Пять знаменитых советских кораблей
28 Июня 2016
Лёгкий крейсер «Киров»
Готовясь к проектированию для флота серии лёгких крейсеров, советские конструкторы самым внимательным образом изучили итальянский опыт в этой области. В качестве исходного образца избрали «Раймондо Монтекукколи», а также купили у фирмы «Ансальдо» полный пакет технической документации на механизмы крейсера «Эудженио ди Савойя». Первоначально корабль планировали вооружить шестью 180-мм орудиями главного калибра с размещением их в трёх двухорудийных башнях, но в 1934 году родилась достаточно смелая идея установить в имеющихся габаритах по три орудия. К недостаткам такого решения можно отнести расположение всех стволов в одной люльке, то есть с единственным приводом вертикального наведения, поэтому одно удачное попадание неприятельского снаряда могло вывести из строя одновременно всю башню. Однако возможность увеличить на 50% число стволов главного калибра всё же перевесила.
Строительство начали 11 июля 1934 года, а 7 августа 1937 года корабль совершил первый выход в море. 28 сентября 1938 года комиссия под председательством капитана 2-го ранга Д.Д. Долина подписала акт о приёмке.
Во время советско-финской войны «Киров», базируясь на Лиепае, выходил в море для обстрела береговой батареи противника на острове Руссарэ.
Великую Отечественную войну крейсер встретил на рейде Риги. В ходе обороны Таллина с 22 по 27 августа 1941 года провёл 36 стрельб по скоплениям войск противника.
Во время таллинского перехода «Киров» был флагманским кораблём главных сил. На его борту находились эвакуируемые Военный совет Краснознамённого Балтийского флота и члены правительства Эстонии.
С 30 августа крейсер неоднократно обстреливал рвущиеся к Ленинграду немецкие войска. Авиация противника неоднократно бомбила «Киров», но, несмотря на то что периодически добивалась попаданий, потопить корабль так и не смогла. 27 февраля 1943 года крейсер «Киров» наградили орденом Красного Знамени.
Кроме «Кирова» в составе Черноморского флота находился построенный по тому же проекту «Ворошилов».
Эсминец «Гремящий»
Во второй пол. 1930-х годов в СССР по разработанному под руководством Владимира Никитина и Павла Трахтенберга «Проекту 7» построили 28 однотипных эскадренных миноносцев. Корабли отличались мощным вооружением из четырёх 130-мм орудий главного калибра и двух трёхтрубных торпедных аппаратов.
Самым известным в серии стал построенный на ленинградском заводе № 190 «Гремящий». Он вступил в строй 28 августа 1939 года, а уже в сентябре отправился на север по Беломоро-Балтийскому каналу. 8 ноября 1939 года корабль прибыл в Полярный и был включён в состав Северного флота.
Во время советско-финской войны «Гремящий» нёс дозорную и конвойную службу и непосредственно в боевых действиях участия не принимал.
С началом Великой Отечественной войны эсминец перешёл в Ваенгу и уже 24 июня отправился в свой первый боевой поход, охраняя транспорты «Циолковский» и «Моссовет» на переходе из Мурманска в Титовку.
В ночь с 24 на 25 ноября 1941 года совместно с однотипным «Громким» и британским лёгким крейсером «Кения» «Гремящий» участвовал в обстреле норвежского порта Вардё, по которому выпустил 89 снарядов главного калибра.
29 марта 1942 года, находясь в охранении конвоя PQ-13, «Гремящий» и однотипный «Сокрушительный» приняли участие в отражении атаки немецких эсминцев.
1 марта 1943 года кораблю присвоили гвардейское звание. В дальнейшем командование продолжало использовать «Гремящий» в основном для охраны конвоев. Кроме этого, в 1944 году корабль участвовал в двух набеговых операциях: в Мотовском заливе (9 октября) и обстреле порта Вардё (26 октября). 14 декабря 1944 года сильно изношенный непрерывной боевой службой корабль поставили на капитальный ремонт на заводе № 402 в Молотовске, после завершения которого до 1954 года он прослужил в составе Беломорской военной флотилии. Уже в качестве опытного судна он принимал участие в ядерных испытаниях, после чего был затоплен в губе Чёрная на Новой Земле.
