной удар пришёлся на бойцов Орловского и Брянского полков. Они несли потери, но стояли насмерть. Туркам пришлось отступить. На следующий день уже русские двинулись в атаку на вражеские позиции. После августовских боёв турки долго не атаковали перевал большими силами. А для русской армии началась эпопея «шипкинского сидения».

Для болгар Шипка стала символом освобождения от османского ига. Как рубеж, после которого свобода оказалась достижимой реальностью.

Знаменитый русский художник-баталист Алексей Попов был офицером, служил в артиллерии, получил чин подполковника. Тонкости воинской службы знал досконально и воспроизводил картины сражений с высоким искусством. Когда шла Русско-турецкая война, которую он воспел в своих полотнах, Попов только оканчивал военное училище. Силой воображения он восстановил подробности того боя. Беседы с шипкинскими ветеранами дополнили картину. Горная война экспрессивна — и на полотне всё летит кубарем. Хотя храбрецы выстояли, преодолев горную стихию.

Ни в Болгарии, ни в России не забыли ту войну, то боевое братство. У шипкинского памятника русским воинам всегда живые цветы. И картины Попова есть в тамошнем музее.

Редакция журнала «Историк»