Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Провал блицкрига

21 Июня 2023

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз, рассчитывая на очередной блицкриг. О причинах его срыва рассказал «Историку» старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, к. и. н. Дмитрий Суржик.

876867676.jpg

- В какие сроки Германия рассчитывала разгромить Советский Союз?

- План операции «Барбаросса», согласно директиве №21, подразумевал захват европейской части СССР в течение трех месяцев.

- Какие главные ошибки допустили гитлеровские стратеги в своих планах?

- В своем планировании немецкое военное командования исходило из того, что Красная армия не достаточно велика, плохо механизирована и слабо обучена. С сентября 1939 года РККА находилась в состоянии военной реформы. Ее численность значительно возросла. Новым формированиям требовались командиры, которых не хватало. Сказывались и последствия репрессий в офицерском корпусе. Немцы учитывали то, что Красная армия не имела глубоко внедренного опыта современной маневренной войны с массированным применением большого числа танков и авиации. Операции, проведенные в ходе учений, которых было немного, не отличались слаженностью. До 1937 года советское военное командование жило опытом Гражданской войны и рассчитывало на наступательный характер будущей войны.

Все эти проблемы сохранялись до начала войны. Большой вопрос, в какой степени они определяли развитие Вооруженных Сил. Военным атташе из стран Антикоминтерновского пакта ответить на него не удалось. В немалой степени этот их провал был связан с деятельностью советской контрразведки.

Провалилась и попытка Германии разобщить советское общество, вызвать межнациональный раскол, противопоставить евреям и русским все остальные народы СССР.

- Когда военно-политическое руководство Германии осознало, что блицкриг провалился?

- В «Военном дневнике» начальника Генерального штаба Сухопутных войск, генерал-полковника Франца Гальдера с первых недель войны фигурируют сообщения о яростном, упорном и ожесточенном сопротивлении, с каким раньше вермахт нигде не сталкивался. 11 августа, на 51-й день войны, он записал: «Сложившаяся обстановка все очевиднее свидетельствует о том, что мы недооценили русского колосса, который последовательно готовился к войне с той очевидной и беспощадной решительностью, которая так характерна для тоталитарных государств. Это относится как к вопросам управления и мобилизации экономики, так и к организации коммуникации военного потенциала. В начале войны мы рассчитывали иметь против себя около 200 дивизий противника. Теперь же выявили уже 360 дивизий. Конечно, эти дивизии не так вооружены и не так укомплектованы, как наши, а их командование зачастую в тактическом отношении значительно слабее нашего, но эти дивизии есть. И даже если мы разобьем дюжину таких дивизий, русские выставят новую дюжину. Фактор времени работает на противника, поскольку его войска расположены вблизи собственных баз снабжения, в то время как мы все больше и больше отдаляемся от наших. Именно поэтому наши войска разбросаны по огромному фронту, не имея достаточного построения в глубину, подвергаются непрекращающимся атакам противника».

Четкого признания провала первоначальных планов молниеносной войны в немецких документах мы не находим. Де-факто германское командование было вынуждено перейти к импровизациям на ходу.

 

Беседовал Олег Назаров