Палачи Хатыни
22 Марта 2023
"Правда о Хатыни, как и вообще - правда о войне, окрывалась не сразу, потребовались десятилетия, чтобы определить роль пособников нацизма в этом чудовищном преступлении", - считает военный историк, главный редактор издательства "Пятый Рим" Григорий Пернавский.
- Чем была Хатынь для советского человека через 20-30 лет после войны?
- Название этой деревни было известно каждому советскому человеку. Это уже немало. Очень важно, что этот страшный эпизод Великой Отечественной воспринимали как модельный – и справедливо. Подчеркивалось, что Хатынь – это маленькая часть той истребительной преступной политики, которую проводили оккупанты. Недаром там появилось символическое кладбище сожженных деревень. Хатынский мемориал стал главным в стране музеем, посвященным преступлениям нацистов и их пособников на территории Советского Союза. Он пробуждал память не о наших победах (такие мемориалы необходимы, но они были), а именно о зверствах. И никого не оставлял равнодушным.
- Насколько откровенно говорили об участии пособников в этих преступных акциях?
- Нельзя сказать, что роль полицаев совершенно замалчивали, исключали. Это было невозможно. Ведь после амнистии 1955 года, когда многие пособники вышли на свободу, их стали узнвать на улицах, начались уголовные дела, имевшие большой резонанс. Это и первое – Велижское – дело. И Хатынское дело 1974 года, когда на скамье подсудимых оказались Василий Мелешко, Остап Кнап и другие каратели. Тут и по фамилиям многое ясно. .
О полицаях мы читаем и в книгах Алеся Адамовича, очень важных для постижения трагедии Хатыни. Там шла речь о предателях, об их участии в преступлениях. Другое дело, что сложились определенные правила. Не говорилось об этнической принадлежности предателей. И не сообщалось о масштабах их деятельности, их участия в карательных операциях - иначе это вызвало бы нежелательные вопросы. Представление создавалось такое: жгли и убивали немцы, а отдельные выродки, полицаи, им помогали. Их представляли, как мелких прихвостней, жалкую обслугу, которая мельтешила под ногами у хозяев и могла в любой момент получить сапогом по хребту. Это лишь часть правды. Говорить о большем считалось некорректным. Были главные преступники - немцы. И их пособники.
- А в чем правда?
- Во-первых, в том, что среди палачей Хатыни пособников, преимущественно - уроженцев Украины, было большинство. Подавляющее большинсво. Эта неудобная правда ретушировалось, поэтому старались не называть по фамилиям всех участников акции. Во-вторых, среди них были не только "прихвостни", но и те, кто мог принимать определенные решения. Не шкуры низкого класса, а преступники высокого уровня. Как Григорий Васюра - начальник штаба карательного батальона, один из организаторов уничтожения Хатыни и еще десятков деревень. Не просто исполнитель.
Правда, разоблачили его только в 1986 году. Но важно, что у нас старались не писать о пособниках такого масштаба. И создавалось впечатления, что Хатынь сожгли немцы при участии полицаев, а не наоборот. Сегодня мы знаем об этом преступлении все без фигур умолчания. И оно по-прежнему остается "модельным". Хатыней было много, эту кровавую модель использовали постоянно - и это самая страшная правда войны.
Беседовал Арсений Замостьянов