Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Сага о настоящем человеке

01 Апреля 2023

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута во многом благодаря героизму и мужеству советских солдат. Таких героев не было ни в одной другой армии мира. Среди ими подвигов помимо броска на амбразуру следует назвать воздушный и наземный тараны, бросок под танк с гранатой, подрыв себя и врагов. Нередко бойцы закрывали собой командира, вызывали огонь на себя. Военные связисты в безвыходной ситуации пропускали через себя ток. Позднее моряки-подводники входили в отсек атомного реактора, чтобы заглушить его работу. А летчики при отказе мотора шли на верную смерть, когда не катапультировались, вытягивая самолет за пределы населенного пункта.

Отдельной строкой в этом ряду стоит имя Захара Артёмовича Сорокина, летавшего в составе авиации Северного флота без обеих ступней и сбившего 18 немецких самолётов, причём 12 из них – уже будучи на протезах, за что он был удостоен звания Героя Советского Союза и ордена Британской империи.

 Сорокин_1.jpg

Следует подчеркнуть, что гвардии капитан Захар Сорокин первым совершил этот подвиг, требующий невероятного мужества и железной воли. Он родился 17 марта 1917 года в Карасукском районе Новосибирской области, на станции Глубокое – тогда это был Барнаульский уезд Томской губернии. Когда ему было четыре года, семья переехала на Кубань на станцию Тихорецкая. Здесь Захар окончил 7 классов железнодорожной школы и школу ФЗУ, работал помощником машиниста паровоза и одновременно учился в аэроклубе. В 1937 году по путевке комсомола его направили в Ейское военно-морское авиационное училище им. И.В. Сталина. Великая Отечественная война застала его на Черноморском флоте в Севастополе.

Уже в первый день войны лейтенант Сорокин вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он получает важное задание: освоить в условиях Севера новую боевую технику — истребитель МиГ-3, и уже 17 сентября, после четырех сбитых немецких самолётов, его награждают орденом Красного Знамени.

25 октября он вылетел на перехват истребителей-бомбардировщиков Мессершмитт Bf. 110. То, что произошло потом, настолько невероятно, что будоражит сознание исследователей и по сей день. Сам Захар Артёмович писал: «Что же касается утверждения будто-бы я придумал “приключенческие” измышления, то могу сослаться на те-же авторитетные источники как газета “Правда” 11.XI-1941 года корреспонденция А. Жарова, и газета “Известия” от 20.XI-1941 года корреспонденция А. Склезнева … От рукопашной схватки… явственно виден на моем лице – глубокий шрам и отсутствие зубов. … Между прочим мои бывшие сослуживцы должны помнить что командование Северного флота сделало вывод из моего ранения финкой гитлеровца и отдало приказ о снабжении их летчиков финскими ножами».

События развивались следующим образом. Сорокин атаковал головную машину противника. «Мессер» загорелся и начал падать, за ним потянулся шлейф дыма. В тот же момент Захар почувствовал тупой удар в правое бедро. Это из-за облаков вынырнул ещё один немец. Захар бросает свою машину наперерез ему, короткий удар – и «мессер» пошел вниз. Но и «МиГ» был повреждён при таране… В длинном извилистом ущелье Захару удалось сесть на лед, не выпуская шасси. Пытаясь выбраться из кабины, он вдруг увидел огромного дога – немцы иногда брали с собой собак. Выхватив командирский «ТТ», он застрелил зверя и тут же заметил лежащий неподалеку «мессер». Сразу же раздались выстрелы – это уже в него стрелял немецкий лётчик. Захар, присев за крылом самолета, сразил его двумя пулями. Внезапно началась полярная вьюга. Когда чуть просветлело, Захар увидел, что, перебегая от валуна к валуну, к нему бежит второй немец. Пистолет дал осечку, в руке немца блеснула финка, которой он полоснул Захара по лицу. После короткой рукопашной схватки Захару удалось подобрать упавший пистолет и застрелить немца. Кругом завывала вьюга. Появились волки – одного Захар застрелил, остальные двигались на некотором удалении, ожидая, когда жертву оставят силы. Как рассказывает его дочь Мария, с тех пор на просьбу завести собаку отец всегда отвечал категорическим отказом… Но самое страшное заключалось в том, что, переходя ручей, он провалился под лёд и промочил унты. Костер разжечь не удалось. В итоге, когда через шесть дней Захар вышел к побережью моря и увидел своих, ступни ног были отморожены.

