Москва непокорённая
15 Февраля 2017
Василий Верещагин — художник-воин, несравненный баталист, знавший о войне не понаслышке. Художник родился через тридцать лет после Отечественной войны. 1812 году он посвятил цикл из двадцати картин, проследил весь кровавый путь Великой армии в России. Верещагин считал эту военную эпопею ключевым событием в истории Отечества. Когда мы всматриваемся в эти картины, трудно отделаться от впечатления, что художник видел эту войну своими глазами…
Самый трагический, самый горький для русского сердца эпизод той войны. В Москве хозяйничают захватчики. Но Первопрестольная не сдалась на милость победителя.
Вскоре после прибытия в Москву французской армии в городе начались пожары. Москва пылала. Ураган распространял огонь по всему городу. Огромный, по преимуществу двухэтажный и деревянный город превратился в бушующий ад. Склады на Красной площади загорелись, очень скоро улицы вокруг Кремля также засверкали от огня. Горели дома, магазины, склады и целые кварталы. В огненной сумятице разнопёрое воинство Наполеона забыло о дисциплине. Солдаты превратились в мародёров, которых не останавливали даже церковные стены. В грабительском угаре они бродили по горящей Москве. Французы обвиняли в пожаре градоначальника Фёдора Ростопчина и русских патриотов.
Наполеон приказал сформировать военные суды и казнить захваченных поджигателей без всякого снисхождения. И началась охота на москвичей. Достаточно было просто находиться поблизости от горящего дома, чтобы быть уличённым в поджоге. Людей хватали на улицах, отправляли в военные суды и расстреливали… Расправы только увеличивали волю москвичей, волю к сопротивлению. Вспоминаются стихи Лермонтова:
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Верещагин показал расстрел у древних церковных стен. Враг жесток. Но бессилен. Сломить Россию ему не удастся.
Редакция журнала «Историк»