Сторожевой корабль «Сметливый»
В настоящее время «Сметливый» является единственным остающимся в строю кораблём «Проекта 61», которым выпало сыграть выдающуюся роль в эпоху «холодной войны». Начавшаяся в 1950-х годах разработка проекта была связана в первую очередь с появлением ядерных ракет морского базирования, превративших подводные лодки в стратегическое оружие. В качестве контрмеры приступили к созданию нового ракетного оружия, предназначенного для уничтожения субмарин противника, а к началу 1960-х годов — кораблей специальной постройки — нового класса, за которым в СССР закрепилось название «Большой противолодочный корабль» (БПК).
Дело в том, что состоящие в то время на вооружении флотов НАТО ядерные ракеты морского базирования не отличались большой дальностью, вынуждая подводные лодки перед пуском практически вплотную приближаться к границам противника. Поэтому эффективной мерой противодействия становилось создание эшелонированных противолодочных заслонов. Предполагалось, что в дальней зоне вражеские субмарины будут перехватываться вертолётоносцами и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — большими противолодочными кораблями.
В качестве энергетической установки предпочли газотурбинный вариант, к положительным сторонам которого следует отнести более низкую удельную массу и быстрый запуск (5–10 минут) из холодного состояния. Именно за мелодичный свист газовых турбин БПК «Проекта 61» на флоте прозвали «поющими фрегатами». Учитывая, что кораблям предстояло действовать в том числе и в условиях применения противником оружия массового поражения, конструкция корпуса и надстроек обеспечивала возможность ведения боевых действий без присутствия личного состава на верхней палубе и мостиках. Вооружение состояло из двух зенитно-ракетных комплексов, двух спаренных 76-мм башенных артиллерийских установок, пятитрубного торпедного аппарата, двух реактивных бомбомётов и противолодочного вертолёта.
На момент постройки БПК «Проекта 61» по своим боевым возможностям были практически равноценны современным им американским ракетоносным эсминцам. В течение нескольких десятилетий, неоднократно проходя модернизации, они несли службу на всех океанах, обеспечивая стратегический паритет. Однако постепенно корабли этого типа, начиная с 1990-х годов, стали выводить из состава флота. Иная судьба выпала «Сметливому», переведённому в 1992 году в класс сторожевых кораблей. И сейчас он продолжает нести боевую службу в составе Черноморского флота, выполняя задачи в том числе и у побережья Сирии.
Ракетный крейсер «Москва» (бывший «Слава»)
Датой начала работы над «Проектом 1164» принято считать 1972 год, когда сформулировали тактико-технические требования к новым ракетным крейсерам, предназначенным для придания боевой устойчивости силам флота на отдалённых морских театрах и уничтожения крупных надводных кораблей противника. Главным конструктором назначили директора Северного ОКБ Александра Перькова. Предполагалось, что каждый корабль будет нести 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт», зенитные ракеты типа С-300Ф и «Оса», артиллерийские установки калибром 100 и 30 мм, а также два пятитрубных торпедных аппарата.
Первоначально планировали построить десять кораблей этого типа, но позже заказ сократили до шести единиц. В итоге заложили только четыре крейсера, а достроили три. Головным стал вступивший в строй в 1983 году «Слава». В 1989 году корабль принял участие в обеспечении встречи Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва и президента США Джорджа Буша, а в 1990 году на его борту прошла Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением.
Новое имя «Москва» корабль получил 16 мая 1996 года после списания названного в честь столицы устаревшего противолодочного крейсера.
С 9 по 12 августа 2008 года участвовал в вооружённом конфликте с Грузией, выполняя задачи по обеспечению действий российской группировки. С 30 сентября 2015 года «Москва» возглавляет постоянное оперативное соединение ВМФ России, осуществляющее прикрытие действий российской авиационной группировки в Сирии.
Малый ракетный корабль «Бора»
Вступивший в строй в 1997 году малый ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» стал крупнейшим в практике мирового кораблестроения катамараном с аэростатической воздушной подушкой. Он предназначен для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, обеспечения прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев, а также ведения разведки и дозорной службы в операционной зоне наших сил.
Именно синтез катамарана и воздушной подушки позволил совместить в конструкции одного корабля две практически взаимоисключающих характеристики: установку мощного вооружения и обеспечение высокой скорости полного хода. В итоге на сравнительно небольшой по размерам платформе удалось разместить восемь противокорабельных ракет «Москит», а скорость достигает 55 узлов (101,9 км/ч).
В настоящее время находящиеся в составе Черноморского флота «Бора» и однотипный «Самум» продолжают оставаться уникальными кораблями, не имеющими аналогов в мире.
О легендах российского императорского флота читайте в следующем материале
Андрей ЧАПЛЫГИН
Андрей Чаплыгин