Но и оставшись без ног, мужественный пилот не собирался сдаваться. Тем более, что под бомбами в землянке погиб его сын Володя. Ещё одно печальное известие пришло 30 мая 1942 года – прикрывая конвой PQ-16, следующий в Мурманск, погиб его командир подполковник Борис Феоктистович Сафонов – первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны, лучший советский лётчик-истребитель 1941-1942 годов. И вот после девяти месяцев госпиталей и немного привыкнув к протезам, которые поначалу вызывали адские боли, Захар отправился на прием к наркому Военно-морского флота адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову и добился возвращения в свой полк.

Захар Сорокин с дочерью Марией и мамой. Тихорецк 1962.jpg

Захар Сорокин с дочерью Марией и ммой. Тихорецк. 1962 г.

Это был настоящий подвиг, учитывая, что подобных героев вообще единицы. В 1946 году вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», из которой весь мир узнал об Алексее Маресьеве. Его самолёт был сбит 5 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» в Новгородской области. Раненый в обе ноги, он 18 суток пробирался к своим, попал в госпиталь с заражением крови и гангреной, лишился обеих ног по голень, но нашел в себе силы вернуться в строй и 19 июля 1943 года на Курской дуге сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87. На следующий день во время воздушного боя он спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Фокке-Вульф FW-190, за что 24 августа 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза. По воспоминаниям Марии Сорокиной, её отец и Алексей Петрович впоследствии встречались, но друзьями не стали.

Георгий Павлович Кузьмин, которого называют «красноярским Маресьевым», хотя правильнее было бы назвать «красноярским Сорокиным», свой первый самолёт сбил уже 27 июня 1941 года в районе белорусского города Лепель. Это был Юнкерс Ju-87. Кузьмин атаковал второй Ju-87, а когда закончился боекомплект, пошел на таран и винтом ударил немца по хвосту. Тот рухнул вниз, а Кузьмин смог благополучно вернуться на свой аэродром на поврежденном самолете. 19 ноября в районе Ельца он сбил два бомбардировщика Ju-88, но получил повреждения и загорелся. Раненый в обе ноги, он посадил свой горящий самолет, но попал в плен, однако совершил побег из лагеря для военнопленных и почти месяц воевал в партизанском отряде. После возвращения из-за линии фронта в госпитале Кузьмину ампутировали ступню левой ноги и треть ступни правой. И тем не менее мужественный лётчик уже летом 1942 года добился возвращения в строй. В боях под Сталинградом к февралю 1943 года он совершил 270 боевых вылетов, в 90 воздушных боях сбил лично 15 и в группе — 6 самолетов противника. 28 апреля 1943 года капитану Кузьмину Георгию Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. 18 августа 1943 года, в День Воздушного Флота СССР, прикрывая командира полка во время воздушного боя, он сбил вражеский истребитель, но и сам был подбит. Пытаясь выброситься с парашютом, который загорелся, гвардии майор Кузьмин погиб.

Еще один замечательный лётчик, Леонид Георгиевич Белоусов, в 1941-1942 годах прикрывал «Дорогу жизни» в составе ВВС Балтийского флота. В 1942 году он лишился обеих ног (одной выше колена) в результате гангрены, начавшейся из-за осложнения ожогов, полученных им ещё до войны. В 1944 году он вернулся в свой полк и лично сбил три самолёта противника. В 1957 году гвардии майору Белоусову Леониду Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Захар Артёмович Сорокин также вернулся в свой полк на Северный флот. Он не мог, как другие лётчики, выбегать по тревоге к самолётам, поэтому ему приходилось спать в кабине, ожидая сигнала тревоги. Но уже в феврале 1943 года он продолжил счёт сбитым самолётам. Это была его седьмая победа. Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил ему орден Британской империи и грамоту короля Георга VI о присвоении дворянского титула со словами: «Пока в России есть такие люди, она непобедима».

Весной 1943 года немцы бросили против авиации Северного флота 6-ю эскадрилью «экспертов» (6./JG5 Expertenstaffel) эскадры «Ледяное море», в составе которой особой наглостью отличался 22-летний обладатель Рыцарского креста обер-фельдфебель Руди Мюллер. 19 апреля шесть «мессеров» Bf 109G-2, пилотируемых «экспертами», вылетели в район аэродрома Ваенга-2. Навстречу им были подняты шесть «Аэрокобр». Самолёт гвардии капитана Сорокина в самом начале боя пытались атаковать два «мессера», но он резким разворотом влево уклонился от удара. Истребители разошлись «ножницами», ведущий «мессер» взмыл вверх, ведомый начал резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолёт и двумя очередями сбил его. Когда Захар после боя вернулся на аэродром, на корпусе было около 30 (!) пробоин на фюзеляже и еще больше на хвосте. Мюллер сумел посадить свой поврежденный «Мессер» в 8 км восточнее озера Мальярви и попытался уйти к своим. В состав боекомплекта у немцев входили лыжи и теплые вещи, продукты питания. А вот у Захара Сорокина в аналогичной ситуации ничего этого не было. И все же он победил – как рассказывают, Мюллер впоследствии не мог поверить, что против него сражался лётчик без ног. Сам он при задержании не оказал сопротивления и сразу бросил оружие.

