Звёздный час Козьмы Минина
01 Ноября 2021
В нач. XVII века «спор славян между собою» зашёл далеко. Немало острых вопросов следовало разрешить в те годы. Сохранит ли Русь независимость? Сохранится ли православное Московское царство?
Бороться за будущее приходилось в условиях безвластия, смуты, когда Русь раздирали не только иноземные захватчики, но и местные авантюристы. Разбойники, самозванцы… В этой ситуации страдало крестьянское большинство, да и жители крупных городов (в первую очередь — москвичи) испытывали опасность грабежей и голода.
Кто встал за Русь в те дни? По-своему боролись монахи, казаки, воины.
Во дни роковые Русь не смогли уберечь те, кому это положено «по штату». Дворянство и его высшая элита — боярская аристократия — запутались в годы династического кризиса. Не могли сделать выбор между верностью государю и государству и феодальной самостийностью. От такой самостийности до предательства и вероотступничества — один шаг.
После расцвета самодержавия, который пришёлся на годы правления кроткого царя Феодора Иоанновича и первые годы царствования Бориса Годунова, наступил затяжной кризис. Элита оказалась бессильной перед польской опасностью. По большому счёту бояре готовы были служить польскому монарху, только хотели выторговать себе новые привилегии.
Нам повезло, что к польскому владычеству непримиримо относились духовники Руси, наше священство, ещё не расколотое Никоновыми преобразованиями.
Среди самых ярких героев сопротивления как минимум два церковных иерарха. Это — Святой Патриарх Гермоген и архимандрит Дионисий, игумен Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один князь Рюрикова дома — Дмитрий Пожарский. Ещё — один мужик, ставший символом борьбы за русского царя, — Иван Сусанин.
Единство сословий должно было проявиться именно в трагические, смутные времена. Символом единения стал Кузьма (Козьма) Минин — настоящий народный вождь, не считавшийся с чинами. И тут уж, где легенда, а где сбывшийся исторический шанс, не разобраться. Мы точно не знаем даже, чем торговал купец Минин. То ли мясом и рыбой, то ли скотом, то ли солью, как его отец. Возможно, он и до смуты занимался сбором государственного оброка, то есть был избранным старостой. Он умел «трясти» толстосумов — волна ополчения вознесла его высоко, Минина побаивались. Даже от несгибаемого князя Пожарского он отличался целеустремлённостью. Кажется, Минина не терзали колебания, в самые тяжёлые дни он не впадал в уныние. Он и для Пожарского стал моральной опорой.
При этом Минин был расчётлив, как и подобает торговому человеку. Умел считать деньги, умел добывать их, не считаясь с регалиями знатных бояр, именитых купцов. Рачительность Минина превратила ополчение из патриотических мечтаний в реальную силу, губительную для неприятеля. Не жалел он и собственных средств: если бы проявил корыстность, кто бы за ним пошёл? В решающие часы сражения за Москву он привёл в чувство отвыкшие от подчинения войска и бросился в бой в районе Крымского двора во главе ополчения. Там были уничтожены отборные роты гетмана. Этот подвиг Минина остался в памяти воинства, в легендах.
Минина мы считаем и первым оратором того времени. Его трудно назвать изысканным златоустом, но народное красноречие в сочетании с яростной убеждённостью творило чудеса.
Звёздный час народного вождя — его воззвание, его выступление перед нижегородцами. В исторической литературе особенно популярна такая цитата из мининского воззвания: «Буде нам похотеть помощи Московскому государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать…» Впечатляющая клятва. Но, пожалуй, самое точное свидетельство о воззвании Минина сохранилось в фольклоре. Ораторские подвиги мясника прославлены в исторических песнях. Фольклор врёт реже, чем наш брат историк да литератор:
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жён, детей,
Вы продайте всё ваше злато-серебро,
Накупите себе вострых копиев,
Вострых копиев, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр
удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку,
Пойдёмте-ко мы сражатися, за матушку,
за родную землю,
За родную землю, за славный город Москву,
Уже заполонили-то Москву поляки злы.
Разобьём их, много перевешаем,
Самого-то Сузмунда в полон возьмём…
Увы, точных сведений о Минине сохранилось немного. Даже насчёт отчества героя нет полной уверенности: в старые времена его нередко величали Захаровичем, широко распространённой была и версия о двойной фамилии — Минин-Сухорук, или Минин-Сухорукий.
В 1939 году на экраны вышел фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» — замечательная историческая эпопея. Роль Минина незабываемо исполнил Александр Ханов — актёр, которого по ярким работам на радио считали дедушкой всего СССР. Правда, когда снимали «Минина и Пожарского», «дедушке» только исполнилось 35. А выглядел он не моложаво, но солидно — как настоящий Минин в свой звёздный час.
Александр Ханов в роли Минина
Арсений Замостьянов