Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Два царя

18 Января 2017

Илья Репин. Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семёновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900

На рубеже веков маститый, на всю Россию гремевший художник Илья Репин обратился не к самому яркому и отнюдь не к героическому эпизоду русской истории. Казалось бы, обыденный случай: наш будущий первый император, ещё не оперившийся, вместе с братом, в окружении придворных, приехал на московский Семёновский потешный двор — туда, где любил охотиться их царственный отец.

Семёновский потешный двор — это не в последнюю очередь  слобода. Это было настоящее царство соколиной охоты. Ловчие птицы содержались на Семёновском потешном дворе в так называемых птичьих покоях: зимой — в тёплых «светлицах», а летом — в «птичьих амбарах», в которых они сидели на шестах, обитых ровным холстом. Туда и направились молодые цари московские…

Иван Алексеевич после смерти отца, царя Алексея Михайловича, должен был стать самодержцем как старший сын и наследник. Однако его считали слабоумным, слабым. Куда больше надежд связывали с младшим по возрасту Петром. Сановники нашли компромиссный вариант: двоецарствие. Ивана и Петра вдвоём венчали на царство в 1682 году. Причём Иван Алексеевич считался «старшим царём», каковым и был по возрасту. Но он не проявлял интереса к государственной жизни. Стремился ограничить себя семейным кругом. В качестве монарха он лишь принимал участие в ритуалах.

Что же нашёл в этой истории Илья Репин, создавший столь эмоциональную картину? Он показал братьев почти близнецами (хотя матери у них были разные). Они похожи внешне. Тем разительнее различие характеров. Пётр ликует. Буйный, удалой, энергичный. На потешном дворе он весь отдаётся потехам. Его брат выглядит нелепо в золотом царском облачении, которое ему явно не по росту. Он опирается на посох, как старик. Тёплый весенний день его не радует, даже небольшое путешествие в тягость унылому, вечно усталому царю. Иван отстранён от всех, он удручённо глядит себе под ноги. Пётр одет гораздо скромнее чинного брата. Зато он готов продирижировать всем честным народом. Готов к неуёмным делам. Такой внутренний конфликт набросал Репин в этой яркой картине.

Редакция журнала «Историк»