Мюллер сообщил, что на его счету 114 сбитых самолетов, из них 70 над Англией. По времени и месту из его рассказа выходило, что это он сбил Бориса Сафонова… 21 октября 1943 года Руди Мюллер был застрелен при попытке к бегству во время конвоирования в лагерь № 58 Мордовской АССР.

В августе 1944 года, уже будучи командиром эскадрильи, гвардии капитан Захар Сорокин, возвращаясь на базу из района полуострова Рыбачий после очередного боевого вылета, услышал в наушниках: «Первый! Ты – Герой! Как понял? Приём». На своем аэродроме под Мурманском Захар Сорокин приземлился уже Героем Советского Союза. К этому моменту он совершил 117 боевых вылетов.

Захар Сорокин мог бы шагнуть к славе раньше Алексея Маресьева. Но судьба распорядилась иначе. Не так давно военный журналист Юрий Макунин вспоминал, как Захар Артёмович, рассматривая однажды свой только-что опубликованный очерк, заметил: «Маресьева вывел в люди Полевой, а я иду к ним сам…»

С 1945 по 1955 год Захар Сорокин летал в составе Черноморского флота на самолёте «Тихорецкий комсомолец», подаренном ему комсомольцами Кубани. В обращении комсомольцев говорилось: «Героическая Красная Армия под гениальным водительством Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина вышибла немецко-фашистских захватчиков с нашей священной советской земли и бьёт фашистского зверя в его собственном логове. Мы никогда не забудем тех преступлений, которые творили немецко-фашистские захватчики и их подлые приспешники у нас на Кубани. Они залили кровью и слезами наших лучших людей плодородные степи Кубани. Желая усилить помощь Красной Армии в деле полного разгрома врага, мы решили организовать сбор средств из своих личных сбережений на постройку самолёта-истребителя “Тихорецкий комсомолец”. Этот самолёт мы вручим нашему земляку Герою Советского Союза гвардии капитану Захару Артёмовичу Сорокину – славному сталинскому соколу. Пусть же на самолёте, построенном на собранные нами средства, наш славный земляк еще крепче будет бить проклятых немцев, принесших столько горя и несчастья советскому народу. Пусть скорее воссияет знамя победы нашего правого дела! Смерть немецко-фашистским захватчикам!»

Характер у Захара был жесткий, крутой – он мог высказать всё, не взирая на чины. К тому же в 1953 году умерла его жена, оставив маленькую дочку. Помогла встреча со знаменитым лётчиком, генерал-майором авиации Михаилом Васильевичем Водопьяновым, который приехал лечиться в Евпаторию. В семье Водопьяновых капитан Сорокин и познакомился со своей новой женой Валентиной, от которой родилась дочь Маша.

Сорокин справа за спиной Гагарина.jpg

Захар Сорокин - справа, за спиной Юрия Гагарина

— А чем занимался в тот период Захар Артёмович? — спрашиваю я её.

— Работал в Советском Комитете Ветеранов войны и во Всесоюзном Обществе «Знание», позднее вступил в Союз журналистов. Он написал 15 книг, которые вышли в издательстве ДОСААФ и Воениздате в 1962-1978 годах. Дружбой с ним гордился сам Юрий Гагарин, повторяя: «Мы все учились у Сорокина». Ходил папа с палочкой. Ботинки-протезы сильно натирали ноги – практически каждый год ему делали пересадку кожи.Тем не менее, он объездил и облетел всю страну, выступал в школах, пионерских лагерях, домах отдыха, воинских частях. Но только переступал порог дома – падал без сил. Боли были адские. Он не мог спать, стискивал во сне зубы. Каждый год операции, наркоз.

— Каким Захар Артёмович был в быту?

— По характеру папа был очень добрый, отзывчивый. К нему со всей страны ехали люди, он всем помогал: кому с институтом, кому с лечением. Двери квартиры никогда не закрывались, приходили соседи со всего подъезда. Меня, брата и сестру приучал к трудолюбию, дисциплине, скромности, доброте и самостоятельности, за что я ему очень благодарна!

Мария Сорокина, Сара Плант, автор.jpg

Мария Сорокина, Сара Плант и автор

19 марта 1978 года сердце этого железного человека не выдержало… Ушел из жизни герой из героев, вся жизнь которого прошла как в пике.

Андрей Ведяев